Презентация, доклад на тему Проблемы экологии в литературе писателей XX века

Содержание

Цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту темуНиколаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Слайд 1
Проблемы экологии в произведениях русских писателей 20-го века.
Ч. Айтматов
В. Распутин
В.

Астафьев

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Проблемы экологии в произведениях русских писателей 20-го века. Ч. АйтматовВ. РаспутинВ. АстафьевНиколаева Юлия Михайловна- 1 курс

Слайд 2Цель:
Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы,

какие проблемы поднимают поэты и писатели, раскрывая эту тему

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Цель: Выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели,

Слайд 3Задачи:

-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к

рациональной созидательной деятельности в современном мире;
-формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям природы;
-развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
-освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных литературных сведений и понятий;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Задачи:-воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к рациональной созидательной деятельности в современном мире;

Слайд 4Эпиграф к работе:
Любить природу – значит любить Родину”
(М.Пришвин)
Николаева Юлия Михайловна-

1 курс товароведение УТПиТ
Эпиграф к работе: Любить природу – значит любить Родину” (М.Пришвин)Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Слайд 5Эпиграф к работе:
“Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя”
Ч.Айтматов
Николаева

Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ
Эпиграф к работе: “Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя” 		Ч.АйтматовНиколаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение

Слайд 6Эпиграф к работе:
“Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный

лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.”

(Ф.Тютчев)

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Эпиграф к работе: “Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный лик –  В

Слайд 7Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над

собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку.

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она

Слайд 8Родился 15марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области

в крестьянской семье.
После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета.
Окончив университет в 1959 году, Распутин стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска
С 1966 года Распутин — профессиональный литератор. С 1967года — член Союза писателей СССР.
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири».
В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман газета».
В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск).
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.
Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения).

Валенти́н
Григо́рьевич
Распу́тин

15.03.1937-
14.03.2015гг

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Родился 15марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. 	После школы поступил

Слайд 9Прощание с Матёрой
В повести идет речь о затоплении обжитого острова с

деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре.
"Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень".


Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Прощание с МатёройВ повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции

Слайд 10Прощание с Матёрой
Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание

опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе.
Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил.
Смешалось необходимое и кощунственное.

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Прощание с МатёройПоследние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и

Слайд 11Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, "Прощание с Матерой" представляет собой

во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира.

Прощание с Матёрой

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву,

Слайд 12Чингиз Айтматов родился в селе Шекер, ныне Талаской области Киргизии.
Окончив

восемь классов, поступил в Джамбулский зоотехникум.
В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году.
В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке.
В 1956 поступил на высшие литературные курсы в Москве.(окончил в 1958).
В июне1957 года была опубликована Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке в журнале «Ала-Тоо».
В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кочаловским на «Мосфильме»»
Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию.
В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГЛР
В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил вторую Государственную Премию.
Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986).
С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года — Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 — посол Киргизии в странах Бенилюкса — в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.
Скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе « Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Чинги́з
Тореку́лович
Айтма́тов

12.12.1928-
10.06.2008гг

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Чингиз Айтматов родился в селе Шекер, ныне Талаской области Киргизии. Окончив восемь классов, поступил в Джамбулский зоотехникум.

Слайд 13Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две

главные: первая из ниханок несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.
В центре повествования — драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным..

Буранный полустанок

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из ниханок несет мысль

Слайд 14Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих

пленни­ков в манкуртов надеванием на голову шири — куска сыро­мятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, ста­новился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери

— одним словом, манкурт не осознавал себя челове­ческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и по­тому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помыш­лял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Ман­курт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев».

Буранный полустанок

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленни­ков в манкуртов надеванием на голову

Слайд 15Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения

с жуаньжуанами. И нашла его — он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта жен­щина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука.

Буранный полустанок

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его —

Слайд 16Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными, реалистично живут

в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун -белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен .

Буранный полустанок

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными, реалистично живут в романе не только люди, но

Слайд 17Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Слайд 18Первый эпизод - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара.

В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Первый эпизод - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк

Слайд 19Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека,

которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования.

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за

Слайд 20Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и

его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного.

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться,

Слайд 21 В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются

с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша.

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный

Слайд 22В ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть

нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат.
Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей.

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

В ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не

Слайд 23Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за

справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе".

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор

Слайд 24Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение:

вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке и следующий в очереди – он сам.

«Плаха»

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и

Слайд 25Ви́ктор
Петро́вич
Аста́фьев
12.12.1928-
29.11.2001гг.
Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом

селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке
Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна.
Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт
Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале.
С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий.
В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького
В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду
В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького.
В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.
В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск
В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана.

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев 12.12.1928-29.11.2001гг.Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне –

Слайд 26В селе Игнатьич считается самым удачливым рыбаком, обладающим настоящим рыбацким чутьем.

Но он нередко занимается браконьерством, из жадности ловя больше рыбы, чем ему надо, нанося вред природе, что, по правде говоря, его и самого смущает – но скорее из-за того, что он боится того стыда, который придется испытать, если его поймает рыбнадзор.

Однажды попалась в его снасти царь-рыба – огромный осетр, которого сам Игнатьич назвал загадкой природы. Рыба была таких размеров, что он усомнился в том, что сможет справится с ней один. Пришла к нему было мысль о том, что надо позвать брата или еще кого-нибудь, но жадность перевесила это желание – «в осетре икры ведра два». Не захотел он делиться ни самой рыбой, ни икрой, и решил все же попробовать вытащить ее сам.

Царь- Рыба

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

В селе Игнатьич считается самым удачливым рыбаком, обладающим настоящим рыбацким чутьем. Но он нередко занимается браконьерством, из

Слайд 27Он ударяет по лбу рыбы обухом топора, но сам же оказывается

в воде, запутавшись в собственных удилах и крючках, которые так же удерживают около него и рыбину. Он пытается вырвать крючки из собственного тела, но только еще больше запутывается в снастях. Тогда, пересилив себя, он начинает звать на помощь брата, но ответа не получает. Игнатьич понимает, что еще немного, и он утонет вместе с этой огромной рыбой, привязанной к нему.

Царь- Рыба

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Он ударяет по лбу рыбы обухом топора, но сам же оказывается в воде, запутавшись в собственных удилах

Слайд 28Он обращается к Богу с просьбой отпустить рыбу, также он просит

прощения и у девушки, которую когда-то давно сильно обидел. И в этот момент царь-рыба, наконец, освобождается из снастей и уплывает, унося в своем теле множество крючков. А Игнатьич сразу чувствует облегчение – и не только от того, что освободился от тяжелой огромной рыбы, но и потому что понимает, что ему дан шанс начать новую жизнь.

Царь- Рыба

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Он обращается к Богу с просьбой отпустить рыбу, также он просит прощения и у девушки, которую когда-то

Слайд 29Когда-нибудь придет в тайгу землянин без ружья,
Попробует дослушать и понять все

песни,
И, может быть, узнает с горькой мукой,
Как неразумен был и части дик он,
И бил не птиц, а мирных, безоружных к нам посланцев,
Старающихся песнею своей внушить любовь
И доброту ко всякому живому существу.
А на земле его свинцом! Огнем! Обманом!
Не думая о том, что там, в глуби небесных океанов,
В иных мирах,
возьмут да нас, землян, вдруг глухарями посчитают
И встретят выстрелами в грудь...

Царь- Рыба

В. Астафьев

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Когда-нибудь придет в тайгу землянин без ружья,Попробует дослушать и понять все песни,И, может быть, узнает с горькой

Слайд 30Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник

доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью. Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.

Все писатели, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее, ведь каждая встреча с природой - это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне.

Любить природу - значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях

Слайд 31Спасибо за внимание!
Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Спасибо за внимание!Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть