Презентация, доклад на тему Приёмы анализа поэтического текста

Содержание

Цель:показать приемы работы с поэтическим текстом на уроках литературы, формирующие предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия

Слайд 1Приёмы работы с поэтическим текстом на уроках литературы
Гавриш Н.В., учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г. Красноярск

Приёмы работы с поэтическим текстом на уроках литературыГавриш Н.В., учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №7 г.

Слайд 2Цель:
показать приемы работы с поэтическим текстом на уроках литературы,
формирующие предметные,

метапредметные и личностные универсальные учебные действия
Цель:показать приемы работы с поэтическим текстом на уроках литературы, формирующие предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия

Слайд 3Цель и задачи занятий:
Совершенствовать умения анализировать поэтический текст, аргументировано выражать свое

отношение к лирическому произведению.
Учить постигать идейный замысел произведения и определять авторскую позицию.
Формировать читательские вкусы учащихся и умение отличать подлинную поэзию от литературного эрзаца.
Способствовать формированию нравственной чуткости и способности к сопереживанию.
Цель и задачи занятий:Совершенствовать умения анализировать поэтический текст, аргументировано выражать свое отношение к лирическому произведению. Учить постигать

Слайд 4Как рождаются стихи?
Мои стихи - туманный сон. Он оставляет впечатление... Пусть даже

мне неясен он, - Он пробуждает вдохновение...
О люди, дети мелких смут, Ваш Бог - действительность угрюмая. Пусть сна поэта не поймут, - Его почувствуют, не думая...
И. Северянин

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
А.Ахматова
 

Как рождаются стихи?  Мои стихи - туманный сон. Он оставляет впечатление... Пусть даже мне неясен он,

Слайд 5Планируемые образовательные результаты
предметные
метапредметные
личностные

Планируемые образовательные результатыпредметные метапредметныеличностные

Слайд 6СОТВОРЧЕСТВО

СОТВОРЧЕСТВО

Слайд 7Изучение лирики в школе
IV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение

в поэзии;
VI—VII классы — образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;
VIII класс — поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле;
IX класс — поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;
Х - XI класс — ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии, формы выражения авторского сознания лирике (образ автора, лирический герой и т. д.).

Изучение лирики в школеIV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;VI—VII классы — образность поэтической

Слайд 8Принципы анализа лирики
1) Тематический (темы ,мотивы)

2) Изучение лирических произведений попутно с

биографией поэта. Лирика как иллюстрация к этапам биографии поэта.

3) Анализ лирического произведения в единстве формы содержания. Восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. (отдельные произведения)

Принципы анализа лирики1) Тематический (темы ,мотивы)2) Изучение лирических произведений попутно с биографией поэта. Лирика как иллюстрация к

Слайд 9Этапы изучения лирики
1) ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лирического творчества

поэта;
2) изучение отдельных (предусмотренных программой) стихотворений;
3) заключительный урок— выяснение значения лирического творчества поэта в истории развития литературы и общественной мысли, подведение итогов (открыть новое )

Этапы изучения лирики1) ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лирического творчества поэта; 2) изучение отдельных (предусмотренных программой)

Слайд 10Чтение вслух


«…прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно

долго его изучать... нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувст­вовать всякое слово его».
Н.В.Гоголь


Чтение вслух«…прочесть, как следует, произведение лирическое—вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать... нужно разделить искренно

Слайд 11ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Каким образом прозаическая фраза отличается от стихотворной?
Чем обуславливается порядок в

рифме?
Каким образом прозаическая фраза может быть преобразована в поэтическую?
Что позволяет считать поэтический текст стихотворением?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАКаким образом прозаическая фраза отличается от стихотворной?Чем обуславливается порядок в рифме?Каким образом прозаическая фраза может быть

Слайд 12Исследовательская работа «Каким образом прозаическая речь отличается от стихотворной?»
Задание№1 Анализ прозаического

текста:
Солнце и мороз; чудесный день! Ты дремлешь ещё, прелестный друг.

Задание №2 Определение размера стихотворения
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный… А.С.Пушкин
ЗАДАНИЕ:
Обозначить слоги.
Обозначить цифрами ударные слоги и определить размер
Поставить ударение.
Разделить стихи на стопы.


Исследовательская работа «Каким образом прозаическая речь отличается от стихотворной?»Задание№1 Анализ прозаического текста:Солнце и мороз; чудесный день! Ты

Слайд 13 Сравнительный анализ текстов Выявить общие и особенные признаки поэтического и

прозаического текстов

проза

поэзия

нет соразмерных отрезков

отсутствие чёткой ритмики

ритм, рифма

стопы, образы, картины

Сравнительный анализ текстов   Выявить общие и особенные признаки поэтического

Слайд 14Тайна поэтической строки (анализ поэтической строки Пушкина )
Но не хочу,

о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Тайна поэтической строки (анализ поэтической строки Пушкина ) Но не хочу, о други, умирать;Я жить хочу, чтоб

Слайд 15ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Вопросы-понятия к поэтической строке.
Выделить главную мысль в строке (ключевые слова)
Чем

объяснить, что вымысел поэта, вызывает слёзы?
Художественно-изобразительные особенности строки
Ваши гипотезы и пути их решения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТАВопросы-понятия к поэтической строке.Выделить главную мысль в строке (ключевые слова)Чем объяснить, что вымысел поэта, вызывает слёзы?Художественно-изобразительные

Слайд 16Анализ поэтической строки
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя

моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

1.Какой смысл заложен в этой строке?
2.Каково значение слова «глагол» в данном контексте?
3.Каков стиль данного слова?
4.Обоснуйте употребление автором уместность этого слова.

Анализ поэтической строки«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей».1.Какой

Слайд 17Художественные особенности
1.Метафора (жги сердца).
2.Инверсия.
3.Несогласованное определение.
4.Морфологические особенности глагола «жги».

Художественные особенности1.Метафора (жги сердца).2.Инверсия.3.Несогласованное определение.4.Морфологические особенности глагола «жги».

Слайд 18Этимологическая работа
Глагол (речь, слово.заимств.из ст.-сл.яз.)
Диал.гологолить, где ол-оло- голос.
Глаголица- название ст.сл.алфавита, по

предположению, слав.просветителем Кириллом.
Легко ли «зажигать» сердца людей?! - дискуссия

Этимологическая работаГлагол (речь, слово.заимств.из ст.-сл.яз.)Диал.гологолить, где ол-оло- голос.Глаголица- название ст.сл.алфавита, по предположению, слав.просветителем Кириллом.Легко ли «зажигать» сердца

Слайд 19

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф Ф.И.Тютчев Ф.И.Тютчев Почему

Почему для выражения своего
понимания России Ф.И.Тютчеву
достаточно всего четырёх строк?

Дискуссия


Слайд 20Каким образом выражена идея стихотворения?
переживания



мысли
чувства
язык

Каким образом выражена идея стихотворения?переживаниямысличувстваязык

Слайд 21Сравнительный анализ
Сегодня суббота, Сегодня зарплата, Сегодня напьются В бараке ребята.

Сегодня суббота, Сегодня, однако, Ребята не пьют,  Не

гуляют в бараках.

Ребята галдят У ворот комбината –  Сегодня опять Задержали зарплату.

И.Холин

Гриша, Гриша, прохудилась моя крыша! Я не знаю, как всё вышло, только крыши нет.  Гриша, Гриша, залатай мне крышу, а не то уйду к соседу! Вот и весь секрет! 
О.Дружков

Сравнительный анализСегодня суббота, Сегодня зарплата, Сегодня напьются В бараке ребята.Сегодня суббота, Сегодня, однако, Ребята не пьют,  Не

Слайд 22Задания на установление соответствия между понятиями и их признаками:
1)Ямб

а) двусложная стопа, в которой безударный слог
следует за ударным

2)Хорей б) двусложная стопа, в которой ударный слог
следует за безударным

3)Стопа в) повтор отдельных звуков или звуковых
комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения

4)Рифма г) единица длины стиха, повторяющееся
сочетание ударных и безударных слогов

Задания на установление соответствия между понятиями и их признаками: 1)Ямб

Слайд 23Творческие задания
Мини-проект
Выразите свои чувства, мысли, которые родились у вас на уроке

при чтении стихотворения А.С.Пушкина, используя знания, полученные на уроке.
Проба пера «Мои первые поэтические строки»
Легко ли «зажигать» сердца людей?! - дискуссия

Творческие заданияМини-проектВыразите свои чувства, мысли, которые родились у вас на уроке при чтении стихотворения А.С.Пушкина, используя знания,

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть