Слайд 1Природа в творчестве А.А. Фета
Слайд 2
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892) – известный русский поэт с
немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга.
Слайд 3 Фет - один из лучших русских поэтов–пейзажистов. Его стихи
о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека. Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.
Слайд 4 Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных
зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками:
Как здесь свежо под липою густою,
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
(«Под липой»)
Слайд 5 Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую
это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
(«Еще майская ночь»)
Слайд 6 Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г.
Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Слайд 7 Поэт здесь как будто остается один на один со
Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Слайд 8 В лирике Фета мы также встречаем множество радостных,
весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:
Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.
(«Еще, еще! Ах, сердце слышит» )
Слайд 9 Отличительной чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в
каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведённое предметом. Сам Фет так говорил об этом: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление»:
Куда не обращаю взор,
Кругом синеет мрачный бор
И день права свои утратил.
В глухой дали стучит топор,
Вблизи стучит вертлявый дятел.
Слайд 10 Со временем в стихах Фета появляется всё больше параллелей
жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всём:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.
Слайд 11 Одновременно весенние стихотворения Фета — это и гимн вечному
обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
( «Я пришел к тебе с приветом» )
Слайд 12 Если весенние и летние картины природы у поэта
радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…
(«Никогда»)
Слайд 13 Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним
миром лирического героя. Очарование его стихов — в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета — это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».