Презентация, доклад на тему Приоритетные направления гуманитарного образования

Содержание

Приоритетные направления"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет  Год литературы». В. Путин."Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно сохранять свою самобытность и сберегать

Слайд 1Приоритетные направления гуманитарного образования: современная практика и перспективы развития
Толмачева М.Г.,
МБОУ

«СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов»
Приоритетные направления гуманитарного образования: современная практика и перспективы развитияТолмачева М.Г., МБОУ «СОШ № 10 с углубленным изучением

Слайд 2Приоритетные направления
"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет  Год литературы». В.

Путин.
"Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным.
Только так можно сохранять свою
самобытность и сберегать
себя как народ"


Приоритетные направления

Слайд 3В. Путин: учителя для страны важнее вооруженных сил
У преподавателей – высокая

миссия, которая делает их даже более значимыми для страны, чем вооруженные силы.
Представителям данной профессии нужно быть конкурентоспособными, чтобы превосходить более привлекательные для учащихся источники.

В. Путин: учителя для страны важнее вооруженных силУ преподавателей – высокая миссия, которая делает их даже более

Слайд 5Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 N 481 "О федеральной целевой программе

"Русский язык" на 2016 - 2020 г.г."

Цель и задачи Программы
развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как культурного и образовательного единства России
Задачами Программы являются:
совершенствование условий для всестороннего развития русского языка как государственного языка РФ и как языка межнационального общения;
совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку;
совершенствование условий для
продвижения русского языка,
российской культуры и образования

Постановление Правительства РФ от 20.05.2015  N 481

Слайд 6Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности
-на всей

территории РФ полноценно функционирует русский язык как государственный язык и как язык межнационального общения народов России;
формы, методы изучения и преподавания русского языка соответствуют приоритетам РФ,
существенно повышены уровни языковой культуры российских граждан;
расширено пространство русского языка, российской культуры в иностранных государствах;
укреплены позиции русского языка в СНГ;
Реализация Программы к концу 2020 года обеспечит увеличение:
в 2 раза - численности российских преподавателей русского языка;
в 1,7 раз - численности учителей, прошедших стажировку в ОУ субъектов РФ,;
в 4 раза - численности преподавателей рус. языка иностранных гос-в,;
в 2,2 раза - количества учебников, учебных пособий, журналов по рус. языку, в 4 раза - численности иностранных участников олимпиад по русскому языку.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности -на всей территории РФ полноценно функционирует русский

Слайд 7 Диагноз обществу языком статистики
«Наше общество стало катастрофически мало читать».
(В.Путин,  Российское

литературное собрание).
Тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков.
Статистическое
измерение катастрофы —
это 9 минут в день,
затрачиваемых
«усреднённым»
россиянином
на чтение книг.


Диагноз обществу языком статистики«Наше общество стало катастрофически мало читать». (В.Путин,  Российское литературное собрание). Тогда же было

Слайд 8 Диагноз обществу языком статистики
Исследование уровня грамотности в различных странах, проведенное Организацией

экономического сотрудничества и развития, показало, что
первое место по итогам прошлого года занял Шанхай,
второе – Южная Корея ,третье – Финляндия. Далее следуют Гонконг и Сингапур, Канада, Новая Зеландия, Япония, Австралия и Нидерланды.  
Последние места в 65-местном списке заняли Перу, Азербайджан и Кыргызстан.
Россия заняла 43-ю строку.


P.S. Рабочая неделя учителя
русского языка – 47 ч. в неделю.



Диагноз обществу языком статистикиИсследование уровня грамотности в различных странах, проведенное Организацией экономического сотрудничества и развития, показало,

Слайд 9 Результаты PISA
В тестах PISA принимали  участие 15-летние подростки из 65 стран.


В России тесты писали уч-сяиз 45 регионов, из гимназий, средних и сельских школ
PISA - это тест, который способность  школьников применять  знания, полученные в школе, в реальной жизни, чем отличаются  отличаются от ЕГЭ.
Это означает, что наши дети
не понимают,  что они читают;
не могут использовать информацию из прочитанной газетной статьи;
не могут выделить главное, отбросить второстепенное и дать оценку.
Тесты PISI показали, что в России учеников, получивших крайне низкие баллы, на треть больше, чем в развитых странах; одаренных детей тоже на треть меньше.




Результаты PISAВ тестах PISA принимали  участие 15-летние подростки из 65 стран. В России тесты писали уч-сяиз

Слайд 10 Литературная карта России: все оттенки красного
На X Санкт-Петербургского книжном салонае –

2015 основные результаты первого этапа проекта «Литературная карта России»:
даже регионы-лидеры существенно отстают по уровню развития инфраструктуры для чтения от зарубежных стран;
количество книжных магазинов на 1 млн. человек во Франции, Канаде и Швеции в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге, и в пять-шесть раз больше, чем в Москве;
По количеству библиотек культурную и официальную столицы России обогнали все представленные в рейтинге страны;
библиотечные фонды отстают в актуальности.

Литературная карта России:  все оттенки красного На X Санкт-Петербургского книжном салонае – 2015 основные результаты

Слайд 11Литературная карта России
Самые читающие области
Отстающие
Неудовлетворительно

Литературная карта России Самые читающие областиОтстающие Неудовлетворительно

Слайд 13Неутешительные выводы

Неутешительные выводы

Слайд 14Основа Литературной Карты России
Количество книжных магазинов, издательств
Городская реклама
Количество библиотек
Основные элементы поддержки

интереса к чтению:

Поддержка литературных мероприятий со стороны властей

Основа Литературной Карты РоссииКоличество книжных магазинов, издательствГородская рекламаКоличество библиотекОсновные элементы поддержки интереса к чтению:Поддержка литературных мероприятий со

Слайд 15 Библиотечная карта России
Эксперты называют различные цифры — 100, 130, 150 тысяч

библиотек. Большинство— это библиотеки заводов и больниц, университетов и музеев, воинских частей, кораблей, железнодорожных станций. Среди них — примерно 67 тысяч школьных библиотек.

В Ангарске
44 школьных
библиотеки.

Библиотечная карта России  Эксперты называют различные цифры — 100, 130, 150 тысяч библиотек. Большинство— это

Слайд 16Список библиотек Иркутской области

Список библиотек Иркутской области

Слайд 1722 октября в Музее современной истории России открывается выставка «Урок литературы:

писатели и поэты в фотографиях ТАСС»

ТАСС уполномочен показать 22 октября в Музее современной истории России открывается выставка «Урок литературы: писатели и поэты в фотографиях ТАСС»

МХТ «Круг чтения». М. Ю. Лермонтов

22 октября в Музее современной истории России открывается выставка «Урок литературы: писатели и поэты в фотографиях ТАСС»

Слайд 18Первое расширенное заседание совета Ассоциации учителей русского языка и литературы в

2015 году

Цель проекта «Литературные дуэли» — столкнуть две различные точки зрения на одно и то же литературное произведение или его аспекты. Один из «дуэлянтов», в число которых войдут известные критики, литературоведы, культурологи и журналисты, будет отстаивать общепринятый взгляд на произведение, второй же участник будет защищать иную точку зрения.

Первое расширенное заседание совета Ассоциации учителей русского языка и литературы в 2015 годуЦель проекта «Литературные дуэли» —

Слайд 19 Библиотечные акции Иркутска
Общественная палата
г. Иркутска – организатор библиотура

«Время читать».

Иркутские библиотеки продвигают бренд «Читать – это модно!».
Всероссийская культурно-просветительской акции «Библионочь-2015»; проект «Рейс особого назначения» и др.

Библиотечные акции Иркутска   Общественная палата г. Иркутска – организатор библиотура «Время читать».Иркутские библиотеки

Слайд 20 Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ

Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ

Слайд 21 Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ

Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ

Слайд 22 Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ

Рейтинг грамотности ведущих российских СМИ

Слайд 23К ЕГЭ могут добавить устный экзамен по русскому языку
Рособрнадзор собирается проверить

на практике устную часть ЕГЭ по русскому языку;
обсуждается и анализируется предложение президента Российской академии образования Л.Вербицкой;
вырабатывается технология устной сдачи государственного экзамена по русскому языку;
позже будет проведена абсорбация, по итогам которой будет принято решение, каким образом будет введен экзамен;

К ЕГЭ могут добавить устный экзамен по русскому языкуРособрнадзор собирается проверить на практике устную часть ЕГЭ по

Слайд 24Итоговые сочинения выпускники школ будут сдавать по-прежнему
Для нового учебного года, который

стартует уже завтра, рекомендованы следующие темы для сочинений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь" и "Год литературы в России".
Правила оценки работ также остались прежними.
Сочинение будет либо зачтено, либо нет., но главное,- это допуск к ЕГЭ.
Писать можно в течении 3 часов 55 минут. В тексте должно быть использовано не менее 250 слов.
Итоговые сочинения выпускники школ будут сдавать по-прежнемуДля нового учебного года, который стартует уже завтра, рекомендованы следующие темы

Слайд 25Итоги Года литературы подведут на международном культурном форуме в Петербурге в

декабре 2015

В программе около ста основных мероприятий
На них правительством РФ выделено около 300 млн. рублей.
«Ни наше кино, ни любая другая наша культурная индустрия вроде музыки по-прежнему не конкурентоспособны в мировом масштабе.
Несмотря ни на какие прогрессы в английской, в испаноязычной, в новой французской литературе, русская литература остается и по сей день одной из сильнейших в мире». Д. Быков.
Результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения,
Лидирующие жанры литературы (2014 г.)
романы о любви, книги по истории и детективы;
классическая литература и фантастика,
отечественные детективные боевики, книги для детей и издания о здоровье, красоте и практической психологии;
И если биографии великих людей, мемуары, современная русская и зарубежная литература и религиозные издания все же интересуют современного читателя, то поэзия, учебные пособия, словари и энциклопедии остаются на последних строчках рейтинга.
Из 100% опрошенных 35% практически не читают книг.

Итоги Года литературы подведут на международном  культурном форуме в Петербурге в декабре 2015В программе около ста

Слайд 26Почему сегодня русская литература перестала быть великой?
Россия как держава во многом формировалась

и ключевыми произведениями русской литературы. Происходящие негативные процессы связаны прежде всего с тем, что западная культура ведёт наступление на молодёжь через средства, которые не требуют приложения собственного воображения— кино и компьютерные игры.

Почему сегодня русская литература перестала быть великой?Россия как держава во многом формировалась и ключевыми произведениями русской литературы. Происходящие

Слайд 27 В 2015 г. Минобрнауки утвердит концепцию школьного филологического образования 
Ассоциация учителей

русского языка и литературы дорабатывает проект концепции школьного филологического образования. Окончательная редакция документа будет утверждена до к. 2015 г. (Д. Ливанов).
Текст концепции школьного филологического образования, подготовленной Общероссийской общественной организацией "Ассоциация учителей русского языка и литературы" рассылался от имени Исполкома Ассоциации, с указанием, что обсуждение продлится до 15 ноября.
"Концепция школьного филологического образования определит подходы к изучению русского языка и литературы в современной школе с учетом основных положений историко-культурного стандарта. Для нас очень важно, чтобы максимальное количество учителей русского языка и литературы, представители родительского сообщества и общественных организаций были привлечены к этим обсуждениям, сейчас идут очень горячие споры", - Д. Ливанов.
В проекте новой концепции не предусмотрено увеличение количества часов на изучение литературы.
"Мы сейчас живем по учебному плану, который был принят более 10 лет назад, а тот, в свою очередь, восходит к учебным планам 90-х, 80-х годов, поэтому такая преемственность, которую наша школа сохраняет, я думаю, это одно из ее конкурентных преимуществ, поэтому здесь никаких серьезных изменений не будет", - пояснил глава ведомства.

В 2015 г. Минобрнауки утвердит концепцию школьного филологического образования  Ассоциация учителей русского языка и литературы

Слайд 28 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мы хотим высказать несколько соображений, которые

стоит учесть тем, кто будет решать судьбу литературного образования.
Живой читательский интерес, а не штудирование однотипного учебного материала, любовь к чтению, а не формальное запоминание сюжета и предметного мира произведений отечественной классики в действительности создают единое образовательное пространство нашей страны. Давайте его сохранять.
Ниже вы сможете прочитать полный текст и подписать Открытое письмо в защиту литературного образования.
Министру образования и науки РФ Д.В. Ливанову

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО В ЗАЩИТУ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мы хотим высказать несколько соображений, которые стоит учесть тем, кто

Слайд 29 Исак Фрумин, научный рук-ль Института развития образования Высшей школы экономики, заслуженный

учитель РФ:

Мы видим, как под прикрытием слов о патриотизме совершается антипатриотическое действие против российского образования.
Видимо, проблема просто в незнании элементарных фактов, в наивной вере в то, что в двадцать первом веке могут работать образовательные технологии эпохи индустриализации и ликвидации неграмотности.
За последние годы увеличивается удовлетворенность населения школьным образованием, что наше школьное образование по целому ряду направлений улучшает свои позиции.
Международные исследования качества образования показывают, что российские школьники – одни из лучших в мире по грамотности чтения. Учеными доказано, что этому способствовала вариативность учебников, индивидуализация образования, конкуренция идей и подходов.

Исак Фрумин, научный рук-ль Института развития образования Высшей школы экономики, заслуженный учитель РФ:   Мы

Слайд 30 О концепции школьного филологического образования 
А. Архангельский:
Здесь нет и не может быть

готового, общепринятого канона, из которого учитель, методист и авторы разных учебников вправе выбирать образцы по своему усмотрению. Потому что классы разные, регионы разные, и потому что индивидуальность учителя еще никто не отменял. Хотя уже пытаются. Здесь может быть только колеблющийся набор произведений
Уже поэтому попытка задать готовый расширенный и обязательный для всех список – заведомо обречена. То есть это можно реализовать с помощью административного ресурса, по приказу сверху. Но модель работать не будет. Потому что ядро, повторяю, и так очевидно, а колеблющиеся шлейфы в описанные рамки не загонишь.
Будет тотальный обман – учитель запишет одно, а изучит другое. В ответ появятся надзиратели, они же проверяющие; за ними тоже нужен будет присмотр, иначе это поле для коррупции. И в какой-то момент система рухнет, и ее придется строить заново. На других принципах. Просто будет опять потеряно время, а вместе с ним – еще одно поколение, разлученное с живой литературой.

О концепции школьного филологического образования  А. Архангельский:Здесь нет и не может быть готового, общепринятого канона, из

Слайд 31 О концепции школьного филологического образования 
Т. Маранцман
Считаете ли вы, что современная российская

школа нуждается в единой концепции филологического образования? Каковы, на ваш взгляд, цели и задачи данной концепции?
Возможен ли (и нужен ли), по вашему мнению, единый учебник по литературе?
Именно они и были главными для обсуждения! Все унифицировать до единого учебника, уже даже не концепции, а просто текста для всех школьников, ориентированного не на педагогическую идею, а на литературу и русский язык.
Таким образом, мы воспитываем не читателя, а литературоведа с назидательным уклоном. Все это уже было в советской школе – мы изучали в ней только политкорректных авторов!
Слава Богу, что классическая литература всегда вне политики – ее глаза устремлены в вечность! Но не стыдно ли нам будет перед нашими Учителями за такое усеченное образование?

О концепции школьного филологического образования  Т. МаранцманСчитаете ли вы, что современная российская школа нуждается в единой

Слайд 32В российском образовании в очередной раз люди, имеющие доступ к властным

структурам и книгоиздательскому бизнесу, пытаются подмять под себя все филологическое школьное образование , тотально влиять на него, ликвидируя какое бы то ни было многообразие подходов и концепций;

«Позитивные изменения в школьном филологическом образовании» зависят не от принципиального совершенствования уровня подготовки и переподготовки школьных гуманитариев, а «от реального внедрения Концепции в качестве нормативного документа(!).
Для этого необходимы меры государственной поддержки, в том числе признание статуса документа на уровне государственных структур.

В российском образовании в очередной раз люди, имеющие доступ к властным структурам и книгоиздательскому бизнесу, пытаются подмять

Слайд 33Филфак МГУ заявил о сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в

России

«Политика российских властей в области образования обусловлена совокупностью причин:

понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования, стремление власти снять с себя возможно большую часть обязательств по финансированию образования».
Результаты, которых Министерство образования добилось проводимыми реформами, по мнению филологов:
падение уровня преподавания литературы,
деградация учительского корпуса,
рост коррупции,
раскол образовательного пространства,
закрытие школ в провинции,
сокращением бюджетных мест на филологических факультетах,
слияние и закрытие вузов.

Снижающийся уровень гуманитарного образования в школах ведет к тому, что вузы вынуждены «подтягивать» знания студентов, вводить дополнительные курсы по «Русскому языку и культуре речи», как это делается в МГУ.
Студенты неспособны внятно формулировать мысли, а, следовательно, и самостоятельно мыслить

Филфак МГУ заявил о сознательном и целенаправленном разрушении гуманитарного образования в России«Политика российских властей в области образования

Слайд 35 Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога

Слайд 36Нобелевская премия
Светлана Алексиевич: «Я не люблю мир Берии, Сталина, Путина и Шойгу»

Белорусская писательница Светлана

Алексиевич, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год, 8 октября ответила на вопросы журналистов в Минске.

Нобелевская премияСветлана Алексиевич: «Я не люблю мир Берии, Сталина, Путина и Шойгу»Белорусская писательница Светлана Алексиевич, ставшая лауреатом Нобелевской премии по литературе

Слайд 37Потребностный аспект развития личности учителя как фактор дальнейшей гуманизации образования в

условиях перехода на образовательные стандарты второго поколения
Рифы современного образования. Основные препятствия на пути  развития образования россии
«Формирование метапредметных компетенций учащихся посредством метода проектов в уроках по изучению предметов социально-гуманитарного цикла»

Потребностный аспект развития личности учителя как фактор дальнейшей гуманизации образования в условиях перехода на образовательные стандарты второго

Слайд 38Ключевые ценности
Чтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали

лучшие умы человечества.
Все великие люди, особенно писатели, были и великими читателями: Шиллер, Гете, Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Горький и многие другие.
Своим творчеством они внесли неповторимый вклад в национальную и мировую культуру, формируя у рядового читателя вкус к чтению.
Сегодня во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения.
Проблемы, связанные с умением читать.

Ключевые ценностиЧтение, книга, библиотека на протяжении всей истории развития обществ привлекали лучшие умы человечества. Все великие люди,

Слайд 39М.М. Самохина «О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека»
.

Чтение

до сих пор занимает огромную часть жизни молодых людей, но тут возникает вопрос: «…а способствует ли оно таким глубинным процессам как самопознание, личностное развитие, формирование мировоззрения?
Это зависит и от самого читателя, и от того, в «правильный» ли момент встретился он с данным текстом. Но, вероятно, в наибольшей степени это зависит от тематики и качества самого текста
М.М. Самохина  «О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека».   Чтение до сих пор

Слайд 40.

Образование создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять,

что достойно чтения.
.   Образование создало огромное количество людей, способных читать, но неспособных определять, что достойно чтения.

Слайд 41Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…

Возьмемся за руки,  друзья,  чтоб не пропасть  поодиночке…

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть