Презентация, доклад на тему Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы

Содержание

Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.Т. Эдисон

Слайд 1Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках

литературы

Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ оош № 19 г.Ногинска Тиунова О.Н.

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературыУчитель русского языка и литературывысшей квалификационной

Слайд 2Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.
Т. Эдисон

Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить.Т. Эдисон

Слайд 3Ж. Пиаже
Теория об этапах умственного развития ребенка
Л.С. Выготский
Теория о

зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка

Р. Пол и К. Поппер Теории об основах формирования и развития критического мышления

Историческая справка

Разработана в США в конце 20-го века: Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

В России: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.

Ж. Пиаже Теория об этапах умственного развития ребенкаЛ.С. Выготский Теория о зоне ближайшего развития и о неразрывной

Слайд 4Базовые идеи технологии РКМЧП
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир,

способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Базовые идеи технологии РКМЧПДети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать

Слайд 5?
Что такое критическое мышление?
Что такое критическое мышление?
Что такое критическое мышление?
Что такое

критическое мышление?

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

?

Что такое образовательная технология развития критического мышления?

Это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся.

?

Какова цель данной технологии?

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

?Что такое критическое мышление?Что такое критическое мышление?Что такое критическое мышление?Что такое критическое мышление?Критическое мышление — это один

Слайд 6Задачи ТРКМЧП

Задачи ТРКМЧП

Слайд 7Стадии (фазы) технологии РКМЧП
Стадия вызова
Стадия осмысления
Стадия рефлексии

Стадии (фазы) технологии РКМЧПСтадия вызоваСтадия осмысленияСтадия рефлексии

Слайд 8Приёмы работы по ТРКМЧП
Приемы восприятия информации:
«Знаю – хочу узнать – узнал»;


«Продвинутая лекция»;
«Зигзаг».

Приёмы работы по ТРКМЧППриемы восприятия информации:«Знаю – хочу узнать – узнал»; «Продвинутая лекция»;«Зигзаг».

Слайд 9Приёмы работы по ТРКМЧП
Прогнозирование:

«Верные – неверные утверждения»;
Прогнозирование.

Приёмы работы по ТРКМЧППрогнозирование:«Верные – неверные утверждения»;Прогнозирование.

Слайд 10Приёмы работы по ТРКМЧП
Работа с текстом:
«Чтение с остановками»;
«Чтение с пометками «INSERT»;
«Двойной

дневник»;
«Составление кластера».
Приёмы работы по ТРКМЧПРабота с текстом:«Чтение с остановками»;«Чтение с пометками «INSERT»;«Двойной дневник»;«Составление кластера».

Слайд 11Приемы, развивающие умение задавать вопросы:

приемы «Толстые и тонкие вопросы»;

«Мозаика»
Ромашка

«Блума»:
- Простые вопросы
- Уточняющие вопросы
- Интерпретирующие вопросы
- Оценочные вопросы
- Творческие вопросы (прогноз)
- Практические вопросы

Приёмы работы по ТРКМЧП

Приемы, развивающие умение задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы»; «Мозаика»Ромашка «Блума»: - Простые вопросы- Уточняющие вопросы-

Слайд 12Приёмы работы по ТРКМЧП
Творческая интерпретация информации:

прием «Написание эссе», разновидность эссе –

прием «Напишите письмо»;
«Составление телеграммы»;
«Стихотворение по алгоритму»;
прием психорисунка;
прием «Письмо по кругу».
Приёмы работы по ТРКМЧПТворческая интерпретация информации:прием «Написание эссе», разновидность эссе – прием «Напишите письмо»; «Составление телеграммы»;«Стихотворение по

Слайд 13Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.

Модель урока

в ТРКМЧП
Модель урока в технологии развития критического мышления представлена в таблице.Модель урока в ТРКМЧП

Слайд 14Цели урока:
Обучающая: формирование умения понимать смысл, не выраженный словами; создание

условий для раскрытия смысла названия повести.
Развивающая: развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал.
Воспитательная: приобщение ребят к урокам нравственности, формирование умения видеть честь и бесчестие в людях.

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
(фрагменты)

Цели урока: Обучающая: формирование умения понимать смысл, не выраженный словами; создание условий для раскрытия смысла названия повести.Развивающая:

Слайд 15Подготовительная работа
Оформление кабинета.

2. Создание и заполнение карт индивидуального прочтения произведения.

Подготовительная работаОформление кабинета.2. Создание и заполнение карт индивидуального прочтения произведения.

Слайд 16Стадия вызова
«Верные – неверные утверждения» (индивидуальная, коллективная работа):
- По ходу изучения

повести мы не акцентировали внимание на времени написания произведения. Давайте попробуем предположить, когда была написана «Капитанская дочка»?
сразу после окончания Царскосельского лицея;
после окончания войны с Наполеоном;
в последние годы жизни.

Стадия вызова«Верные – неверные утверждения» (индивидуальная, коллективная работа):- По ходу изучения повести мы не акцентировали внимание на

Слайд 17Стадия вызова
Прогнозирование (индивидуальная, коллективная работа):


- Почему в конце произведения стоит конкретная

дата – 19 октября 1836 года?
Стадия вызоваПрогнозирование (индивидуальная, коллективная работа):- Почему в конце произведения стоит конкретная дата –

Слайд 18«Двухчастный (двойной) дневник» (групповая работа) - По ходу изучения произведения вы

фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах в своих картах индивидуального прочтения. Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи. Затем из всех представленных выбирается одна и представляется классу.

Стадия вызова

«Двухчастный (двойной) дневник» (групповая работа)  - По ходу изучения произведения вы фиксировали свои размышления о заинтересовавших

Слайд 19Стадия вызова
Прием «Толстые и тонкие вопросы» (групповая работа) - Итак, мы узнали,

что больше всего заинтересовало вас по ходу чтения повести. А сейчас давайте определим, хорошо ли вы помните содержание произведения. Я прошу придумать 1 толстый и 1 тонкий вопрос. В помощь – таблица:
Стадия вызоваПрием «Толстые и тонкие вопросы» (групповая работа) - Итак, мы узнали, что больше всего заинтересовало вас

Слайд 20Стадия осмысления
Прием «Составление ассоциативных цепочек» - Давайте попробуем вместе «расшифровать» заглавие. Запишем

слова «капитанская» и «дочка». Запишем к каждому слову ассоциации.
Стадия осмысленияПрием «Составление ассоциативных цепочек» - Давайте попробуем вместе «расшифровать» заглавие. Запишем слова «капитанская» и «дочка». Запишем

Слайд 21Стадия осмысления
«Составление кластера» (индивидуальная, в парах). - А теперь составим кластер на

тему «События повести, которые ассоциируются со словом «капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами) и со словом «дочка».

Проблема (проблемный вопрос)

Вывод

Причины

Факты, аргументы

Стадия осмысления«Составление кластера» (индивидуальная, в парах). - А теперь составим кластер на тему «События повести, которые ассоциируются

Слайд 22Стадия осмысления
«Береги честь смолоду»
П.Гринёв
М.Миронова

Стадия осмысления«Береги честь смолоду»П.ГринёвМ.Миронова

Слайд 23Стадия осмысления
«Корзина идей»

- Если вспомнить эпиграф к произведению и соотнести его

с вашими кластерами, то можно утверждать, что главным действующим лицом повести является П.Гринёв. Почему же повесть называется «Капитанская дочка»?
Стадия осмысления«Корзина идей»- Если вспомнить эпиграф к произведению и соотнести его с вашими кластерами, то можно утверждать,

Слайд 24Стадия осмысления
Прием «Мудрые совы»(индивидуальная работа или в парах).
Задание
Прочитав следующие документы, сделайте

вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека) почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова.
Стадия осмысленияПрием «Мудрые совы»(индивидуальная работа или в парах).ЗаданиеПрочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина

Слайд 25Стадия рефлексии
Прием «Создание обложки»
Прием «Создание обложки»
Прием «Создание обложки»

- Придумайте свою обложку,

учитывая те вопросы, которые обсуждались на этом уроке.

Прием «Создание обложки»

Приём «Создание обложки»

Стадия рефлексииПрием «Создание обложки»Прием «Создание обложки»Прием «Создание обложки»- Придумайте свою обложку, учитывая те вопросы, которые обсуждались на

Слайд 26Стадия рефлексии
Эссе
- «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам. В чем смысл

этого послания?
Что хотел нам сказать Пушкин этим произведением?
Сочинение – эссе «Послание Пушкина потомкам»

Стадия рефлексииЭссе- «Капитанская дочка» - послание А.С.Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать

Слайд 27Синквейн
Стадия рефлексии
Чтение
Увлекательное, изучающее.
Размышляй! Удивляйся! Пиши!
Учение без размышления бесполезно.
Польза!

СинквейнСтадия рефлексииЧтениеУвлекательное, изучающее.Размышляй! Удивляйся! Пиши!Учение без размышления бесполезно.Польза!

Слайд 28Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд,

который надо наполнить.
Ф.Рабле

Ребенок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд,     который надо наполнить.

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть