Слайд 1Автор Клименко Алина Викторовна
Дополнительная образовательная программа
«Подготовительный курс для абитуриентов колледжа»
Русский
язык
Слайд 2Сегодня поговорим о …
Причастии, его значении, формах и образовании;
Правописании окончаний и
суффиксов причастий;
Правописании Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Слайд 3Причастие как часть речи
Причастия обозначают признак предмета по действию, отвечают на
вопросы Какой? Каков? Что делающий? Что сделавший? и объединяют в себе свойства прилагательных и глаголов.
Примеры причастий: связавший, рассказывающий, обсуждаемый, пройденный, переписанный.
Причастия имеют постоянные (перешедшие от глаголов) и непостоянные (перешедшие от прилагательных) грамматические признаки.
Слайд 4К признакам глагола у причастий относятся:
Вид – совершенного вида (налить – налитый, прочитать
– прочитанный), несовершенного вида (плавать – плавающий, прыгать – прыгавший);
Залог – действительные (смеющийся, мерзнувший), страдательные (желаемый, утраченный);
Время – настоящее (разговаривающий, творимый), прошедшее (закрывший, вымытый);
Переходность – переходные (изучаемый, складывающий), непереходные (подступающий, исчезнувший);
Возвратность – возвратные (радующийся, собравшийся), невозвратные (осмелевший, посаженный).
Слайд 5К признакам прилагательных у причастий относятся:
Наличие кратких и полных форм (судимый –
судим, сшитый – сшит, склеенный – склеен);
Род – мужской (ездивший, завязанный), женский (ездившая, завязанная), средний (ездившее, завязанное);
Число – единственное (гремевший, остановленный), множественное (гремевшие, остановленные);
Падеж – только у полных прилагательных (выглянувшего солнышка, собранный урожай, на вытертый стол).
Как и прилагательные, причастия согласуются с существительными и местоимениями по роду, числу, падежу.
Слайд 6Синтаксические признаки причастия как части речи
В предложениях полные причастия обычно выполняют
синтаксическую роль определения (в составе причастного оборота – роль обособленного определения). Краткие причастия употребляются только в качестве части составного именного сказуемого.
Примеры: Бегавший ребенок неожиданно остановился (определение). Мы положили в конверт заготовки, вырезанные из бумаги (причастный оборот в роли обособленного определения). Завтрак был приготовлен девочками (часть составного именного сказуемого).
Слайд 7Ответьте на вопросы
1. Что такое причастие как часть речи?
2. От какой
части речи к причастию перешли непостоянные грамматические признаки?
3. От какой части речи к причастию перешли постоянные грамматические признаки?
4. Какую синтаксическую роль выполняют полные причастия в предложениях?
5. В каком из вариантов приведено причастие?
Напевать;
Читающий;
Храбрый;
Уверенность.
Слайд 8Ответьте на вопросы
6. В каком из словосочетаний не употреблено причастие?
Выключенный свет;
Шумящий
водопад;
Улыбчивый малыш;
Танцевавшая балерина.
7. Определите постоянные грамматические признаки причастия в словосочетании: «нарисованные акварелью ромашки».
Страдательный залог, СВ, прошедшее время, переходное, невозвратное;
Страдательный залог, НСВ, настоящее время, непереходное, возвратное;
Действительный залог, НСВ, настоящее время, переходное, возвратное;
Действительный залог, СВ, прошедшее время, непереходное, возвратное.
Слайд 9Ответьте на вопросы
8. Определите непостоянные грамматические признаки причастия в словосочетании: «поздороваться
с пришедшим гостем».
Мужской род, единственное число, И. п., краткая форма;
Женский род, множественное число, Р. п., краткая форма;
Средний род, множественное число, Д. п., полная форма;
Мужской род, единственное число, Т. п., полная форма.
9. Какую синтаксическую роль выполняет причастие в предложении: «Стены комнаты были увешаны картинками и цветными фотографиями».
Часть составного сказуемого;
Обособленное определение;
Определение;
Обособленное обстоятельство.
Слайд 10Разряды причастий
В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают
признак, который создаётся действием самого предмета (читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал).
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета (прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие).
Страдательные причастия обладают рядом особенностей:
страдательные причастия образуются только от переходных глаголов; Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.
страдательные причастия имеют полную и краткую форму;
Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.
страдательные причастия могут распространяться существительным или местоимением в Т. п. со значением субъекта действия.
Ср.: построенный (кем?) рабочими дом (рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка (бабушкарассказала сказку).
Слайд 11Образование причастий
Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы
выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:
а) действительные причастия:
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -ящ- + -ий (строящий);
б) страдательные причастия:
решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -им- + -ый (строимый).
Слайд 12Образование причастий
Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):
а)
действительные причастия:
решать (основа на гласную): реша-ть → реша- + -вш- + -ий (решавший);
нести (основа на согласную): нес-ти → нес- + -ш- + -ий (нёсший);
б) страдательные причастия:
написать (основа не на -ить): написа-ть → написа- + -нн- + -ый (написанный);
построить (основа на -ить): постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный);
взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый).
Слайд 13Практическая работа
Образуйте все возможные причастия от следующих глаголов, предварительно определив вид,
переходность и спряжение глагола.
Мочь, услышать, помешать, торопиться, торопить, вздохнуть, раздумывать, совершать, ранить, цепляться, командировать, прищурить, прищуриться, повернуть, командовать, сесть, прозвучать, ужинать, убеждать, приобрести, приобретать.
Слайд 14Практическая работа
Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.
Мы вошли
в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.
Слайд 15Практическая работа
Прочитайте текст и выполните задания.
Из всех слов могучего и первородного
русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, — из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).
1. Найдите в тексте причастия.
2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.
4. Определите синтаксическую функцию причастий в тексте. Придумайте предложения, в которых причастия выступают в роли сказуемых.
Слайд 16Правописание окончаний причастий
Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому
написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам. (Ср.: в [какое?] бушующее море; в [каком?] бушующем море; с [каким?] бушующим морем).
Слайд 17Правописание гласных в суффиксах причастий
а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения
глагола, от которого образовано данное причастие:
в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;
Ср.: решают (I спр.) – решающий; строят (II спр.) – строящий.
Обратите внимание!
В слове будущий (по происхождению – причастии) суффикс -ющ- добавляется к основе буд-, поэтому перед суффиксом не следует писать лишнюю гласную ю (!).
в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.
Ср.: решает (I спр.) – решаемый; строит (II спр.) – строимый.
Слайд 18Правописание гласных в суффиксах причастий
б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от
спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:
в действительных причастиях;
Клеить – клеивший, таять – таявший.
в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:
гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;
Увешать – увешанный; засеять – засеянный, увидеть – увиденный.
гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.
Ср.: повесить – повешенный; построить – построенный, подмести – подметённый, застрелить – застреленный.
Слайд 19Практическая работа
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов.
а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся
с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
Слайд 20Практическая работа
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий.
Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л.
Толстой)
Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой)
Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой)
Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой)
Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)
Слайд 21Практическая работа
Допишите окончания причастий.
Девушка жадно вдыхала чистый вечерний воздух, густо настоянн...
запахами подсыхающ... трав (Б.Пол.).
В темной пучине колеблющ...ся светом отражаются яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъятную водную гладь, подернувш...ся льдистым слоем, и над застывш... морем неподвижно повисла безмолвная тишина (Сераф.).
Простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущ... коне (П.).
Над зыблющ...ся поверхностью моря качались чайки.
Мать держала на руках дремлющ... ребенка.
В серой пелене, убегавш... на восток, появились синие окна (Булг.).
С быстро уносящ...ся вдаль сайгаками бежали и волки.
Из заросш... дикого леса тянуло свежестью.
Слайд 22Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных
а) Н пишется в полных причастиях и
отглагольных прилагательных:
если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида; Красить [что делать?] – крашеный пол; косить [что делать?] – кошеный луг, писать [что делать?] – писаный портрет.
во фразеологизмах: посажёный отец, названый брат;
в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).
Слайд 23Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных
б) НН пишется в полных причастиях и
отглагольных прилагательных:
если есть приставка (кроме не-): Скосить – скошенный луг, написать – написанный портрет.
если есть зависимое слово: Кошенный [когда?] в прошлую пятницу луг; крашенный [когда?] в прошлую пятницу пол; писанный [чем?] масляными красками портрет.
если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова): решить [что сделать?] – решённая задача; бросить [что сделать?] – брошенная шахта.
если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный, причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса: баловать – балованный, арестовать – арестованный, корчевать – корчёванный.
в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не-): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный.
Слайд 24Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных
а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н: завязанный узел –
узел завязан; уложенные волосы – волосы уложены.
б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных формах: ценная вещь – вещь ценна; зелёные посевы – посевы зелены.
Слайд 25Практическая работа
Объясните правописание н или нн.
Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный
красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.
Слайд 26Практическая работа
Вставьте Н/НН.
Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста,
выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко.
Слайд 27Практическая работа
От полных причастий образуйте краткие причастия мужского, женского, среднего родов.
Подчеркните суффиксы причастий.
Запакованный, устроенный, выкрашенный, построенный, закутанный, проложенный, выкроенный, отделенный, выделенный.
Слайд 28Практическая работа
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход,
плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.
Слайд 29Повторение пройденного материала
Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.
Широко вокруг меня ра..стилалась пустота,
уп..равшаяся в молчаливое пр..зрение (Вс. Иванов).
Коми..сия строга. Бракует бе..чётно (Авдеев).
Я пр..творился спящим, но в самом деле з..снул уже тогда, когда з..снула мать (Ажаев).
Всё прошлое пр..дано забвению (Чехов).
В немецкой литературе не нашлось пр..емников не только Гёте, но даже и Гофману (Чернышевский).
К нашим сказкам, милый рыцарь, пр..клоните слух (Блок).
Ольга Павловна едва не упала в обм..рок, но страх пр..дал ей сил (Гаршин).
Эта жен..щина пр..зирала не только меня, но и мою мать и всех резалок, которых сч..тала существами ни..шей породы, недостойными даже пр..ближаться к её крыльцу (Гладков).
Ра..чёты сложнейших об..ектов и конструкц..й. Тон..чайшая, хрустальная работа (Луговской).
Вороб..и широко и молча ра..зевали свои клювы (Хелемский).
Перед ним ра..ступились, и меня перестали бить (М. Горький).
И не требовал этот царь от своих по..данных ни пр..клонения, ни чре..мерного ув..жения к себе (В. Гончаров).
Скворцов разошёлся и самым бе..жалостным обр..зом ра..пёк просителя (Чехов).
Бе..конеч..ные войны во..высили Наполеона; они же ни..вергли его (Чернышевский).
Брови его ..двинулись, по лбу пошли м..рщины (А.Н. Толстой).
Слайд 30Домашнее задание
В СДО выполните лекцию 3.4. Причастие и тест к
ней