Слайд 2 Поступив в июне 1817 года в Петербурге на службу
в Коллегию иностранных дели посещая литературное общество «Арзамас», поэт очутился в атмосфере пылкого вольнолюбия и политических мечтаний вслух. Таковыми полно пушкинское дружеские послание «К Чаадаеву»(1818),где мы встречаем все условно-риторические формулы тех лет- «власть роковая», «вольность святая», «свобода», «честь», «отчизна».
Слайд 3Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Слайд 4Его знаменитая, по всей России, ода «Вольность»(1817) выразила мятежные, вольнолюбивые настроения
и мечты целого поколения русской молодёжи. Это героическая речь, сильная и смелая, она зовёт к пробуждению и восстанию, славит Свободу и Закон и клеймит неправедную Власть и Рабство.
Слайд 5Море, молодость ,мечтания, свобода, любовь, новые думы сердца породили целый лирический
цикл стихотворений, начинавшийся поэтическим воспоминанием «Погасло дневное светило»(1821), где Пушкин прощается с мятежной молодостью
Слайд 6Новую, куда более трезвую оценку своей вольнолюбивой лирики, её идей и
пылких молодых читателей поэт дал в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»(1823), где Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле.
Слайд 7Но главное стихотворение «южного» цикла – «К морю»(1824) – написано уже
в новой ссылке, в северном селе Михайловском. В этом стихотворении Пушкин прощается со своим романтическим периодом. Стихотворение это стало элегическим воспоминанием о Юге, о свободной стихии – море. Образ моря стал символом поэтической души автора стихотворения, обращающегося к свободной стихии волн и повествующего о своих мыслях и впечатлениях.
Слайд 8Темы и образы цикла , взятые из Корана, священной книги мусульман,
открывают философскую тему в творчестве Пушкина и к тому же обращены к другой священной книге – Библии христиан, где есть также возвышенные образы, духовные прозрения, беседы Бога с пророками.
Пророк для Пушкина – человек избранный, обладающий высоким даром проницания и смело зовущий грешных людей к прозрению и покаянию.
Слайд 9Так рождается знаменитое пушкинское стихотворение – «Пророк»(1826). Это произведение соединяет в
себе оду духовную, псалом(священную библейскую песнь-хвалу Богу) и обличительную проповедь ветхозаветного пророка. Человек не знает своего будущего, но пророку дано божественное откровение о нём. Предсказания должны быть верными , значит, долг пророка всегда говорить людям правду на высоком языке своего святого ремесла. Таков, по мнению Пушкина, и поэт.
Слайд 10 В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче
и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, это вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крепостниками крестьянства.
Слайд 11Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду
его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор.
Слайд 12Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит
параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
Слайд 13Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» датируется концом декабря 1826 года —
началом января 1827 года. Пушкин передал его сосланным декабристам через А. Г. Муравьеву, уезжавшую из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 года. Жанр — дружеское послание.
В этом стихотворении звучит характерная для творчества Пушкина тема свободы. Поскольку послание адресовано декабристам, есть основания полагать, что речь идет не только о свободе вообще, но и о свободе от деспотии царской власти. Известно, что поэт тесно общался с некоторыми декабристами, но этот факт вовсе не свидетельствует о том, что он полностью разделял их политические взгляды
Слайд 14В стихотворении «Зимняя дорога», написанном в 1826 году, звучит традиционная для
лирики Пушкина тема дороги.
Романтический герой — вечный скиталец, вся его жизнь — в пути, в дороге, и любая остановка означает для него потерю свободы. В романтической поэзии тема свободы с темой дороги связана очень тесно. Чаще всего преобладают такие худ. средства, как эпитеты.
Слайд 15Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным в
1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр — элегия.
Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви.
Слайд 16В 1835 году Пушкин последний раз побывал в Михайловском — на
похоронах матери. В том же году было написано стихотворение «Вновь я посетил...» — поэтический итог жизни поэта.
Это стихотворение вбирает в себя весь жизненный опыт Пушкина. Здесь поэт поднимает «вечные» темы: жизни и смерти, связи природы и человека. В финале лирический герой приветствует новые поколения, которые олицетворяет молодая роща. И в его словах звучит лёгкая грусть.