Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2014-2015
Второе направление: Человек и природа
в отечественной и мировой литературе.
Слайд 2Возможные формулировки тем:
1. Природа — дом, в котором живет человек.
Дмитрий
Лихачев
2. В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни
Леонардо Давинчи
3.Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин.
Федор Достоевский
4.В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.
Лев Николаевич Толстой
5.Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля.
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 3Примерное сочинения по теме :Природа — дом, в котором живет человек.
( Дмитрий Лихачев )
Тема сочинения «Природа- дом, в котором живет человек» предполагает размышление о взаимоотношениях человека и природы. Слово природа настолько привычно и естественно, что мы даже не вдумываемся в его смысл, считаем, что здесь нам все ясно и понятно: природа-это все ,что наш окружает и должно служить нам. А слово дом… Для каждого из нас – это тепло, уют, радость, взаимопомощь и ,конечно же ,любовь. Все близкие «настоящего» дома- семьи стремятся сохранить атмосферу добра и дружбы в сложных жизненных ситуациях. А если природа- наш дом ,каковы должны быть взаимоотношения с ней?
Слайд 4Уже древнерусские писатели понимали, что природа и человек-
это одно целое,
действительно, семья. В поэме «Слове о полку
Игореве…»мы видим, как природа, словно мать неразумное дитя,
предостерегает Игоря от похода на половцев, через солнечное
затмение предвещает беду всей дружине
Слайд 5Помним поэтическое, проникновенное обращение Ярославны
к ветру, к реке, к солнцу-
она просит не только за Игоря,
но и за всех воинов своего лады.
И сама природа подчиняется силе любви героини:
ее слезы и прошения были услышаны , и весь природный мир
оберегает Игоря во время его побега из плена.
Слайд 6 Мир ликует, встречая князя на русской земле. Я думаю, в
этом произведении автор показывает нам гармонию во взаимоотношениях человека и природы или хотя бы стремление к этой гармонии.
Слайд 7 Прошли века. Как изменился наш мир?
Сохранил ли современный
человек гармонию
во взаимоотношениях с природой? Заботится ли он о своем доме?
Обратимся для примера к рассказу «Хвостик»
известного русского прозаика В.П. Астафьева. Когда-то был остров Овсянский красив и величествен, напоминал голову
( сравнение неслучайно: хозяин-голова дома, семьи):
«В любое время года была та голова в окладе венца».
Слайд 8 Пришли другие времена, изменился сам человек-
возомнил себя хозяином мира. Но насколько разумен этот хозяин? Строительство электростанции привело к тому, что погибла красота Овсянского острова :больше не цветет черемуха, цветов не видно – их вытоптали или вырвали с корнем, а хозяйственные дачники превратили теперь уже полуостров в мусорную свалку : кругом битое стекло, полиэтиленовые пакеты, жестяные банки ,бумага. Отдыхающие даже не думают о том, что за собой нужно прибирать, они умеют только ломать, жечь костры, как пишет Астафьев, умеют только гадить.
Слайд 9И это еще далеко не все. Самое страшное, что над всем
этим
раздается смех ребенка. Смеется мальчик над
попавшим в беду сусликом, может, и высоко это сказано –
« братом своим меньшим». Беда эта не природой создана,
а безжалостными руками человека: гуляки засунули живого
суслика в консервную банку и его же кровью написали «Отклик»на газете,
где была напечатана статья о защите природы.
От осквернения природы- своего дома- человек приходит
к разрушению человеческого в человеке.
Нет жалости, нет сострадания… А ведь все живем в одном доме.
Слайд 10 Будущее дома в руках детей, оттого и больно автору,
возможно, даже и страшно. Неслучайно миниатюра входит в сборник В.П. Астафьева «Затеси» ,по-иному ,зарубки: их делает в тайге человек, чтобы не заблудиться, найти дорогу домой. С уверенностью могу сказать, эти затеси сегодня ,как никогда, ко времени. Это мы заблудились и должны найти дорогу домой.
Слайд 11Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №65 имени
Никаса Сафронова»г. Ульяновска
Волкова Ирина Николаевна для учащихся 11 класса А