Слайд 1Подготовка к ОГЭ.
Задание 12,14
Слайд 212. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной (подчинительной ) связью.
Такого унижения Тимофей перенести не мог. Если она хочет,(1) он будет с ней дружить, (2)а подачек ему не надо.
Слайд 3Алгоритм действия:
Найдите все грамматические основы;
выявите границы простых предложений в составе сложного;
определите
средства связи между простыми предложениями и их смысловые отношения.
Слайд 4Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 5Бессоюзная связь
Если между простыми предложениями нет союзов, а стоит только знак
препинания – связь бессоюзная.
Слайд 6 Вот Марковна старается, раскатывает тесто, прокладывает маслом и велит
относить на лед.
Слайд 7Помните!
Сочинительные союзы выполняют две функции:
соединяют однородные члены между собой;
связывают простые предложения
в составе сложносочиненного.
Слайд 8 Наличие в предложении сочинительных союзов, соединяющих только однородные члены,
не позволяет определить данное предложение как сложносочиненные предложение. Только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного, тогда мы определяем данную синтаксическую конструкцию как сложносочиненное предложение.
Слайд 9Вывод
Если между простыми предложениями стоит сочинительный союз, то
проверьте, не соединяет ли
он однородные члены предложения.
Слайд 10Сочинительная связь
Пришла весна, и соловьев купают, а то не
будут петь.
Если союз соединяет простые предложения, то связь сочинительная.
Слайд 11Сочинительные союзы и их группы
Соединительные ( и, да = и, ни
– ни, тоже, также);
Разделительные (или, иль), либо, то –то, не то – не то, то ли – то ли);
Противительные (а, но, да = но, однако, зато, же)
Слайд 12Внимание! Ловушка!
В сложносочиненных предложениях встречается союз же:
Всем животным пустыни требуется влага,
антилопам же хватает того, что они получают с едой.
Слайд 13Подчинительная связь
Если между простыми предложениями стоит подчинительный союз или союзное слово
(который, что, когда, потому что, если, хотя, где, чтобы и др.),то связь подчинительная, так как перед нами сложноподчиненное предложение. Например: 1) Я знаю, что скоро пойдет дождь. 2) Я понимаю, что привлекает меня в этом человеке.
Слайд 14
Он сам бы и не подумал, (1) (что их имена складываются в одно слово).
Помни,
что если придаточная часть стоит в конце предложения, то выписываем одну цифру, обозначающую запятую.
Слайд 15
За разговорами они вернулись на ту поляну, (2) (где встретились), (3) и уселись под берёзой.
Если придаточная
часть стоит в середине предложения, то выписываем две цифры, т.к. в данном случае придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон
Слайд 16Внимание! Ловушка!
Хотя погода быстро портилась, мы все же решили тронуться в
путь.
Если ты будешь внимателен, то ошибок не допустишь.
Слайд 17 Придаточная часть может стоять не только после главной, но и
перед ней. В этом случае подчинительный союз/союзное слово находится в начале предложения и его можно не заметить.
(Когда Оля улыбалась), (3) эта строгость моментально исчезала.
В этом случае выписываем цифру, которая стоит после придаточной части.
Слайд 18Вывод
Посмотрите, не начинается ли предложение с подчинительного союза.
Если
да, то связь будет подчинительная, несмотря на то, что между простыми предложениями отсутствует союз.
Слайд 19 Лейтенант Огарков обогнал солдат, (1) идущих по дороге, (2) и вскоре
миновал небольшую возвышенность, (3) (на склоне которой полуголые люди рыли новый оборонительный рубеж).
Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой, из-за этого придаточную часть можно не заметить.
Слайд 20Внимание! Ловушка!
Изъяснительные придаточные предложения могут присоединяться при помощи союза ли.
Меня
спросили, все ли я понял.
Слайд 21 Не путайте сравнительное придаточное со сравнительным оборотом.
Отличить их несложно: в
сравнительном придаточном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте её нет.
Слайд 22 Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли
в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. - сравнительный оборот
В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник холодный воздух. - придаточное сравнительное
Слайд 23Помните!
Придаточные сравнительные часто бывают неполными предложениями.
Широкие тени ходят по равнине, как облака - по небу.
(опущено сказуемое ходят)
Следует отличать неполное придаточное предложение от сравнительного оборота.
Слайд 24В сравнительном придаточном допускается пропуск сказуемого – оно уже названо в главном предложении,
оно может быть без труда восстановлено.
Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо - в скорлупу.
Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо заключено в скорлупу.
Слайд 2512. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
За две с половиной тысячи лет многое изменилось: теперь редко читают стихи с музыкальным сопровождением,(1)зато появились новые жанры,(2) в которых слова и музыка нераздельны… Ну,(3) давайте примеры…
1
Слайд 2612. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Анна Александровна попросила внука поставить чайник,(1) а сама достала из буфета сушки и сухари. Чай пили в молчании. Мишка с Ильёй молчали,(2) переживая открытие,(3) что давно и хорошо знакомые люди состоят в таком высоком родстве.
3
Слайд 2712. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Она увидала розу, (1) схватила её, (2) взглянула на её измятые лепестки, (3) взглянула на меня, (4) и глаза её, (5) внезапно остановившись, (6) засияли слезами.
4
Слайд 2812. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В нашей армии было пять человек,(1) а у противников – шесть. Поэтому договорились, (2) что мы будем укрываться в засадах, (3) прятаться на местности.
2
Слайд 2914. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной и бессоюзной связью.
Лето выдалось на Кубани жаркое, (1) но не сухое. Вот оно как бывает: (2) солдат умер, (3) а цветы, (4) посаженные им, (5) живут.
2,3
Слайд 3014. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки
препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между его частями, связанными бессоюзной и подчинительной связью.
Потом дома снесли, (1) и задичал бугор. На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич. Поначалу,(2) когда пришел землемер и отвел рядом с его землей участок новому хозяину,(3) он был недоволен. Но вскоре успокоился – (4) работёнка от
соседа подвернулась.
2,3,4
Слайд 3114. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной и подчинительной связью.
Он учился в музыкальной школе,(1) играл на пианино,(2) и многие видели,(3) как он с бабушкой следовал по улице Чернышевского – бывшей и будущей Покровке – в музыкальную школу имени Игумнова.
2,3