Слайд 1Лексическое значение непонятных слов в произведении Лескова «Левша»
Авторы проекта :Абдуллаева Сара,
Рафикова Екатерина - ученицы 5 «В» класса
Руководитель проекта: Шорохова А. В., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цель работы: понять значение непонятных слов
Задачи
Перечитать сказ «Левша» и выделить непонятные слова.
Объяснить значение данных слов при помощи авторских пометок и словарей.
Провести опрос учащихся с помощью анкеты на предмет понимания лексики сказа.
Сделать анализ ответов респондентов, выявить уровень понимания лексики сказа
Н. С. Лескова.
Слайд 3Николай Семенович Лесков (1831-1895)
– русский писатель. Фамилия его происходит от деда
священнослужителя из села Лески. Детство Николая прошло в родовом хуторе Панино, где много времени он играл с крестьянскими детьми. Отсюда он узнал быт русского народа до мельчайших подробностей, что нашло отражение в творчестве. Как говорил сам писатель позднее: «…я вырос в народе… я с народом был свой человек…».
Слайд 4В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в
компании ,по делам которой Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — позже вспоминал Н. С. Лесков.
«Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…».
Так Лесков говорил о себе, как о человеке простом, а не каком-либо выдающимся.
Слайд 5История создания сказа «Левша»
Н. С. Лесков рассказ «Левша» написал в 1881
г. и стилизовал его под сатирическую легенду. Полное название этой повести – «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Главный герой повести – скромный мастер из города Тулы, который вместе с товарищами сумел показать всему миру, что русские умельцы – самые искусные в мире.
Слайд 6Исследование непонятных слов в сказе (народная этимология)
В сказе Н.С. «Левша» мы
встречаемся с множеством новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания.
Слайд 7Явление народной этимологии- яркая примета просторечия, поэтому нередко писатели для характеристики
речи своих персонажей прибегают к использованию слов, переосмысленных по случайному созвучию и смысловому сближению. Такое явлению мы и наблюдаем у Н.С. Лескова. Какие же интересные примеры народной этимологии мы встречаем у Н.С. Лескова? Вот некоторые слова, которые иллюстрируют явление народной этимологии.:
Слайд 8Значение слов:
Буреметр — означает слово барометр, соединение слов «мерить» и «бурю».
Керамида
— означает слово пирамида, соединение слов «керамика» и «пирамида».
Мелкоскоп — означает слово микроскоп, соединение слов «микроскоп» и «мелкий».
Слайд 9Значение слов:
Нощию- означает слово ночью.
Пистоля — означает слово пистолет, соединение слов
«пистолет» и «пуля».
Пубель — означает слово пудель.
С бойлом- означает слово с боем.
Слайд 10Значение слов:
Складень- означает складную икону, которая написана на нескольких створках.
Сугиб- означает
слово сгиб.
Ногавочки – означает слово носки, соединение слов «ноги» и «носочки».
Кунсткамера — означает слово музей.
Слайд 11Анкета
1. Назовите автора повести «Левша»
2. В каком городе жил Левша?
3. Главная
заслуга героя повести «Левша».
4. В произведении много непонятных слов. Напишите, как вы понимаете значение следующих слов, произносимых героями повести: кунсткамера, мелкоскоп, нощию, ногавочки, пистоля, пубель, с бойлом, складень, сугиб, керамида.
Слайд 13Толкование значений непонятных слов в сказе «Левша»
Слайд 14Вывод
Проанализировав ответы учащихся, можно увидеть, что лексика сказа Н.С. Лескова «Левша»
вызывает затруднение в своем понимании и восприятии. Поэтому тема проекта «Лексическое значение непонятных слов в произведении Н. С. Лескова «Левша» является актуальной.