Слайд 1Второе марта.
Классная работа.
Значение глагола в речи.
Слайд 4Задание: прочитайте отрывок из сказки – были А. Платонова «Неизвестный цветок»
назовите глаголы речи.
-Отчего ты такой?- спросила Даша.
- Не знаю, - прошептал цветок.
-А отчего ты на других непохожий?- спросила девочка.
-Оттого, что мне трудно,- ответил малыш, не желая обидеть девочку молчанием.
-А как тебя зовут?
поинтересовалась девочка.
-Меня никто не зовёт, я один живу, вздохнул цветок.
Слайд 5Проверка.
-Спросила,
-прошептал,
-спросила,
-ответил,
-поинтересовалась,
-вздохнул.
Слайд 6Задание 1.
Прочитайте стихотворение Анны Еськовой «Что такое солнце?» и выпишите глаголы
речи.
-Солнце – монетка, скупой проворчал,
-Нет, сковородка! – обжора вскричал.
-Нет, каравай, - хлебопёк произнёс,
-Компас, - сказал убеждённо матрос.
-Солнце –звезда, - астроном объявил.
-Доброе сердце, - поэт разъяснил.
-
Слайд 7Проверка.
-Проворчал,
-вскричал,
-произнёс,
-сказал,
-объяснил.
-завершил.
Слайд 9Для чего в речи нужны глаголы речи?
Глаголы речи нужны для того,
чтобы наша речь была более яркой, выразительной .
Слайд 13Для чего в речи нужны глаголы труда?
Глаголы труда нужны, чтобы рассказать
о трудовой деятельности предмета.
Слайд 14Задание 2.
Прочитайте пословицы о труде и трудолюбии. Выпишите глаголы труда.
1.Не
игла шьёт, а руки.
2.Терпение и труд всё перетрут.
3.Глаза боятся, а руки делают.
4.Что посеешь, то и пожнёшь.
5. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Слайд 15Проверка. Глаголы труда.
Глаголы труда.
1.Шьёт.
2.Перетрут.
3.Делают.
4.Посеешь, пожнёшь.
5.Не выловишь.
Слайд 16Для чего в речи нужны глаголы труда?
Глаголы труда нужны, чтобы рассказать
о трудовой деятельности предмета.
Слайд 19Найдите глаголы звучания.
Отрывок из рассказа А. Толстого «Детство Тёмы».
Весь сад шумел.
Скрипели стволы. Стонали вершины деревьев. И вот грохнуло, обрушилось всё небо. Застучали капли дождя.
Слайд 20Проверка.
Шумел, скрипели, стонали, грохнуло, обрушилось, застучали.
Слайд 21Для чего в речи
нужны глаголы звучания?
Глаголы звучания в речи нужны
для того, чтобы рассказать о звуках,
которые издаёт предмет.
Слайд 22
Задание 3.
Прочитайте, как звучит «лесной оркестр» в произведении Н. Сладкова «Кладовая
солнца» и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.
В мае все лесные жители поют и играют кто, на чём и как умеют.
Чистыми голосами поют зяблики, соловьи, дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки (11 глаголов).
Слайд 23
Проверка. Глаголы звучания.
Поют, скрипят, барабанят, свистят, лает, воет, кашляет, ухает, жужжат,
урчат, квакают.
Слайд 24Для чего в речи
нужны глаголы звучания?
Глаголы звучания в речи нужны
для того, чтобы рассказать о звуках,
которые издаёт предмет.
Слайд 27Покажи глаголы движения.
Из-за парты я встаю,
Головою поверчу,
Ногами потопаю,
Руками похлопаю,
До облака дотянусь,
И
на место опущусь.
Слайд 28Проверка.
Встаю, поверчу, потопаю, дотянусь, опущусь.
Слайд 29Для чего в речи нужны
глаголы движения?
Глаголы движения в
речи нужны для того,
чтобы рассказать
о движении предмета.
Слайд 30Задание 3.
Оживить предмет, можно верно назвав его, и способ его передвижения.
Утром
подул ветер и стал срывать с деревьев листья. Рыжие листья берёзы____ по земле, как белки. Кленовые листья____ над землёй, будто самолётики. Маленькие листочки в воздухе, словно бабочки. А большие по лужам, как кораблики.
(М. Пришвин).
Слайд 31Проверка.
Оживить предмет, можно верно назвав его, и способ его передвижения.
Утром подул
ветер и стал срывать с деревьев листья. Рыжие листья берёзы прыгали по земле, как белки. Кленовые листья летели над землёй, будто самолётики. Маленькие листочки порхали в воздухе, словно бабочки. А большие плыли по лужам, как кораблики.
(М. Пришвин).
Слайд 32Для чего в речи нужны
глаголы движения?
Глаголы движения в
речи нужны для того,
чтобы рассказать
о движении предмета.
Слайд 35Назови глаголы цвета.
Предлагаю вам отгадать загадку:
Растёт – зеленеет,
Упадёт – пожелтеет,
Полежит –
почернеет.
Слайд 36Проверка.
Зеленеет, пожелтеет, почернеет.
Слайд 37Для чего в речи нужны
глаголы цвета?
Глаголы цвета в
речи нужны для того, чтобы рассказать о цвете предмета.
Слайд 38Задание 5.
Из отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» самостоятельно выпишите глаголы
цвета.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Слайд 39Проверка.
Чернеет, зеленеет, блестит.
Слайд 40Для чего в речи нужны
глаголы цвета?
Глаголы цвета в
речи нужны для того, чтобы рассказать о цвете предмета.
Слайд 42«Глаголы чувства человека, его характера и поступков».
Слайд 43
От данных существительных образуй однокоренные глаголы в неопределённой форме.
.
Слайд 44
Назови глаголы чувства человека, его характера и поступков.
.
Слайд 45Для чего в речи нужны
глаголы чувства, характера и поступков?
Глаголы чувства, характера и поступка в речи нужны для того, чтобы передать чувства
предмета.
Слайд 46Задание 6.
Работа с текстом. Прочитайте.
Герда смеялась и плакала от радости. Глядя
на девочку, радовалось всё вокруг. Даже льдинки в озере заплясали.
Из какой сказки отрывок? Кто её автор? Выпишите глаголы чувства, их 3.
Слайд 47Проверка.
Смеялась, плакала, радовалось.
Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
Слайд 48Для чего в речи нужны
глаголы чувства, характера и поступков?
Глаголы чувства, характера и поступка в речи нужны для того, чтобы передать чувства
предмета.
Слайд 50
Глаголы в речи нужны для того, чтобы рассказать:
-о выразительности речи;
-о способах
передвижения предмета;
-о трудовой деятельности предмета;
-о звуках, которые издаёт предмет;
-о цвете предмета;
-о чувствах предмета.