Слайд 1
Романтическая баллада «Лесной царь»
Выполнила: Жукова
Нина Григорьевна,
учитель русского языка
и
литературы
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Слайд 2
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о
славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А.С.Пушкин «К портрету Жуковского»
Василий Андреевич Жуковский
Слайд 3Цель урока:
познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской
литературы;
определить особенности романтической баллады на примере произведения Жуковского «Лесной царь».
сравнить тексты баллады Гёте и Жуковского
Примечание
В основе педагогической мастерской – индивидуальная или групповая самостоятельная работа учеников по изучению нового материала без предварительного объяснения его учителем. Ученики прорабатывают и преобразовывают текст учебника или дополнительный материал в план, тезисы, сравнительные таблицы и самостоятельно добывают новые знания из книг, а не со слов учителя.
Слайд 4Что же такое баллада? О чём такое произведение?
Баллада – это
необычное стихотворение с острым сюжетом о неотвратимой судьбе героя или о случае, в корне изменившем его жизнь. Чаще всего баллада посвящается историческим или фантастическим событиям, которые носят драматический, напряжённый характер. В основе баллады непременно лежит чудесное. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие. Главное в балладе – поведение человека в сложном запутанном мире, где рок играет значительную роль.
Слайд 5Каковы ваши впечатления? Что вы предчувствуете? Каково настроение баллады?
Баллада Гёте
называется «Король эрлов». Слово «эрлы» означало главу таинственных существ, странных окололюдских духов, которые являются путнику из тьмы и несут неминучую гибель. Эрлы – эльфы, делающие смертельный укол в спину. Предчувствие беды нас не обмануло. Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»?
Один из исследователей мифологии в начале прошлого века описал наших леших как неких родственников прекрасных британских эльфов: «Это обитатели и хранители лесов особливого свойства. Когда идут по лесу, то равны с лесом, когда идут по траве, то равны с травою, а иногда являются они людям в образе человеческом». Леший – хозяин леса и его обитателей. На Севере и в Сибири существуют легенды, что всеми Лешими правит Лесной царь. Вот о таком герое и баллада Жуковского.
Слайд 9Поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает
свою личность.
Что хотел показать нам Гёте
и Григорьев?
Что внёс Жуковский в перевод?
Слайд 10Иоганн Вольфганг Гёте
«Король эрлов»
Кто скачет так поздно сквозь ветер и ночь?
Это отец со своим ребёнком.
Он имеет ребёнка в руках,
Он схватил его уверенно,
Он держит его крепко.
- Мой сын, что таит твоё жуткое (боязливое) лицо?
- Отец, разве ты не видишь Лесного царя?
Лесного царя с короной и хвостом?
- Мой сын, это налёт тумана.
«Ты, дорогое дитя, приди, идём со мной!
Даже прекрасные игры я буду играть с тобой;
Есть всякие разноцветные цветы на окраине;
У моей матери имеется некоторая золотая одежда».
- Мой отец, мой отец, разве ты не слышишь,
Что Лесной царь мне тихо обещает?
- Будь спокоен, оставайся спокоен, моё дитя,
Это в сухих листьях шелестит ветер.
«Хочешь ты, прекрасный мальчик, идти со мной?
Мои дочери должны тебя ждать.
Мои дочери водят ночной хоровод;
И укачают они тебя, и станцуют, и споют».
- Мой отец, мой отец, разве ты не видишь: там
Дочери Лесного царя в угрюмом мрачном месте?
- Мой сын, мой сын, я вижу это точно:
Это кажутся старые ивы такими серыми.
«Я люблю тебя, меня привлекает твой прекрасный образ.
Если ты и не хочешь, мне нужна власть над тобой».
- Мой отец, мой отец, сейчас он схватит меня!
Лесной царь покончит со мной!
Отцу страшно, он скачет быстро.
Он держит в руках стонущего ребёнка,
Достигает двора с большим трудом…
В его руках ребёнок был мёртв.
Слайд 11
Баллада А.А.Григорьева «Лесной царь»
(Перевод баллады Гёте, 1850 год)
Кто мчится так поздно под вихрем ночным?
Это – отец с малюткой своим.
Мальчика он рукой охватил,
Крепко прижал, тепло приютил.
- Что всё личиком жмёшься, малютка, ко мне?
- Видишь, тятя, лесного царя в стороне?
Лесного царя в венке, с бородой?
- Дитятко, это туман седой.
«Ко мне, мой малютка, со мною пойдём,
Мы славные игры с тобой заведём…
Много пёстрых цветов в моём царстве растёт,
Много платьев златых моя мать бережёт».
- Тятя, тятя, слышишь – манит,
Слышишь, что тихо мне он сулит?
- Полно же, полно – что ты, сынок?
В тёмных листах шелестит ветерок.
«Ну же, малютка, не плачь, не сердись.
Мои дочки тебя, чай, давно заждались.
Мои дочки теперь хороводы ведут;
Закачают, запляшут тебя, запоют…»
- Тятя, тятя, за гущей ветвей
Видишь лесного царя дочерей?
- Дитятко, дитятко…вижу я сам,
Старые ивы за лесом вон там.
«Ты мне люб… не расстанусь с твоей красотой;
Хочешь не хочешь, а будешь ты мой…»
- Родимый, родимый… меня он схватил…
Царь лесной меня больно за шею сдавил…
Страшно отцу. Он мчится быстрей.
Стонет ребёнок, и всё тяжелей…
Доскакал кое-как до дворца своего…
Дитя ж был мёртв на руках у него.
Слайд 12Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» (Перевод баллады
Гёте, 1818)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
- Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
- Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в тёмной короне, с густой бородой.
- О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися: младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
- Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.
- О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
- Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.
- О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То вётлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
- Родимый, лесной царь нас хочет догнать:
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мёртвый младенец лежал.
Слайд 14Словарная работа:
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет.
Жемчужный – белый, как жемчуг.
Чертоги – пышное,
великолепное помещение или здание, дворец.
Перлы – жемчуга.
Сулить – обещать.
Дуброва (дубрава) – лес.
Вётлы – ивы.
Плениться – очароваться, увлечься.
Слайд 15Какие эпитеты, глаголы и наречия указывают на гибель ребенка?
Топот коня, уносящего
ездока с сыном от беды
Мчится, издрогнув, приник, робко, хочет догнать, душно, тяжко дышать, оробелый, скачет, тоскует, кричит…
Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»
Хоть и «белеет», но это белеет «туман», а «при месяце» - будут ребёнка «усыплять»…
(Ответ на вопрос учителя)
Слайд 16Три рода литературы
Эпос
Лирика
Драма
В этом произведении встретились известные читателю три рода литературы:
эпос, лирика, драма
Повествование о событиях
Диалогическая речь
Стихотворная форма, непосредственное выражение чувств
Слайд 19Итак, эпические и драматические начала в балладе мы рассмотрели. Труднее всего
обнаружить лирическое начало, которое создаётся всем строем стихотворения. Уже с первых строк баллады как будто слышится кроме речи героев ещё звук. Какой?
Это предчувствие беды создаёт у нас тревожное настроение.
Какие слова создают тревожное предчувствие?
В какое время происходит действие?
По словарю «свет» - это лучистая энергия, которая делает мир видимым, а «тьма» - это отсутствие света, мрак. И эта ночь, и туман, и мгла – это символы враждебных человеку сил. (Проследить по тексту борьбу света и тьмы).
Эта баллада романтическая. С романтизмом вы будете знакомиться подробнее в старших классах. Но сегодня вы уже получите о нём некоторое представление. Для романтизма было очень важно время, когда происходит действие. Если это утро, значит, произведение о радости, молодости; день – о счастье, пышности, зрелости, расцвете. Вечер – символ грусти, уныния, печали, старости, покоя. А ночь – время страха, обмана, господства враждебных сил, гибели. Посмотрите на первую строчку баллады Гёте: какое там время суток указано? («Кто скачет так поздно сквозь ветер и ночь…»). Теперь посмотрите на последнюю строчку: каков исход событий? («В его руках ребёнок был мёртв»).
Слайд 20ТАМ
ЗДЕСЬ
Романтизм – направление довольно трагическое.
Он живёт на грани двух миров:
Трагический герой
Человеку плохо, так как он живёт «здесь». «Там», где его нет, лучше.
«Там» в данном случае – потусторонний мир. «Здесь» - земная жизнь, где счастья человеку не достичь никогда. «Эта» жизнь – средство для достижения «той».
Найдите в тексте «здесь» и «там».
В балладе появляются и символы, свойственные романтизму: конь – символ пути, дороги; лес – граница между светом и тьмой, добром и злом.
Слайд 21Ответ на вопрос учителя:
«Здесь»: лес, страх, тьма, непонимание…
«Там»: рай, перлы,
жемчуга…
Слайд 22А теперь давайте посмотрим, как изобразили главного героя баллады наши художники-одноклассники.
Прошу их выйти к доске для демонстрации и защиты своих рисунков.
Демонстрация и
защита рисунков.
Слайд 23Карточка № 1
Какую картину рисует поэт?
Что вы представляете, читая эти строки?
Кто он этот запоздалый путник? Что заставило его пуститься в путь?
Какая атмосфера создана в произведении?
Изменилась ли картина в последней строфе?
Каков финал произведения?
Слайд 24Карточка № 2
Как построена баллада?
Кто с кем говорит?
Какие чувства испытывает ребенок?
Каково
отношение Лесного царя к младенцу?
Почему отец не видит Лесного царя?
Можем ли мы определенно сказать, сон это или явь?
Слайд 25Карточка № 3
Кто обращается к мальчику? Зачем?
Отвечает ли ему мальчик?
Как
рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный?
Подберите синонимы к слову сказочный.
Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца?
Слайд 26Что мы выяснили?
Пейзажный зачин и концовка
Диалоги (открытый и скрытый)
Реальные и фантастические
герои
Два мира: реальный и идеальный
Острый, напряженный сюжет
Трагический финал
Слайд 27Рефлексия
Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходил урок, отметьте моменты, когда
было трудно, было радостно, когда (чему) удивились, когда хотелось поспорить.
Слайд 28Домашнее задание:
иллюстрирование героев или эпизодов баллады (по желанию);
выразительное чтение по ролям
– для работы в классе на следующем уроке (обязательно для всех);
термины «баллада», выучить (обязательно для всех);
сопоставить тексты баллад И.В.Гёте, В.А.Жуковского и А.А.Григорьева (по желанию). Все тексты прилагаются.