Слайд 1Жизнь и творчество Константина Дмитриевича
Бальмонта
(1867-1942)
Выполнила Зайцева Лидия Ивановна, ГБОУ СОШ с.Алексеевка
Самарской области
Слайд 2Старшие символисты
Поэт Константин Дмитриевич Бальмонт относится к представителям старшего поколения русского
символизма.
Брюсов
Мережковский
Гиппиус
Сологуб
Слайд 3Семья
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 г. в деревне Гумнищи Шуйского
уезда Владимирской губернии. Детство его прошло в бревенчатой усадебке его отца - небогатого дворянина. В памяти поэта он оставался тихим и добрым человеком, страстно любившим природу и охоту. Мать поэта происходила из семьи генерала. Деятельная, образованная, она была известна в Шуе тем, что лечила крестьян, участвовала в любительских спектаклях и концертах, печаталась в местной газете.
Слайд 4Образование
С осени 1886 года Бальмонт - студент юридического факультета
Московского университета. Но университета он не закончил: на следующий год, осенью, в университете началось бурное движение, студенты протестовали против введения реакционного университетского устава, и Бальмонт, как лицо замешанное в беспорядках, был арестован, посажен на несколько суток в Бутырскую тюрьму, а затем без суда выслан в Шую. Бальмонт нервно устал и не мог больше заниматься в университете.
Слайд 5Первые стихи
1890 году в Ярославле выходит первая книга стихов
Бальмонта. Книжка была подражательной, она вызвала лишь насмешки товарищей. Как когда-то юный Некрасов, Бальмонт скупал и уничтожал ее тираж. Он оказался теперь в трудном положении, на жизненном распутье. Женитьба на истеричной и взбалмошной дочери шуйского фабриканта, в которую Бальмонт влюбился, рассорила его с матерью и лишила каких-либо денежных средств из родительского дома. Брак не оправдал себя ни с какой стороны. Жена мучила его своею ревностью, приучала к вину. Он уже не знал, что ждет его в будущем. В марте 1890 года душевно истерзанный Бальмонт, прочитав толстовскую "Крейцерову сонату", решается на самоубийство. Из окна одного из московских домов, где сдавались номера и где он тогда жил, Бальмонт выбросился с третьего этажа на мощенный булыжником двор. Он не разбился насмерть, но год пролежал прикованный к постели. Переломы вызвали легкое прихрамывание, которое осталось навсегда.
Слайд 6«Под северным небом»
Нужда не отступала от Бальмонта, но он стойко ее
переносил. Он рассказывал, что месяцами "не знал, что такое быть сытым, и подходил к булочным, чтобы через стекло полюбоваться на калачи и хлеб".
Он стал переводить научные и художественные книги, впервые поместил свои стихотворения в прессе, выступал с публичными лекциями. В 1884 году выходит сборник стихотворений Бальмонта "Под северным небом", с которого и начинается летопись его поэтического творчества.
Лунный свет
Когда Луна сверкнет во мгле ночной
Своим серпом, блистательным и нежным,
Моя душа стремится в мир иной,
Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.
К лесам, к горам, к вершинам белоснежным
Я мчусь в мечтах, как будто дух больной,
Я бодрствую над миром безмятежным,
И сладко плачу, и дышу — Луной
Впиваю это бледное сиянье,
Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,
Я слушаю, как говорит молчанье.
Людей родных мне далеко страданье,
Чужда мне вся земля с борьбой своей,
Я — облачко, я — ветерка дыханье.
Слайд 8Дружба с Брюсовым
Валерий Брюсов очень дорожил дружбой с Бальмонтом. "Вечера и
ночи, проведенные мною с Бальмонтом,-- писал Брюсов в 1912 году,-- когда мы без конца читали друг другу свои стихи и читали друг другу стихи своих любимых поэтов: он мне - Шелли и Эдгара По, я ему - Верлена, Тютчева,- эти вечера и ночи, когда мы говорили с ним de omni re scibili {Обо всем, что только можно знать (лат.).},- останутся навсегда в числе самых значительных событий моей жизни. Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним".
Слайд 9«Будем как Солнце»
В ранних стихах Бальмонта господствуют настроения печали, безнадежности и
уныния. На рубеже двадцатого столетия тон поэзии Бальмонта резко изменяется. Стихи исполнены исступленной радости, света. Один из сборников так и называется – «Будем как Солнце»
Слайд 10
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Слайд 12Импрессионизм
Бальмонт поклонялся мигу, мгновению, полагая, что мгновение всегда единственно, неповторимо,
что мгновение открывает истину, дает возможность увидеть далекую даль. Сам поэт как бы вписан в это мгновение: оно пройдет, и в следующий миг он ощущает себя уже другим и по-другому. В стихах он говорил:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Слайд 13Музыкальность
Читателей поразила музыкальность его стихов. В них
была звонкость, певучесть, щедрая звукопись. Бальмонт как бы заново показывал читателю красоту и самоценность слова, очаровывал читателяплавными повторами, в которых лилась мелодия:
Я мечтою ловил уходящие тени.
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Слайд 14Мастер аллитерации
Бальмонт – мастер аллитерации
«Камыши»
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
Слайд 15Слава
Слава Бальмонта была шумной. Ему даже Чехов присылал письма, признаваясь,
что он каждую новую книжку поэта читает с удовольствием и волнением. "О Бальмонте писали сотни исследований, его книги ежегодно переиздавались, на его лекции нельзя было достать билета,-- рассказывает И. Эренбург.-- Стоило поэту показаться в театре или на улице, как его окружали неистовые поклонницы".
Бальмонт появлялся на эстраде бледный, зеленоглазый, гордо закинув свою голову с рыжими волосами, локонами, спадавшими на плечи, с цветком орхидеи в петлице фрака.
Я буду ждать тебя мучительно,
Я буду ждать тебя всегда,
Ты манишь сладко-исключительно,
Ты обещаешь навсегда,--
бросал Бальмонт в аудиторию, и она была заворожена и вместе с тем чуть шокирована такими строфами.
Слайд 16
Порой Бальмонт эпатировал публику, возбуждая шумные толки и как
бы служа примером для футуристов. Известны курьезные случаи, когда Бальмонт ложился в Париже посреди мостовой, чтобы его переехал фиакр, или когда лунной ночью, в пальто и шляпе, с тростью в руках, входил, завороженный луной, по горло в пруд. При всем своем показном высокомерии, тщеславии, фантастической влюбчивости, он отличался удивительной детскостью, был общителен и по-настоящему добр. Марина Цветаева свидетельствует, что Бальмонт мог отдать нуждающемуся свою "последнюю трубку, последнюю корку, последнее полено".
Слайд 17Эмиграция
В марте 1920 г. он вместе с женой (Е. К. Цветковской)
и дочерью Миррой навсегда покинул Россию.
В эмиграции он жил в Париже. Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной.
Слайд 18Смерть
Больной, вконец лишившийся психического равновесия, часто без единого франка в
кармане, Константин Бальмонт доживал свои дни то в доме призрения для русских, то в дешевой меблированной квартирке в Нуази-ле-Гран. В часы просветления, когда болезнь отступала, Бальмонт с ощущением счастья открывал том "Войны и мира" или перечитывал свои старые книги -- писать он уже давно не мог. В 1942 году он умер.
Слайд 22 «Я - изысканность русской медлительной речи…»