Слайд 1
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Презентация учителя
русского языка МБОУ СОШ №3 сл.Б-Орловка Панчехиной Инны Александровны
Слайд 2Задание. Прочитайте текст, найдите тезис и доказательства.
(1)К самым умным животным, несомненно,
следует отнести горилл и шимпанзе. (2)У этих видов приматов хорошо развита центральная нервная система. (3)Они способны строить отношения со своими сородичами, испытывать сочувствие или радость. Кроме того, у них достаточно развита память.
Слайд 3Задание. Прочитайте текст, найдите тезис и доказательства.
(1)Посчитать
количество языков, на которых говорят жители Земли, невозможно. (2)Одни ученые считают, что их около 5000, а другие предполагают, что около 10000. (3)Дело в том, что помимо основных языков есть диалекты, известные лишь жителям определённой местности.
Слайд 4Задание. Прочитайте текст, найдите тезис и доказательства.
(1)Самое неприхотливое комнатное растение – сансевиерия. (2)Она не требует особых условий. (3) Поливать её можно редко, а пересаживать – раз в несколько лет. (4)Сансевиерия не страдает от сухого воздуха квартиры зимой. (5)Холодные сквозняки сансевиерии не страшны, поэтому она часто украшает холодные фойе и холлы.
Слайд 5Задание. Прочитайте аргументы и сформулируйте тезис.
(1)… (2)Из речи столяров и плотников пришло выражение «без сучка и без задоринки». (3)Благодаря парикмахерам мы знаем фразеологизм «стричь под одну гребёнку». (4)Теперь уже не только кузнецы могут «довести до белого каления», а многим далёким от музыки людям удаётся «сыграть первую скрипку».
Слайд 6Задание. Прочитайте аргументы и сформулируйте тезис.
(1)… (2)Например,
один инженер заметил, что семена репейника покрыты маленькими крючками, которые с лёгкостью цепляются к предметам и отцепляются от них. (3)Знаете, к чему привела такая наблюдательность? (4)Он изобрёл липучку.
Слайд 7Задание. Прочитайте аргументы и сформулируйте тезис.
(1)… (2) Слово «школа» по-гречески
значит «досуг», так как греки под досугом подразумевали не безделье, а беседы мудрецов с учениками. (3)В современном русском языке слово «досуг» означает «время, не занятое делом». (4)Слово «лицей» в переводе с древнегреческого означает «зал Аполлона». (5)В дореволюционной России «лицеем» называли мужское привилегированное учебное заведение. (6)Сейчас так называют общеобразовательное учреждение с углублённым изучением предметов.
Слайд 8Задание. Опираясь на рисунок, докажите высказывание Д.С.Лихачёва «Слово стоит в начале
культуры и завершает её».
Слайд 9Визуально воспринимать объекты
Концентрировать внимание
Развивать логическое мышление
Портить зрение
Страдать от проблем с позвоночником
Увеличивать
скорость принятия решения
Неадекватно воспринимать реальность
Общаться с далеко живущими друзьями
Испытывать преждевременную утомляемость
Получать любую нужную информацию
Переживать компьютерную зависимость
Компьютер приносит пользу.
Компьютер приносит вред.
Слайд 10Задание. Воспользуйтесь данными изображениями и докажите, что каникулы прекрасны в любое
время года.
Слайд 11Докажите, что ударение позволяет различать слова.
Слайд 12Докажите, что значения омонимов понятны только в словосочетании и предложении.
Слайд 13Пользуясь этимологическим словарём, докажите, что среди слов «территория», «терраса», «террор», «террариум»
одно слово отличается по своему происхождению.
Слайд 14Докажите, что с помощью суффиксов неодушевлённые существительные можно превратить в одушевлённые.
Слайд 15Докажите, что многие слова в русском языке могут выполнять функцию как
вводных слов, так и членов предложения.
Слайд 16Докажите, что героиня мультфильма не знала правил орфографии.
Мне кажется, что героиня
мультфильма ….
Легко обнаружить, что слово … пишется … Мы знаем, что …
В то же время в слове … нужно …
Таким образом, ……..
Слайд 17Докажите, что в слове может быть несколько орфограмм.
разчоска
преклееш
?
Слайд 18Задание. Прочитайте стихотворение Бориса Заходера. Докажите, что нарушены правила пунктуации
Очень-очень странный
вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
Слайд 19 Раскройте смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что
же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Слайд 20– Эй! Кто-нибудь дома?
Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова
стало тихо.
– Я спросил: "Эй! Кто-нибудь дома?"– повторил Пух
громко-громко.
– Нет! – ответил чей-то голос. – И незачем так орать, –
прибавил он, – я и в первый раз прекрасно тебя понял.
– Простите! – сказал Винни-Пух. – А что, совсем-совсем
никого нет дома?
– Совсем-совсем никого! – отвечал голос.
Тут Винни-Пух вытащил голову из норы
и задумался.
Слайд 21 Раскройте смысл высказывания современного ученого Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные
знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Слайд 23Что произойдёт, если вместо одного знака препинания использовать другой?