Слайд 1Публицистический стиль
Заметка в газету
Урок в 7 классе
Слайд 2 Какие стили речи вам известны?
книжные
разговорный
Слайд 3Охарактеризуйте речевую ситуацию
публицистического стиля
Слайд 4Что обозначает слово «публицистика»?
Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus
— общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого — люди, народ).
Назначение публицистического стиля – сообщать, убеждая, воздействуя на мировоззрение людей, формировать у них определённое отношение к общественным вопросам.
Слайд 5Стилевые особенности
Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых
и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность» - особенность этого стиля речи: белое золото — хлопок, голубые дороги — морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д.
Слайд 6ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ
При выборе темы для заметки желательно отталкиваться не от
собственного желания, а от интересов читателей определённого издания. Можно, конечно, в газете, освещающей жизнь лицея, города или страны, попытаться разместить информацию про новый сорт картофеля, выведенный туземцами острова Пасхи. Но потенциальным читателям будет интереснее узнать о других событиях.
Слайд 7Заметка в газету
Заметка в газету – краткое сообщение о
каком-то важном и новом факте (событии), интересном для читателя. Автор сообщает о том, что произошло, где, когда, с кем и почему, выделяя основную мысль.
Главные черты: достоверность фактов, новизна, яркий заголовок, краткость и точность изложения. В основе заметки лежит описание факта, случая.
Слайд 8Для прессы, рассчитанной на широкий круг читателей, желательны темы, связанные с
местной жизнью, внутренними проблемами и событиями.
Слайд 9
Жанровые виды заметки
Существуют разные виды заметок, которые могут
быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них:
Заметка может отображать самые разные аспекты реальности (разные предметы), быть результатом реализации вполне определенных целей ее автора, иметь свой тип информационного содержания, что очень часто связано с типом издания, в котором она опубликована.
Слайд 10Событийная заметка
Основным содержанием таких заметок является фактологическое описание. В
качестве такового в событийной заметке обычно выступают разнообразные события, а также положение дел в той или иной сфере деятельности.
Слайд 11Анонс
Данный информационный жанр образуют заметки, представляющие собой предупреждающие сообщения
о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах и пр. Название «анонс» переводится с английского «announce» как «сообщение», «возвещение», «объявление».
Слайд 12Призыв к обсуждению проблемы
Содержание такой заметки включает в себя
не только описание конкретного события, но и связь этого описания с иной информацией, возможно, уже известной аудитории. Часто основная часть этой заметки - факт, который становится известен журналисту, «подается» им аудитории как очередной аргумент в пользу какой-то общеизвестной истины.
Слайд 13Особенности школьной журналистики
Школьная газета – это как бы зеркало жизни
учреждения. В ней должны быть отражены не только победные новости о количестве отличников и хорошистов в 7 «Б», но и проблемы, с которыми сталкиваются учителя и ученики. Поэтому заметка в школьную газету должна быть написана с учетом востребованности и возможности влияния поднятой проблемы на улучшение школьной атмосферы, условий быта и процесса обучения.
Слайд 14Особенности школьной журналистики
Если в 10-ти предложениях написать о том, что
кое-кто кое-где не хочет учиться, участвовать в общественной жизни лицея или плохо ведёт себя, дергает девочек за косички, то заметкой в газету это не назовешь. Это будут слухи, которые никаким образом не могут повлиять на проблему.
Заметка в газете должна содержать четко сформулированную информацию: кто, когда, где, что, указывать на проблему и ее влияние на показатели, общественную жизнь или отношения между учениками и учителями. Достоверность и присутствие личности (авторская позиция) в заметке позволяет создать вокруг нее требуемое общественное мнение.
Слайд 15Особенности школьной журналистики
Прежде чем садиться за заметку, школьному корреспонденту нужно
определиться с ее жанром. Это может быть:
конструктивная критика;
описание прошедших событий;
мнение о существующих проблемах;
предложения по решению каких-то проблем и т. д.
Желательно описывать события, участником которых был сам. Главное, никого необоснованно не критиковать и сохранять объективность.
Слайд 16Напишем заметку сами
1. Назовите или обозначьте проблему или событие.
2. Расскажите о
ней (о нём) с 2-х или более точек зрения.
3. Докажите важность и актуальность (современность) поднятой проблемы, события.
4. Рассказ об этом должен быть интересным для читателя или слушателя.
5. Проверьте «точки грамматической и смысловой связи» в получившемся тексте. Внесите при необходимости правки.
6. Подберите фото- или рисованную иллюстрацию для лучшего понимания читателем (не обязательно, но желательно).
Слайд 19Проблемы
Проблема бездушного, безжалостного отношения человека к миру природы.
Проблема влияния красоты природы
на настроение и образ мыслей человека.
Проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным?)
Слайд 21Роль человека в природе крайне велика. Как существо разумное, он несет
ответственность за всё хорошее и плохое, происходящее в нашем мире. Многие человеческие пороки способны нанести колоссальный ущерб окружающей среде. Варварское выкачивание подземных ресурсов все время опустошает недра земли. Они не успевают восстанавливаться, так же как и запасы пресной воды, которые бездумно и бесхозяйственно расходуются тоннами мегалитров.
Слайд 22Человек вырубает леса, теряют свой ареал обитания животные, растения, насекомые и
земноводные. Лесные вырубки с торчащими пнями похожи на беззубые рты, взывающие к нам беззвучными воплями отчаяния. Истребленные людьми редкие виды животных, а также рыб уже никогда не промелькнут в лесной чаще, не плеснут хвостом в реке или в море. Наши дети увидят их исключительно на картинках в учебниках зоологии. А в учебниках ботаники – виды исчезнувших навсегда растений. Давайте думать, как предотвратить это?
Слайд 23Задание
Написать заметку в школьную газету.