Слайд 2Теория
Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться
к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.
Типы заключений: яркий пример–обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.
Слайд 3Чем закончить?
Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель
понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Должно быть коротким и ёмким
Должно быть логически связано с основной частью
Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть
Слайд 4 Заключение
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному,
сделать обобщение.
Можно вернуться к мысли, выраженной во вступлении.
Можно закончить своё сочинение цитатой, взятой из текста и других источников и логически связанной с высказанной в конце работы мыслью.
Можно закончить текст риторическим вопросом.
Слайд 5Варианты заключений
В заключении -подытоживании автор напоминает ход своей мысли.
В заключении-оценке перечисляет
те проблемы, которые поднимались в тексте.
В заключении-обобщении все доводы сходятся к одной мысли общего или проблемного характера.
Заключение, симметричное вступлению, - это ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
Слайд 6Речевые клише
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
Подводя итог, хочется
сказать…
Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
Обобщая сказанное, можно сказать, что…Из этого следует, что…
Я искренне благодарна (ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…
Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…
В заключение должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…
Слайд 7Речевые клише
В заключение хотелось бы отметить...
Можно бесконечно размышлять на эту тему,
но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…
Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что…
Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой..., переоценить её важность в нашей жизни…
Слайд 8Работаем над заключением
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с
основным текстом.
Приведем различные способы оформления заключения.
Слайд 9Работаем над заключением
1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и
логичная концовка сочинения.
Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
Слайд 10Работаем над заключением
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в
конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
Слайд 11Работаем над заключением
3. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить
телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?
Слайд 12Работаем над заключением
4. Использование цитаты.
Следует помнить, что далеко не каждая цитата
будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова
текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа: «Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!»
Слайд 13Несколько полезных советов.
1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного
средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов (рекомендуемый объем сочинения - не менее 150 слов).
Слайд 14Несколько полезных советов.
2. В сочинении не нужно специально анализировать использованные в
тексте средства выразительности (тем более что это уже сделано в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли.
Слайд 15Несколько полезных советов.
3. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К
сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.
4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.
Слайд 16Несколько полезных советов.
5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать
сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.
Слайд 17Несколько полезных советов.
6. Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится
текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...
Слайд 18Несколько полезных советов.
7. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его
в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
Слайд 19Несколько полезных советов.
9. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной
гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.
Слайд 20ОБОБЩАЕМ СКАЗАННОЕ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на
ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора)
Сформулируйте проблему и позицию автора
Продумайте комментарий ( следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора. Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста)
Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие). Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора)
Слайд 21ОБОБЩАЕМ СКАЗАННОЕ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
5. Продумайте композицию сочинения (определите, какой
тип зачина и заключения будет использован)
6. Работая над черновиком, продумайте логические связки между частями. Проверьте, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. Проверьте правильность деления на абзацы
7. Переписывая сочинение в бланк ответа, будьте внимательны. Не допускайте ошибок при переписывании.
8. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки.