Слайд 1https://www.youtube.com/watch?v=V37AjKXZY2g
Шум океана
Слайд 3
Цели урока
Ч6 - анализировать содержание художественных произведений (поэтических, прозаических), определяя жанровые
особенности и художественно-изобразительные средства
Г4 - создавать аргументированное высказывание (рассуждение с элементами описания и /или повествования) на основе личных впечатлений и наблюдений
Слайд 4Я́нка Мавр ( настоящее имя — Ива́н Миха́йлович Фёдоров, 1883—1971) —
белорусский советский писатель, один из основателей белорусской детской литературы,
основоположник приключенческого и научно-познавательного жанров в белорусской литературе,
создатель первой белорусской научно-фантастической повести.
Слайд 5Янка Мавр. Сын воды (в сокращении)
Теме борьбы с
колонизаторами за свободу и счастье угнетенного народа посвящены страницы повести "Сын воды". Как понимаете слово колонизатор?? (угнетатель, поработитель)
I Семья Тайдо: жена, девятнадцатилетний сын Манг и двое младших - девочка лет десяти и шестилетний малыш. Это обычная семья в самой обычной обстановке. И торопиться им
некуда: они у себя дома. Народ этот, фуиджи, как зовут его европейцы, с давних пор живет в западной части Огненной Земли и на ближайших островах - в районе Магелланова пролива. Фуиджи - это люди моря. Они рождаются, живут и умирают на воде, на море. Живется им, конечно, несладко. Почему же тогда они выбрали именно такой образ жизни? Да потому, что на земле еще хуже. Лучше всю жизнь ощущать под ногами зыбкое дно лодки, чем сидеть на голых камнях среди воды. Потому фуиджи навсегда связали свою жизнь с водой. И на всем их облике лежит отпечаток этой необычной жизни. Тело у них какое-то мягкое, пухлое, круглое, словно раздутое, а ноги тонкие и хилые. Цвет кожи грязно-желтый, лицо широкое, глаза узкие, а нос ровный, прямой, даже красивый. Волосы черные, длинные, спускаются вниз, как кора, и если бы их не вырывали спереди, человек и свету не видел бы. Несмотря на холодный климат, Тайдо, его жена и дети были голые, но у каждого свисала с шеи шкура какого-нибудь морского животного - моржа, морского котика. Эти шкуры служили не одеждой, а только защитой от ветра: ими прикрывали тот бок, откуда дул ветер, а другой бок оставался голым. Однако больше всего семья Тайдо дорожила очагом (огнем очага). Рядом с ними была лодка другого фуиджи Коса. Пролетали чайки, побольше, - альбатросы. Редко их увидишь на суше. Вода, которая даже в бурю оставалась почти спокойной, заходила, забилась о стены. Эхо полетело по теснине. По фонтанам воды, взлетавшим над головами резвящихся животных, сразу можно было узнать, что это киты, вернее, маленькие китеныши.
Почему фуиджи навсегда связали свою жизнь с водой?
Слайд 6II. Еще в ту пору, когда Манг был совсем маленьким, он
остро почувствовал одно неудобство их жизни - все они были накрепко связаны друг с другом. Ему хотелось куда-либо пойти, взобраться на далекую скалу, посмотреть, что делается вон там, за поворотом улицы, но это было невозможно: лодка, семья приковывали его. И с той далекой поры он все время мечтал только об одном: быть свободным, иметь возможность плыть, куда хочешь, останавливаться, где тебе нравится. А для этого нужно было обзавестись своей собственной кану (каноэ –примитивные, деревянные самодельные лодки первобытнообщинных племён). Но ведь кану могли иметь только взрослые, самостоятельные люди. Наконец ему пошел восемнадцатый год. - Вот подрастет Мгу (дочь соседа Коса), - говорил отец, - возьмешь ее в жены. Славная девушка, мастерица. Хорошую кану тебе сошьет. Сердце Манга взволнованно забилось при мысли о... лодке, а не о девушке. Им встретился пароход с белыми людьми. Они сверху смотрели на морских дикарей, бросали им куски хлеба. Фуиджи бросались за ним прямо и море и тут же поедали пропитанный горько-соленой водой хлеб. И каким вкусным он им казался! Из рассказа отца Манга узнал, что белые люди живут на берегу на одном месте. Разве можно жить все время на одном месте? И Манг твердо решил посмотреть на этих людей вблизи, когда у него будет собственная кану. Лес был тоже какой-то странный, преобладали буковые и миртовые породы, которые произрастают только в теплых краях.
Слайд 7Нгара. Это был мужчина лет двадцати пяти, одетый самым удивительным образом:
весь его наряд состоял из птичьих шкурок. Такая одежда ничуть не уступала шкуре моржа или котика, и все же каждый мужчина мечтал о том, чтобы иметь одежду настоящую - из звериных шкур. Беда только в том, что добыть их было нелегким делом. Убить, например, моржа трудно даже хорошо вооруженным людям, не говоря уже о наших фуиджи. Нгара предложил совместно охотиться на моржей. Копье попало моржу в бок, но сам Нгара поскользнулся и полетел в воду. Манг, длинным куском железа ударил по черепу моржа, зверь закрутился на месте и даже хвостом успел сшибить Манга с ног. Тут подоспели Тайдо с Косом, а потом и сам Нгара, и спустя минуту все было кончено. Возник вопрос: кому отдать шкуру? Казалось бы, что ее по праву должен получить Манг, однако Нгара никак не соглашался с этим. Разъяренный Нгара отказался от своей доли мяса, прыгнул в лодку и угрожая, отплыл.
Что отличало Манга от других жителей моря?
Ваши предположения, сможет ли Нгара отомстить Мангу?
Слайд 8III. С тех пор как у Манга появилась своя собственная лодка,
он мечтал увидеть места, где живут белые…Перед ними тяжело дышал Великий океан. Темно-синие волны бесшумно катились на них, а докатившись до скал, вдруг с ревом бросались на их твердыни, дробились в мелкие брызги и отступали, чтобы, собравшись с силами, снова ринуться вперед.
Столетиями, тысячелетиями бьется океан о скалы. Твердо стоят они на страже, стараются не пропустить волны в глубь острова. Однако проходит время, и то одна, то другая подмываются и обрушиваются в воду. Может быть, там как раз и лежит земля, где живут эти загадочные белые люди. Так и живут фуиджи, каждая семья сама по себе, неорганизованные и самостоятельные. На бумаге принадлежат Чилийской республике, но ровно настолько же знают свою республику, насколько и она их. Птицы, как и люди, жили исключительно за счет моря. Нападение на птиц - пингвинов. (Расскажите, что случится дальше?)
Слайд 9Жутко было смотреть, как гибли эти ни в чем не повинные,
беспомощные существа. Безумный азарт охватил охотников, и они перебили гораздо больше пингвинов, чем им было нужно. Спустя некоторое время весь берег был покрыт шкурами: они были растянуты на земле, сохли и скручивались, как береста. Долго еще придется мять и тереть их, прежде чем можно будет для чего-нибудь использовать.
Как вы понимаете эпитет безумный азарт?
Почему охотники так поступили?
Слайд 10Ответы: первобытные люди, дикари, жестокие животные инстинкты выше разума, далеки от
цивилизации, борьба за выживание, шкура – редкое сокровище для фуиджи, добыча шкуры - очень опасное, рискованное для жизни «нелегкое дело»
Слайд 11IV Большинство фуиджи держится в южной части архипелага, куда никто из
чужих не заглядывает. Нельзя сказать, чтобы они так уж боялись случайного путешественника. Причина тут другая: там, где не бывает белых людей с их ружьями, обычно собирается разное зверье и особенно птицы. А среди них встречаются и такие, что повкуснее пингвинов. Но Манга все время тянуло на север, ближе к белым: он знал наверняка, что искать их нужно именно к северу. Только там можно снова встретить их корабль. Один раз Манг даже видел их кану (корабль, пароход), но издалека - ближе он не успел подплыть. За Магеллановым проливом Манга отыскал один уголок, который на долгое время мог стать домом для его родителей. Росли деревья-водоросли, по названию фукус. Ракушки, моллюски, маленькие рачки, медузы, анемоны, разные червячки, - одним словом, все, чем любили лакомиться наши фуиджи. Дети воды, фуиджи, хоть и жили за счет моря, однако едва ли имели право называться рыбаками, т.к. вылавливали рыбешек или просто руками, или плетеным мешочком, или куском ткани. Редко-редко им удавалось убить копьем большую рыбу. Манг долго ломал голову над этой задачей и наконец додумался. (Какой способ ловли рыб придумал Манга?
Слайд 12Взял свой плетеный мешок, натянул его на обруч и приладил к
длинной палке. Зачерпнув воду своим ковшом, он сразу вытащил много рыбы. Все обрадовались и долго забавлялись такой ловлей уже без всякой надобности. Это был какой-то совсем особый мир. Всем тут находилась пища. Сильные поедали слабых, однако население от этого не уменьшалось. Всем давало приют гостеприимное дерево. Последняя проблема - топливо - была счастливо разрешена. Каков основной закон в этом мире? Объяните почему?
Слайд 13Основной закон дикой природы. («Сильные поедали слабых»). Слабым невозможно выжить: ни
людям, ни животным, ни рыбам, ни птицам.
Слайд 14V. Благословенный уголок, открытый Мангом, мог с успехом прокормить их не
одну зиму. Теперь Манг часто отлучался на несколько дней, а родители привыкли к этому и не возражали.
Манг все еще не отказался от мысли увидеть вблизи таинственных белых людей, побывать и там, где они живут, насмотреться разных чудес. Да если правду сказать, такая встреча ничего особенного и не обещала. Нужно отыскать то место, где они живут. А для этого надо плыть далеко-далеко на север, куда спешат и откуда приходят корабли. И он сказал родителям, что хочет проплыть подальше - посмотреть, как живут белые люди.
- Это ведь далеко, на другом конце света. Ты не доедешь, погибнешь. Да и они могут загубить тебя, - предупреждала мать. Манг выехал как все равно на очередную прогулку. До ближайшего крупного города, Вальпарайзо, было две тысячи километров, а чтобы добраться до какого-нибудь поселка белых, тоже нужно было проплыть километров пятьсот. В маленькой кану, с первобытным веслом, ему потребовался бы по меньшей мере месяц. Всего этого Манг не знал. Он думал, что через несколько дней будет на месте, поглядит, подивится и вернется себе спокойно домой. Наконец он высадился на берег, вытащил лодку и направился осматривать остров. Все он оставил в лодке. Манг миновал лесок, взобрался на вершину холма и сел.
Слайд 15Вечер выдался на редкость. Море было неподвижно; на небе - ни
единой тучки; солнце медленно опускалось в воду. А позади, как всегда, высились снеговые горы и в одном месте к самой воде сползал ледник. Он, казалось, был совсем близко, а на самом деле до него набралось бы километров пятьдесят. Манг сидел, отдыхал и в задумчивости любовался красотами природы. Но что это там такое? Украл! Да это ж Нгара, будь он проклят! Он украл его лодку. Напрасно Манг кричал, тряс кулаками, грозился, даже просил. Манг остался один на безлюдном берегу, с голыми руками. В отчаянии он упал на землю, начал биться головой, реветь, рвать на себе волосы. Первые лучи солнца вернули Мангу бодрость. Он сам себе сошьет кану, тем более что и дерева тут хватает. Но зато и отомстит же он этому Нгаре! Насобирал на берегу разных раковин и двинулся к лесу. Выбрал тонкое высокое дерево и принялся ковырять его у корня. Чтобы раковины были острее, он разбивал их на части. Оттого, что дерево было толщиною всего в руку, он довольно быстро подрезал его, а потом сломал. Спустя несколько часов он "срубил" таким способом семь деревьев: одну жердь на дно лодки, а шесть – на борта. Обработать жерди было куда тяжелее, чем срубить их. Особенно помогло ему одно хитроумное изобретение: найдя в скале узкую трещину, он засовывал туда конец жерди и крутил. Получалось довольно споро. Потоки дождя.
Слайд 16 Гудок парохода. Тревожный, надрывный...Во всяком случае, гудок сулил еще одну
надежду на спасение. Но вот на белом гребне волны мелькнуло что-то черное. Взлетело - опустилось. Манг уже видел, что это был человек, который держался за обломок доски. Его могло вот так швырять взад-вперед, пока не разбило бы о скалы. Манг схватил человека и побежал к берегу…Манг увидел, что перед ним лежала молодая девушка без сознания. Манг укутал ее шкурой. Нужен огонь, чтоб согреться. Сколько камушков пришлось перебрать и перепробовать, пока нашелся хороший кусок кремня. Но и это было еще не все: искры обсыпали трут, а он упорно не хотел гореть. Долго и нудно тянулось время. Манг все еще бился над своим огнем. Сколько раз он хотел уже бросить это дело, но нелегкая жизнь приучила его быть терпеливым. Очнувшись, бедная девушка думала, что пришел ее конец: этот дикарь зарежет ее и съест. Но он стал спасителем этой белой девушки. Он ни разу не пытался причинить ей зла.
- Манг не обидит Белую птичку. Манг мстит только своим врагам, таким, как Нгара.
В чем особенность личности Манга, в отличие от других фуиджи? Что произойдет с Грэт дальше: она погибнет, вернется домой, станет женой Манга или др.? Как вы понимаете предупреждение матери Манга: они могут загубить тебя?
Слайд 17В чем особенность личности Манга, в отличие от других фуиджи? Сообразительный,
терпеливый, выносливый, добрый, сильный духом, целеустремленный, любознательный, отзывчивый, восприимчив к красоте природы и др.
Слайд 18VI. На берегу на острых камнях Манг нашел мертвого человека в
форме морского офицера или капитана: волна швырнула его на скалу,череп у него был пробит. Манг осмотрел его, забрал кинжал из ножен и капитанский мундир. Грэт вспомнила подробности гибели корабля. К Грэт скоро вернулись бодрость и энергия. Работа теперь пошла веселее: у Манга был хороший кинжал, который мог служить и топором, и ножом, и рубанком, и шилом. Манг стал делать лодку. Она никак не могла привыкнуть к пище, которой снабжал ее Манг, чувствовала себя неважно, похудела. От прежней бодрости не осталось и следа. Начало казаться, что она сидит на острове целые годы и, наверно, никогда уже не выберется отсюда. Так прошло целых три недели. Для нее это был обычный желтокожий слуга, каких немало и у них, в Лондоне. Ее нисколько не удивляло, что он прислуживает ей, оберегает и кормит ее. Разве может быть иначе? И она распоряжалась им, как слугой. Раз-другой даже обозлилась, кричала на него, топала ногами. Манг ничего этого не понимал, даже находил забавным. Он настолько уважал Белую птичку, что ему и в голову не приходило равняться с ней. Он был доволен уже тем, что она позволяет ему сидеть рядом, заботиться о ней. Лодка была спущена на воду. Когда обогнули скалу, то увидели далеко-далеко черную точку и дымок (пароход). К сожалению, на этом добро и кончилось. Пришла новая беда, швы лодки не выдержали и разошлись. Они снова очутились на острове, но с острыми скалами.
Слайд 19А вокруг было величественно красиво и спокойно. Море искрилось под южным
солнцем, ни единой волны на его безмятежном просторе. Черные скалы высились беспорядочной толпой, спокойные и важные. Только птицы суетились и спорили вверху, над головой. Но эта красота не волновала Грэт. Девушка стояла неподвижно и глядела вперед с таким видом, словно ей было безразлично, чем бы все это ни кончилось. Зато Манг напряженно искал выхода. Там, километрах в восьми, был его дом. Там его родные, там кану. Он поплывет, и вернется за ней с лодкой. Она осталась одна на острове дожидаться Манга. От страха стала готовиться к смерти. Перед нею прошла вся ее жизнь. Отец ее богатый английский капиталист. Между прочим, у него в Чили было большое предприятие по добыче меди. Жили они в Лондоне, но последний год отцу пришлось провести в Чили - у него были там дела. К этому времени мисс Грэт - так звали девушку - окончила свое образование и захотела проехаться к отцу - повидать свет. И вот вместо этого она стоит тут одна на голой скале и ждет смерти.Несколько раз говорила она себе, что надо кончить мучения и самой броситься в воду, но все не решалась. Хотя умом она уже не верила в спасение, но где-то глубоко в сердце все еще жила надежда. Кем станет в дальнейшем Манга для Грэт: обычным желтокожим слугой или другом, спасшим ей жизнь?
Слайд 20
VII. Манга увидел, что на острове родных нет. Увидев на острове
Нгару, Манг решил, что поступит с врагом так же, как тот поступил с Мангом, - заберет кану.Завязалась борьба не на жизнь, а на смерть. Нгара был сильнее Манга. Нгара держал его сзади за плечи. А вода уже начала душить, набираться в нос.Вдруг Манг услышал дикий крик Нгары и увидел, что вокруг Нгары обвилась змея (спрут). Ему ничего не стоило убить Нгару. Нгара попросил спасти его, а взамен взять лодки. (Спасет (не спасет) Манга Нгару? Почему он так поступит?
Слайд 21Вспомните закон природы: выживает сильнейший!!!
Но Манга оставляет Нгару погибать в воде.
Манга возвращается на остров и забирает девушку, затем находит и свою семью. Мисс Грэт успела немного привыкнуть к ракушкам, ракам, к рыбе, но если раньше она могла приказать Мангу сделать то или иное, то теперь как-то получилось, что распоряжаться и приказывать она уже не смела.
Слайд 22IX Грэт попросила, чтобы ее отвезли поближе к проливу, где ходят
корабли белых. Но ее оставили там на одном острове....Ведь на самом деле Тайдо и Кос решили избавиться от Грэт, видя, что Манг заботиться о ней. Так несчастная мисс Грэт, очутившись снова в безвыходном положении, совсем отчаялась. Манг нашел ее на острове и на шестой день они увидели пароход.
Что дальше произойдет с Мангом и Грэт?
- Этот человек спас мне жизнь, - сказала Грэт членам корабля. На пароходе Грэт и Манг приплыли в Лондон.
Слайд 23. - Этот человек спас мне жизнь, - сказала Грэт членам
корабля. На пароходе Грэт и Манг приплыли в Лондон.
X. Четыре года спустя (послесловие). На одной из лучших улиц Лондона стоит роскошный ресторан "Космополит". Офицера военно-морского флота и женщина лет двадцати двух, с тонким нежным лицом и голубыми глазами. Не похож на прежнего Манга, этот европейский костюм не шел ему. Низкий рост, длинные руки, тонкие ноги - все это наследие жизни на воде давало себя знать.
Когда он увидел свою Белую птичку, такую красивую, чистую, в нарядном сером платье и вместе с тем такую чужую, далекую, он не поверил, что когда-то они прожили вместе, рядом много-много дней.
- Я сегодня ночью еду с мужем в Индию.
Будучи одиноким в этом чужом многомиллионном городе, он все-таки чувствовал, что где-то здесь есть человек, который знает его, который связан с ним общими переживаниями, воспоминаниями, к которому можно было бы обратиться в случае беды. Это ведь она устроила его в этот ресторан и даже в первый год заплатила хозяевам крупную сумму за его содержание и обучение. И после хозяева считались с нею и, кажется, еще раз получили деньги. Без нее он не продержался бы тут и одного дня. А теперь кто знает, что будет...
Слайд 24
Что будет с Манга после отъезда Грэт в Индию? Его уволят?
Оставят в ресторане работать, т.к. Грэт хорошо заплатила хозяевам заведения? Обоснуйте ваши предположения.
Слайд 25Через три дня Манга уволили...Его покровительница уехала. А настоящую причину Манг
знал и сам: у него не было той изворотливости, ловкости, хитрости, которая
требуется от лакеев в таких аристократических заведениях.
И Манг очутился на улице среди тысяч безработного люда - белых, черных, желтых, бурых.
И, слоняясь по туманным улицам Лондона, он часто вызывал в воображении другой город - среди скал, улицы-каналы, морских птиц, кану, свою семью и Мгу.
1927
Сбылась ли мечта Манга увидеть землю и белых людей? Какими на самом деле оказались эти люди: хуже или лучше фуиджи - дикарей? Объясните смысл посвящения (1 предложения), стоящего в начале повести: Теме борьбы с колонизаторами за свободу и счастье угнетенного народа посвящены страницы повести "Сын воды". Как вы думаете в чем основная мысль и идея этого произведения?
Слайд 26Пара «Лексикологи».
Задание: Определить значения слов: фуиджи, кану,
пика, ко́ндор,
чайки, альбатросы, фукус, медузы, анемоны, жерди, альпак, гуанако, лама, бук, мирт. Можно распределить слова по группам: море и суша.
Критерии успеха:
Четко и ясно определяет значения слов (мирт - вечнозелёный кустарник или дерево с белыми душистыми цветками).
Приводят примеры предложений для пояснения (Родина мирта - Средиземноморье).
Слайд 272 пара – «Аналитики»
Задание:
А) Определить жанровые особенности произведения
(повесть, т.к.
больше рассказа по объему, есть главный герой и другие персонажи, подробно описывается его характер, особенности личности, изображаются эпизоды (а не 1 эпизод) жизни главного героя, ряд событий)
В) Найти художественно-изобразительные средства: метафоры (наследие жизни), олицетворения (вода заходила, забилась, дышал Великий океан), сравнения (Птицы, как и люди, жили исключительно за счет моря), эпитеты (безмятежный простор), термины (белые люди, гуанако), антитеза (не на жизнь, а на смерть) и др.
Критерии успеха:
Правильно определяет жанровые особенности произведения (отличие от рассказа)
Находит в тексте 1-2 примера художественно-изобразительных средств (олицетворение, сравнение, эпитет, термин, антитеза, метафора)
Слайд 28
3 пара «Искатели».
Задание:
Найдите в тексте интересные, необычные, важные или новые слова,
которые раскрывают характеры и действия героев. Найти ответы на вопросы. (Манг, Белая птичка (Грэт). Заполните таблицу.
Критерии успеха:
1. Находит в тексте интересные, необычные, важные или новые слова, раскрывающие характер и действия героя.
2. Выражает свое мнение о героях и их действиях.
Слайд 294 пара «Интерпретаторы».
Передайте состояние Манга через монолог, когда он любовался красотами
природы и после подлого поступка Нгары (Глава V). Почему природа благотворно влияет на Манга? Может ли он существовать вне природы?
Критерии успеха:
1. Находит слова, передающие состояние героя в данном эпизоде.
2.Передаёт состояние Манга в данной ситуации через монолог.
Слайд 305 пара «Иллюстраторы»
Задание: представьте рисунок, изображающий героев в какой-то ситуации, передайте
состояние героев, пространство, время и т.д.
Критерии успеха:
1. Представляет рисунок, изображающий героев в данной ситуации, передает состояние героев, пространство, время и т. д.
2. Обобщает идею рисунка, даёт критическую оценку.
6 пара « Связисты»
Задание: определите 2 проблемы, отражённые в тексте, свяжите и сравните с современной действительностью.
Критерии успеха:
1. Определяет 2 проблемы, отражённые в тексте.
2. Приводит собственные доводы при сравнении с современной действительностью.
7. Защита выполненных проектов
8. Ф взаимооценивание и комментарии одноклассников
Слайд 31Синквейн слова «Фуиджи» или «Манг»
Рефлекия.
Д.З. Написать ответ: «Что я узнал,
изучив произведение Я. Мавра «Сын воды»?