Слайд 1Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Слайд 2Основные направления воспитания гражданской идентичности учащихся:
Слайд 3«Никто не может указать другому человеку его Родину –
ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».
Иван Ильин, русский философ.
Слайд 5“Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения
и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.
Слайд 6Проектная деятельность:
«Символ Родины моей»
«История страны в Истории семьи..»
«Нет в России семьи
такой, где б не памятен был свой герой..»
Слайд 7Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных
тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять;
“Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило;
“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота и т.д.
Слайд 8Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые
различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Слайд 9Направления и формы внеурочной деятельности:
Коллективная : экскурсии, постановка спектаклей, конкурсы, просмотр
фильмов, олимпиады, предметные недели, походы в музеи, театр.
Индивидуальная: участие в патриотических акциях, подготовка презентаций по творческим заданиям, посещение библиотек, создание творческих работ по родословной, проведение виртуальных экскурсий по местам жизни писателей и деятелей искусства.
Групповая: создание проектов, участие в литературных чтениях, эрудит-турниры, подготовка виртуальных экскурсий, оформление интерьера кабинета
Слайд 10Лингвокраеведение:
1. Диалектная и разговорная речь (разносторонний анализ местных диалектов: лексико-фонетический, лексико-словообразовательный, семантический, этнографический)
2. Языковое
своеобразие в фольклоре и в художественных произведениях местных авторов.
3. Народная фразеология.
4. Ономастика.
5. Учёные-лингвисты региона.