Слайд 1Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы
Макарова Ольга Геннадьевна учитель
русского языка и литературы Пограничной средней школы, Павлодарская область Аксуский район
Слайд 2Результаты опроса учащихся
Какие проблемы личного плана волнуют вас больше всего?
Взаимоотношения в
семье – 69%
Учеба – 69%
Здоровье – 50%
Будущая карьера – 35%
Любовь – 19%
Взаимоотношения с одноклассниками – 15%
Взаимоотношения с учителями – 11%
Слайд 3Отношение к гуманистическим ценностям
Счастье – 54%
Справедливость – 50%
Дружба – 46%
Добро –
42%
Честь, достоинство, совесть – 27%
Свобода – 23%
Миролюбие – 11%
Патриотизм – 4%
Вера в идеалы – 4%
Истина – 4%
Коллективизм – 0%
Милосердие – 0%
Слайд 4Понятие патриотизм включает в себя:
*чувство привязанности к местам, где родился и вырос;
*уважительное
отношение к языку своего народа;
*осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
*проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
*гордость за достижения своей страны;
*гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
*уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
*ответственность за судьбу Родины и своего народа
*гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Слайд 5 Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но
особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
Слайд 6 Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают пословицы,
которые можно использовать при изучении различных тем в процессе обучения русскому языку
Слайд 7“Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.)
Родная сторона - мать,
чужая – мачеха.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Жить — родине служить.
Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Слайд 8“Прилагательные полные и краткие” (5 кл.)
Своя земля и в горести
мила;
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Сильный победит одного, знающий — тысячу.
Слайд 9“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.)
Родина краше солнца, дороже золота;
Любовь к Родине сильнее смерти.
Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Слайд 10 Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания
в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Слайд 11Былины
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Слайд 12Изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и
чувства простых солдат, отстоявших родину от врага.
Слайд 13Анализ Бородинского сражения
Почему солдаты с такой решимостью и воодушевлением сражались в
Бородинском бою?
Приведите слова, факты, образные выражения, которые подчеркивают напряжение, накал битвы, ее стремительность
Сплоченность русского войска перед боем,
т.к. его объединяет чувство любви к своей
родине, боль за поражение, опасность,
которая грозит стране
Слайд 14Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»
ВОЙНА - античеловечна
ИДЕЯ: люди должны жить в
мире, дружбе, согласии.
Война, вражда ожесточает, разобщает
Слайд 15 Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости
- мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”.
Слайд 16Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”
Это прославление боевого
товарищества, осуждение
предательства.
Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и
его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает
представления о таких чертах
патриотизма, как беззаветная
преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.
Слайд 17 Особенность нашей работы такова, что мы сеем зерна разума
и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, то мы можем считать свою задачу выполненной.