Слайд 1Виртуальная экскурсия
«По страницам произведений
Астрид Линдгрен»
Автор: Казакова Елена Юрьевна,
учитель русского
языка и литературы
МАОУ СОШ №7
г.Балаково Саратовской области
Слайд 2Имя Астрид Линдгрен хорошо знакомо детям всего мира. Её сказки переведены
на 70 языков и изданы более чем в 100 странах.
Астрид Линдгрен
родилась 14 ноября 1907года
в южной Швеции, в небольшом
городке Виммербю.
Сама писательница всегда называла своё детство счастливым
(в нём было много игр и приключений, перемежавшихся с работой на хуторе и в его окрестностях) и указывала на то, что именно оно служит источником вдохновения для её творчества.
Слайд 4В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки,
истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений.
В ее книгах, основанных подчас на
фольклорных сюжетах, фантастические
черты переплетаются с элементами
будничности и современности. Линдгрен, которую называют «Андерсеном наших дней», просто и естественно придает повествованию сказочность, как бы преломляя жизнь в восприятии ребенка.
Слайд 6
Линдгрен создала великолепнейшую сказку
«Пеппи Длинный
чулок» (1945г.).
Героиня этой книги покорила маленьких
и больших читателей добротой, щедростью и оригинальностью характера. Причем сама Линдгрен полагает, что основная причина популярности Пеппи - в ее необычайном всесилии.
«Пеппи удовлетворяет мечту ребенка о могуществе»,- пишет Линдгрен.
Слайд 7В самом деле, в этой книге писательница воплотила мечту ребенка-сироты о
счастливой жизни в чудесном мире правды и справедливости. Она наделила свою героиню сказочным богатством, невообразимой фантазией и сверхъестественной силой, которые помогают ей существовать в злом и жестоком мире, где осиротевшего ребенка ожидает лишь приют.
Слайд 8В книге «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен удивительно сочетает фантазию с действительностью.
Девочка свободно поднимает гигантскую лошадь, становится негритянской принцессой, она бунтует против мещанского благополучия современной Швеции и догматической системы школьного образования.
В книге «Мио, мой Мио!» (1954г.),
отграничив мир действительности с его
сиротством и насилием над детской волей
от мира сказки, свободы и справедливости,
Линдгрен искусно сочетает фантастическое и
реальное.
Важно то, что в эту книгу с традиционной борьбой добра и зла сказочница сумела вложить современное содержание: в повести-сказке угадывается антифашистская направленность. Герой сказки - поборник справедливости - шведский мальчик-сирота, он же волшебный принц Мио, наделенный горячим, любящим сердцем, храбрый и мужественный, одерживает верх над олицетворением злых сил - рыцарем Като.
Слайд 10Заслуга Линдгрен в том, что она сумела дать образ мальчика в
развитии. Вначале Мио испытывает чувство страха, но мысль о предначертанном ему подвиге, о страданиях людей придает ему мужество, и он проникает в царство злого рыцаря Като и убивает злодея.
Слайд 11Одно из популярнейших произведений Линдгрен - «Малыш и Карлсон, который живет
на крыше» (1955г.) - оригинальная реалистическая и современная сказка, которая вплетается в повседневную жизнь, в правдивое повествование о мальчике с его печалями и радостями, специфическим мышлением и языком. Сказка вырастает из фантазии, из выдумки ребенка.
Писательница не устает повторять, что все происходящее в книге - вполне «обыкновенно». «Не совсем» обыкновенен лишь Карлсон, который живет на крыше. Все - мама и папа, Боссе и
Бетан считают Карлсона выдумкой, фантазией
Малыша. Лишь сам Малыш не сомневается в
существовании Карлсона.
Слайд 12Карлсон, действительно, самый обычный, толстый человечек, наделенный рядом отрицательных качеств. Но
вместе с тем отрицательные свойства Карлсона уравновешены положительными. Если образ Карлсона в книге стабилен, то Малыш показан писательницей в развитии. В нем все время происходит как бы внутренняя борьба. С одной стороны, его увлекают проказы и шалости Карлсона, он не прочь принять в них участие, но протестует, как только шалости эти переходят границы.
Слайд 13Творчество Линдгрен не ограничивается рамками сказочного жанра. Немало произведений писательница посвятила
современной действительности.
В реалистической повести «Приключения Калле Блюмквиста» (1946г.) вскрыта истинная подоплека таинственных происшествий и убийств, мира детективов и гангстеров, похождения которых кажутся такими заманчивыми детям.
Слайд 14Калле Блюмквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставит трепетать преступный
мир. Причем вначале выслеживание преступников для него увлекательная игра. Но когда в городе появляется настоящий преступник, дядя Эйнар, с игрой покончено: Калле и его друзья Андерс и Ева-Лотта, неотступно преследуя грабителя и его сообщников, подвергаются действительной опасности.
В повести «Расмус-бродяга» (1956г.)
писательница обращается к теме сиротских
приютов. Она показывает страшное лицо
детских учреждений, всячески превозносимых
буржуазной прессой.
Бегство Расмуса из приюта наносит решительный удар славословию и измышлениям о счастливом детстве в приютах. Писательница полагает, что проблема жизни обездоленных и бесприютных детей может быть разрешена, если сердобольные богачи возьмут их на воспитание.
Слайд 16Книге свойственна и некоторая искусственность действия. В самые тяжелые минуты, в
самых трудных положениях, когда герои на волоске от гибели, им на помощь приходят чудесные избавители - животные, вещи, люди.
Слайд 17В начале 60-х годов Линдгрен создала серию приковавших к себе огромное
внимание в Швеции телепередач о малышке Чёрвен и ее друзьях. Затем на основе этих телепередач был поставлен фильм (показанный в 1965 году в Москве на фестивале шведских кинофильмов, где присутствовала и Астрид Линдгрен), а потом написана книжка «Мы - на острове Сальткрока» (1964г.)
Слайд 18Эта повесть продолжает традицию реалистических произведений Астрид Линдгрен, в основу которых
положены события действительной жизни. Основная, мысль этой книги: у детей, где бы они ни росли, должно быть настоящее, радостное детство. Дети должны встречать любовь и понимание со стороны взрослых, а все ненужное, наносное, омрачающее детство должно устраняться.
Замечательно описывает Линдгрен различные характеры детей, их чувство товарищества, любовь к животным, передает их умные, но в то же время такие детские речи.
Слайд 19Книги Линдгрен сильны и характеристикой жизненно достоверных героев, среди которых самое
яркое впечатление оставляет маленький Эмиль из трилогии «Эмиль из Лённеберги», «Новые проделки Эмиля из Лённеберги», «Жив еще Эмиль из Лённеберги!».
Эмиль - сложный характер, он - вместилище всевозможных достоинств и недостатков. Эмиль - талантливый умелец, он прекрасно режет по дереву; он - бесстрашен, ловок, сообразителен и хитер. Не случайно сама Линдгрен считает эту трилогию одним из лучших своих произведений.
Слайд 20
Почти все книги Астрид Линдгрен экранизировались. В Швеции с 1970 по
1997 год было снято несколько десятков фильмов, в том числе, вся серия о Пеппи, Эмиле из Лённеберги и Кале Блюмквисте. Другим постоянным производителем экранизаций являлся СССР, где были сняты анимационные фильмы по серии о Карлсоне. «Мио, мой Мио» был экранизирован международным проектом.
Слайд 21Экранизации
1968 — Малыш и Карлсон (реж. Борис Степанцев)
1970 — Карлсон вернулся
(реж. Борис Степанцев)
1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше (реж. Валентин Плучек, Маргарита Микаэлян), фильм-спектакль
1974 — Эмиль из Леннеберги (реж. Олле Хеллбом)
1976 — Приключения Калле-сыщика (реж. Арунас Жебрюнас)
1977 — Братья Львиное сердце (реж. Олле Хеллбом)
1978 — Расмус-бродяга (реж. Мария Муат)
1979 — Ты с ума сошла, Мадикен! (реж. Горан Граффман)
1980 — Мадикен из Юнибаккена (реж. Горан Граффман)
1984 — Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)
1985 — Проделки сорванца (реж. Варис Брасла)
1987 — Мио, мой Мио (реж. Владимир Грамматиков)
1989 — Бойкая Кайса (реж. Дэниэл Бергман)
Слайд 22В 1996 году в Стокгольме открылся музей Юнибаккена, который был создан
при участии самой Астрид. В нем поселились практически все герои ее книг.
Линдгрен ушла из жизни, оставив после себя веселое, а вместе с тем и поучительное наследие - свои произведения, а также этот музей - страну детства, куда каждый может здесь в любой момент вернуться.
Памятник писательнице в Стокгольме
Слайд 23Астрид Линдгрен— талантливейшая писательница, обладающая удивительным и неподражаемым чувством юмора. Её
шутки, её броские, зачастую придуманные ею словечки и выражения вошли в лексикон детей, и они непрестанно их цитируют.
Астрид пишет о том, что дорого детям:
о свободе
о неназойливой родительской любви
о независимости
об уважении к детям –
маленьким людям.
Слайд 24Источники
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://www.loveread.ec
http://www.chertyaka.ru
http://www.sweden4rus.nu
http://www.litra.ru
http://www.modernlib.ru/books/