Слайд 2 Что такое синтаксическая ошибка?
Вид речевых ошибок, заключающихся в неверном построении
словосочетаний, простых и сложных предложений, текстов (Индеец ехал на коне с голубыми перьями. – Нарушен порядок слов в предложении).О.с. нарушают логичность речи, точность, иногда правильность, уместность речи.
Слайд 3Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение
синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.
Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.
Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.
Слайд 4Почему в этих предложениях появились синтаксические ошибки? Исправьте.
Читая книгу, возникает вопрос
о будущем страны.
Поэме характерен синтез лирического и эпического начал.
Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Слайд 5Ошибки в управлении. Особенности управления в русском языке .
Управление – это
подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже.
1. Большое число ошибок в построении конструкций с управлением связано с влиянием близких по значению слов и их управления.
Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное». Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже (вспомнить что-либо), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) – напомнить кому-либо что-либо. Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам, недопустимая с точки зрения норм литературного языка.
Слайд 6Правильно!
Доказывать что-либо;
поделиться чем-либо с кем-либо;
коснуться чего-либо;
подтвердить что-либо;
объяснить
что-либо;
привести пример чего-либо;
описать что-либо;
признаться в чём-либо;
подвести итог чему-либо;
указать на что-либо.
При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину).
Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного – любоваться морем.
!!! Наблюдать за кем-либо; приглядеться к кому-либо, чему-либо.
Слайд 7Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
возмутиться его словам – обидеться
на его слова;
вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
дивиться терпению – восхищаться терпением;
добраться до села – подъехать к селу;
идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
отзыв о монографии – рецензия на монографию;
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
Слайд 8Отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
показывать мощь
– свидетельствовать о мощи;
превосходство над ним – преимущество перед ним;
предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
препятствовать развитию – тормозить развитие;
привычный для нас – знакомый нам;
прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
приоритет в открытии – патент на открытие;
разобраться в делах – распутаться с делами;
сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
типично для него – свойственно ему;
уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
характерно для него – присуще ему;
истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
Слайд 9
бояться матери (разговорное: бояться мать);
венец искусства (неверно: венец искусству);
достигать семидесяти
сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
залог успеха (неверно: залог успеху);
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).
Слайд 10Ошибки в согласовании. Особенности согласования в русском языке.
Согласование — согласуются изменяемые
части речи в роде, числе, падеже: прилагательные, причастия, некоторые местоимения (притяжательные, определительные…) , порядковые числительные.
Согласуйте определения с определяемыми словами. Обоснуйте ответ.
Два (первые, первых) ме́ста; (первые, первых) два ме́ста; (первые, первых) две части книги; четыре (последние, последних) окна́; три (новые, новых) села́; две (старшие, старших) сестры́; (каждые, каждых) три часа́; две (высокие, высоких) горы́, две (сильные, сильных) руки́; два (милые, милых) лица́.
Слайд 11Выберите одну из форм согласования определения и сказуемого. Обоснуйте ответ.
Дети попросили
рассказать о замечательной рыбе ерше, (известном, известной) им по сказкам.
Интересный проект нового микрорайона (разработал, разработала) старейший архитектор города А.Н. Соловьёва.
Автор Н. Петрова (предложил, предложила) редакции увлекательные заметки.
4. В журнале «Новый мир» (появился, появилась) новый автор Н. Петрова.
5. (Опубликовавший, опубликовавшая) новую статью автор Н. Петрова уже (известен, известна) читателям.
6. (Опытный, опытная) ветеринар С. Ковалёва работает в цирке более десяти лет.
7. Операцию (проводил, проводила) опытный ветеринар С. Ковалёва, недавно (защитивший, защитившая) кандидатскую диссертацию.
8. В приёмной сидела молодая женщина. Это (был, была) секретарь директора.
Слайд 12Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами.
Найдите ошибки
и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.
Слайд 137. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло
домашнего очага.
8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
12. Эта пьеса современна и злободневная.
13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.
Слайд 14Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами.
Найдите ошибки и
недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку.
В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.
Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
Слайд 15 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
9. Если
человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.
11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.
13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.
14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.
15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.
Слайд 16Ошибки в построении и употреблении предложений с деепричастными оборотами.
Найдите ошибки
и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
Слайд 17 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.
10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.
12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет.
14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола.
Слайд 18Ошибки в построении и употреблении сложных предложений, прямой и косвенной речи.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.
Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.
Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.
На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.
Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.
В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.
Слайд 197. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости
позиции администрации.
8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.
9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
10. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата».
12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.
13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.
Слайд 20Источники:
по материалам сети Интернет.