Слайд 1Виды предложений по цели высказывания
(презентация к уроку русского языка в
5 классе)
Слайд 2Лингвистическая разминка.
«Абракадабра»:
– Какие слова здесь зашифрованы?
Нитяцанио, зуапа.
Слайд 3Лексическая работа с терминологией.
— Что вы знаете об интонации и паузе?
Как связаны эти понятия? С помощью чего оформляется интонация?
Запись терминов.
Слайд 4Интонация —
1) тон, манера произношения, выражающие чувство говорящего, его отношение
к предмету речи, особенности его душевного склада; 2) ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.
Пауза — временная остановка, перерыв в речи.
Слайд 5Изучение новой темы.
Наблюдение над паузой и повышением тона.
Чтение предложений
в начале § 29, характеристика особенностей интонации: 1) выражение дружеского совета; 2) повышение интонации в начале предложения и снижение голоса к концу; 3) вопросительная интонация; 4) интонация вежливой просьбы.
Знакомство с характеристикой предложений по цели высказывания (с. 70).
Слайд 6
Григорий Остер. Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей
ПОСЛУШНЫМ
ДЕТЯМ ЧИТАТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Слайд 7Задание для учащихся: охарактеризовать предложения из стихотворений по цели высказывания.
Слайд 8 Не расстраивайтесь, если
Вызывают
в школу маму
Или папу.
Не стесняйтесь,
Приводите всю семью.
Пусть приходят дяди, тети
И троюродные братья,
Если есть у вас собака,
Приводите и ее.
Слайд 9Требуют тебя к ответу?
Что ж, умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
"Кто игрушки разбросал?"
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался как бандит.
Если спросят, кто на кухне
Все котлеты искусал,
Отвечай, что кот соседский,
А, возможно, сам сосед.
В чем бы ты ни провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.
Слайд 10 Решил подраться - выбирай
Того, кто
послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.
Слайд 11Если вы, не спросив разрешенья войти,
В середине урока вбегаете в класс,
Не
забудьте учителю строго сказать,
Что сегодня опять недовольны вы им,
Пусть родителям он престарелым своим
Передаст, чтобы завтра же в школу пришли.
Будет с ними серьезный у вас разговор,
Потому что уже невозможно прощать
Безобразные выходки эти его.
Почему он без вас начинает урок?
Неужели не может хоть раз подождать?
Слайд 12Выполнение письменных упражнений по учебнику
Подведение итогов урока в форме мини-конкурса.
Класс делится
на три варианта, каждый из которых представляет «портрет» одного из видов предложений по цели высказывания. Побеждает команда, которая в отведённое время дала полную информацию о предложении и привела больше примеров.
Слайд 13
Домашнее задание.
Найти в учебнике литературы и записать 2
разных по цели высказывания предложения из произведений русской литературы, подчеркнуть грамматические основы.
Слайд 14 Использованная литература:
1. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс
: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. — 239 с.
2. Ладыженская, Т. А. Русский язык. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.