Слайд 1
Свое призвание Распутин определил так: “Когда нужно стоять за
совесть, за правду, литература идет туда, где требуется. Писатель - это не просто профессиональное, а все больше общественное понятие, и от гражданских проблем ему не уйти. Литература давно, а в последнее время в особенности, добровольно взяла на себя обязанности общественного мнения”
Слайд 3
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что
стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как “Последний срок” (1970), “Деньги для Марии” (1967), “Вверх и вниз по течению”. Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть “Прощаниес Матерой”. Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру - повести.
Слайд 4
“Прощание с Матерой” - своеобразная драма народной жизни - была написана
в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.
Слайд 5Главная тема этой повести - начавшееся нравственное опустошение людей. Теряются такие
понятия, как совесть и правда. Люди забывают о святынях, об истории своего народа, которая передавалась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог сохранить этот особый мир. Вот именно им мы обязаны сохранением культуры, которой гордился.
Язык Распутина - это точность и ясность выражений, а самое главное - простота, которая помогла писателю в воссоздании подлинно народной жизни.
Слайд 6
И вот остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под
воду. А это, как ни ряди - смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть. Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то трагедия, а для кого-то пустяк. Трагедия для старушек, проживших всю жизнь на этой земле, собравшихся здесь и умирать. Старухи и сами понимают, что уход с острова неизбежен, но их тревожит, как;? легко люди прощаются с родными местами, как бесцеремонны с могилками,за которыми вековая жизнь деревни и память об ушедших. Сами миры, в которых живут старушки и молодые, очень не похожи. Молодому парню, приехавшему сжигать деревню, непонятно, зачем старухе надо убирать избу, которую все равно сожгут, тогда как для нее это целый ритуал и устоявшаяся привычка.
Слайд 7
Всех героев повести условно можно разделить на “отцов” и “детей”. “Отцы”
- это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
Слайд 8
“Дети” - это та молодежь, которая так легко оставила на произвол
судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни).
Слайд 9
Главный идейный персонаж повести -- старуха Дарья. Это тот человек,
который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: "Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни". Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья -- истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: "...А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки".
Слайд 12Не зря тревожится бабка Дарья…
Научно-технический прогресс – хорошо.Но почему с появлением
машин люди становятся сами похожими на машины???....
Слайд 13Для полной остроты восприятия произведения Распутин использует лирические отступления, в которых
показывает связь между людьми и природой. Старушки - костяк деревни - сравниваются с “царским Лиственем”, который не поддался руке разрушителей и остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры. И конечно, если для людей святое место - кладбище, то и у Матеры существует свой святой дух, оберегающий остров, - “хозяин Матеры”.
Слайд 14Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли,
от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству.
Слайд 15Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР,
- проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.
Слайд 16
Вместо первозданной природы -пустырь , безлюдность, одиночество , потеря духовности…
Слайд 17Матера - символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней
осталась, она будет жить вечно.
Слайд 18Автор презентации преподаватель русского языка и литературы Разумнова Елена Викторовна.
(МОАУ СОШ
№ 56)