Слайд 1Увлекательная страна
«Синтаксис»
Панорама сказочной страны
Слайд 3Синтаксис. Пунктуация
Синтаксис (из древнегреческого syntaxis- составление, построение, порядок) – раздел науки
о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.
Пунктуация (от латинского punctum - точка)- раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки
Слайд 4Разберите предложение
Синтаксис изучает словосочетание и предложение. (1 вар.)
Пунктуация изучает расстановку знаков
препинания. (2 вар.)
Слайд 6Гора «Синтаксическая зарядка»
Слайд 7Тест по изученному материалу.
1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?
а) Подлежащее и сказуемое;
б) подлежащее;
в) определение;
г) сказуемое.
2. Выберите второстепенные члены предложения.
а) Дополнение;
б) подлежащие;
в) определение
г) обстоятельство.
Слайд 83.Найдите предложение с однородными членами предложения
(знаки препинания не расставлены).
а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль
и опять затихнет.
б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку
клена.
в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.
4. Какими бывают предложения по цели высказывания?
а) Побудительные;
б) повествовательные;
в) вопросительные;
г) восклицательные.
5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не рас-ставлены).
а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.
б) Отцвели яблони в саду и дорожки сада усыпали белыми
лепестками.
в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.
Слайд 9Проверим
1. а, б, г
2. а, в, г
3. А) Свежий ветер повеет
прохладой, с гор подымет пыль и опять затихнет.
4. а, б, в
В) Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени.
Слайд 11Задание 1
Конструирование предложения
Перо, не, ум, писать.
Слайд 13Задание 2
1 вариант
Дитя моё ты чего так испугалась?
Отв…зи меня д…мой
красный конь.
Друзья мы так Отчизну любим!
2 вариант
Я люблю тебя жизнь!
Спой светик не стыдись
Капли ж…мчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах з…лотых!
Слайд 14Проверим
1 вариант
Дитя моё, ты чего так испугалась?
Отвези меня домой,
красный конь.
Друзья, мы так Отчизну любим!
2 вариант
Я люблю тебя, жизнь!
Спой, светик, не стыдись.
Капли жемчужные, капли прекрасные, как хороши вы в лучах золотых!
Слайд 15Спишите, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений с прямой речью
1-й уровень
Это моё красное солнышко отвечала Баба Яга.
Вдруг кто-то с палубы крикнул акула!
2-й уровень
Пришел садовник в лес увидел яблоньку и говорит вот хорошее деревце.
Сходи Юленька в магазин попросила бабушка.
3-й уровень
Спишите предложения 2 уровня
Составьте и запишите своё предложение с прямой речью.
Слайд 16Проверим
1-й уровень
«Это моё красное солнышко,» - отвечала Баба Яга.
Вдруг кто-то
с палубы крикнул: «Акула!»
2-й уровень
Пришёл садовник в лес, увидел яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревце».
«Сходи, Юленька, в магазин,» - попросила бабушка.
Слайд 18Сказочный город
Тема текста
Ночь пришла.
Тип речи
Описание
Слайд 19Домашнее задание (дифференцированное)
Найдите в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» предложения,
в состав которых входят все второстепенные члены предложения. Выпишите 5 предложений, разберите их по членам предложения.
Составьте 2 карточки с деформированными текстами, в которых будут пропущены знаки препинания