Презентация, доклад Уроки русского языка в 10 классе

Содержание

Слово о русском языкеПеред вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его.

Слайд 1Уроки русского языка в 10 классе
Урок № 1
Введение

Уроки русского языка в 10 классеУрок № 1 Введение

Слайд 2Слово о русском языке
Перед вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое зовёт

вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его.
Н.в.Гоголь
Слово о русском языкеПеред вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость

Слайд 3Что такое эпиграф
Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения.Он

представляет собой цитату из какого- либо источника.Эпиграф часто выражает основную тему, идею произведения. Эпиграф пишется без кавычек, ссылка на автора даётся без скобок.
Что такое эпиграфЭпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения.Он представляет собой цитату из какого- либо

Слайд 4Признаки текста
1 В тексте все предложения связаны по смыслу и грамматически.
2

В тексте общая тема.
3Текст можно озаглавить.
4Текст имеет абзацное членение
5 По содержанию текста можно составить текст.
Признаки текста1 В тексте все предложения связаны по смыслу и грамматически.2 В тексте общая тема.3Текст можно озаглавить.4Текст

Слайд 5Текст
6Можно составить план текста, он может быть цитатный, тезисный, вопросный, простой

или сложный.
Примечание
Слово «текст» заимствовано в 18 веке из немецкого языка, «Textus»- словесное единство, ткань произведения.
Текст6Можно составить план текста, он может быть цитатный, тезисный, вопросный, простой или сложный.

Слайд 6Текст
Данный текст- научно- популярная разновидность научного стиля.
В современном русском языке выделяются

КНИЖНЫЕ (научный, публицистический, официально- деловой, публицистический, художественный) и РАЗГОВОРНЫЙ стили.
ТекстДанный текст- научно- популярная разновидность научного стиля.В современном русском языке выделяются КНИЖНЫЕ (научный, публицистический, официально- деловой, публицистический,

Слайд 7Примерный план текста
I Роль русского языка среди языков мира.
1Богатство и выразительность

русского языка.
2 Русские писатели о выразительности русского языка.
II Социальные функции языка
Примерный план текстаI Роль русского языка среди языков мира.1Богатство и выразительность русского языка.2 Русские писатели о выразительности

Слайд 8План текста
1Русский язык- государственный язык народов РФ.
2 Русский язык- язык межнационального

общения народов РФ.
3 Русский язык один из мировых языков
(язык ООН)
План текста1Русский язык- государственный язык народов РФ.2 Русский язык- язык межнационального общения народов РФ.3 Русский язык один

Слайд 9План текста
III Понятие нормы литературного языка.
1 типы норм литературного языка.
2 Нома

и культура речи.
IV Основные функциональные стили русского языка.
План текстаIII Понятие нормы литературного языка.1 типы норм литературного языка.2 Нома и культура речи.IV Основные функциональные стили

Слайд 10Словарь к уроку
Деятельность, общение, поколение, орудие мышления, межнациональное общение, функционирует, официальный

язык ООН, основоположник, восточнославянский язык, диалект, общенародный, нормированность, функциональные стили, лингвистика, языкознание.
Словарь к урокуДеятельность, общение, поколение, орудие мышления, межнациональное общение, функционирует, официальный язык ООН, основоположник, восточнославянский язык, диалект,

Слайд 11Лингвистические функции языка
1 Коммуникативная (общение)
2 Информационная (сообщение)
3 Когнитивная (мышление)
4 Кумулятивная (

накопление знаний)
5 Эстетическая (эстетическое воздействие)
Лингвистические функции языка1 Коммуникативная (общение)2 Информационная (сообщение)3 Когнитивная (мышление)4 Кумулятивная ( накопление знаний)5 Эстетическая (эстетическое воздействие)

Слайд 12Итог урока
Наука, изучающая язык, называется
ЛИНГВИСТИКОЙ или ЯЗЫКОЗНАНИЕМ

Домашнее задание:
1 пересказ текста

статьи
2 Рассказать об учёном- лингвисте
( учебник стр. 431-443)
Итог урокаНаука, изучающая язык, называется ЛИНГВИСТИКОЙ или ЯЗЫКОЗНАНИЕМДомашнее задание:1 пересказ текста статьи2 Рассказать об учёном- лингвисте (

Слайд 13Урок №1/2
История развития русского языка

Основные этапы развития русского языка
I Дописьменный (

доисторический) период:
1праиндоевропейский язык- основа
( до 3 тысячелетия до н.э.)
Урок №1/2История развития русского языкаОсновные этапы развития русского языкаI Дописьменный ( доисторический) период:1праиндоевропейский язык- основа( до 3

Слайд 14История развития русского языка
2 праславянский язык (4-7 в. Н.э)
3 общевосточнославянский (древнерусский)

язык ( до 11 в. Н.э.)
II Исторический (письменный) период:
1 общевосточнославянский язык (письменный период, 11- 14 в.н.э.
2 язык великорусской народности
(15- 16 в. Н.э.)
История развития русского языка2 праславянский язык (4-7 в. Н.э)3 общевосточнославянский (древнерусский) язык ( до 11 в. Н.э.)II

Слайд 15Этапы развития русского языка
3 формирование и развитие русского национального языка (17-

нач. 19 века)
4 современный русский язык
( от Пушкина до наших дней)
Этапы развития русского языка3 формирование и развитие русского национального языка (17- нач. 19 века)4 современный русский язык

Слайд 16Итог урока
1русский язык входит в восточную подгруппу славянской группы индоевропейской семьи.
2Славянская

группа языков делится на три подгруппы: восточную, западную, южную. Восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский восходят к древнерусскому языку
Итог урока1русский язык входит в восточную подгруппу славянской группы индоевропейской семьи.2Славянская группа языков делится на три подгруппы:

Слайд 17Итог урока
3 В конце 11 века славянам стала необходима письменность. Создателями

славянской азбуки являются учёные- братья Кирилл и Мефодий.
4 В истории русского письма было несколько реформ:
Петровская реформа азбуки 1710 год,
Итог урока3 В конце 11 века славянам стала необходима письменность. Создателями славянской азбуки являются учёные- братья Кирилл

Слайд 18Итог урока
Реформа 1917- 1918 годов, реформа орфографии и пунктуации 1956 года.

Домашнее

задание:
Выучить материалы лекции
Параграф 8 Упр.33, Упр. 34
Итог урокаРеформа 1917- 1918 годов, реформа орфографии и пунктуации 1956 года.Домашнее задание:Выучить материалы лекцииПараграф 8 Упр.33, Упр.

Слайд 19Урок № 2/3
Стартовый контрольный диктант

УРОК № 2/4

Анализ контрольного диктанта
Урок № 2/3Стартовый контрольный диктант          УРОК № 2/4Анализ

Слайд 20Урок 3/5
Тема: ЛЕКСИКА. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
Эпиграф:

Для всего в русском языке есть великое

множество хороших слов.
К.Г.Паустовский
Урок 3/5Тема: ЛЕКСИКА. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.Эпиграф:Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

Слайд 21Значение слова
1 Слово- важнейшая единица языка, оно выражает определённое понятие и

выполняет НАЗЫВНУЮ (номинативную) функцию.
2 Соотнесённость слова с определённым понятием называется лексическим значением слова.
3 Слово может быть эмоционально окрашенным.
Значение слова1 Слово- важнейшая единица языка, оно выражает определённое понятие и выполняет НАЗЫВНУЮ (номинативную) функцию.2 Соотнесённость слова

Слайд 22Однозначность и многозначность слов
1 Явление многозначности называется ПОЛИСЕМИЕЙ.
2Большинство слов языка многозначно.
3

основные способы возникновения переносного значения слова:
1) На основе внешнего сходства предмета по цвету, форме, качеству.
Однозначность и многозначность слов1 Явление многозначности называется ПОЛИСЕМИЕЙ.2Большинство слов языка многозначно.3 основные способы возникновения переносного значения слова:1)

Слайд 23Перенос значения
2 На сходстве функций предметов.
3 На основе смежности явлений.

СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:
МЕТАФОРА:
-скрытое сравнение
-внешнее сходство
Перенос значения2 На сходстве функций предметов.3 На основе смежности явлений.СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:МЕТАФОРА:-скрытое сравнение-внешнее сходство

Слайд 24Перенос значения слова
-форма
-цвет
-размер
-плотность
-степень подвижности
-расположение
-функции
-впечатления.

Перенос значения слова-форма-цвет-размер-плотность-степень подвижности-расположение-функции-впечатления.

Слайд 25Перенос значения слова
МЕТОНИМИЯ:
-смещение названия с одного предмета на другой:
-материал на изделие
-содержащего

на содержимое
-действие на орудие действия
-произведение на автора
-места на людей
-действия на место
Перенос значения словаМЕТОНИМИЯ:-смещение названия с одного предмета на другой:-материал на изделие-содержащего на содержимое-действие на орудие действия-произведение на

Слайд 26Перенос значения слова
СИНЕКДОХА:
-смещение названия с части предмета на целый предмет и

наоборот:
Одна голова хорошо, а две лучше;
В семье семь ртов;
Посторонним лицам вход воспрещён;
Стою за синей рубашкой.
Перенос значения словаСИНЕКДОХА:-смещение названия с части предмета на целый предмет и наоборот:Одна голова хорошо, а две лучше;В

Слайд 27Анализ текста
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют

больше ни о чём.
Какие слова употребляются в переносном значении?
Какие в прямом? Назовите способы переноса.
Анализ текстаОтговорила роща золотаяБерёзовым, весёлым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о чём.Какие слова употребляются

Слайд 28Словарь к уроку
Лексика, лексикология, фразеология, лексикография, многозначность, номинативная функция, эмоционально окрашенные

слова, контекст, метафора, метонимия, синекдоха.
Словарь к урокуЛексика, лексикология, фразеология, лексикография, многозначность, номинативная функция, эмоционально окрашенные слова, контекст, метафора, метонимия, синекдоха.

Слайд 29Итог урока
Значения многозначного слова связаны между собой.
Узнать о лексическом богатстве слова

можно в «Словаре русского языка», составленном С.И.Ожеговым
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы 1, 2 Упр.4 Выписать примеры многозначных слов.
Итог урокаЗначения многозначного слова связаны между собой.Узнать о лексическом богатстве слова можно в «Словаре русского языка», составленном

Слайд 30Урок 3/6
Тема: Однозначные и многозначные слова. Закрепление.
Тест № 1 «Однозначные и

многозначные слова»
Итог урока.
Домашнее задание: Параграф 2, УПР 2-7
Урок 3/6Тема: Однозначные и многозначные слова. Закрепление.Тест № 1 «Однозначные и многозначные слова»Итог урока.Домашнее задание: Параграф 2,

Слайд 31Урок № 4/7
Тема: Изобразительно- выразительные средства языка.
Сособы переноса значения слов:
Метафора, метонимия,

синекдоха.
Самостоятельная работа. Определите способ переноса значения:
Густая толпа
-мраморное здание
-раскинув крылья
-вечер печален
-идёт ночь
Урок № 4/7Тема: Изобразительно- выразительные средства языка.Сособы переноса значения слов:Метафора, метонимия, синекдоха.Самостоятельная работа. Определите способ переноса значения:Густая

Слайд 32Самостоятельная работа
Льются крики

СЛОВАРЬ К УРОКУ:
Изобразительно- выразительные средства языка, тропы, эпитеты, сравнение,

олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза.
Самостоятельная работаЛьются крикиСЛОВАРЬ К УРОКУ:Изобразительно- выразительные средства языка, тропы, эпитеты, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза.

Слайд 33Домашнее задание
Параграф № 3 Упр.8, Упр. 9
Выучить определения тропов

Домашнее заданиеПараграф № 3 Упр.8, Упр. 9Выучить определения тропов

Слайд 34Урок № 4/8
Тема: Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление.
Повторим термины:
Эпитет
-метафора
-метонимия
-синекдоха
-сравнение
олицетворение

Урок № 4/8Тема: Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление.Повторим термины:Эпитет-метафора-метонимия-синекдоха-сравнениеолицетворение

Слайд 35Тропы
-гипербола
-литота
-аллегория
-оксюморон
-перифраза

Тропы-гипербола-литота-аллегория-оксюморон-перифраза

Слайд 36Повторение
О каких функциях языка говорится в этих высказываниях?
Неясность слова есть неизменный

признак неясности мысли. (Л Толстой)
Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, неточно, приблизительно, неверно, значит и думать кое-как (А.Толстой)
ПовторениеО каких функциях языка говорится в этих высказываниях?Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л Толстой)Язык- орудие

Слайд 37Самостоятельная работа
Определите, какие слова в стихотворении С.Есенина употреблены в переносном значении?
О

красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Самостоятельная работаОпределите, какие слова в стихотворении С.Есенина употреблены в переносном значении?О красном вечере задумалась дорога,Кусты рябин туманней

Слайд 38Самостоятельная работа
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь

стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

ТЕСТ № 2 «Изобразительно- выразительные средства языка»
Самостоятельная работаОсенний холод ласково и кроткоКрадётся мглой к овсяному двору;Сквозь синь стекла желтоволосый отрокЛучит глаза на галочью

Слайд 39Итог урока
Изобразительные средства используются для усиления выразительности речи.
Все тропы образуются на

основе многозначности слова.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф №3 Упр 9
Итог урокаИзобразительные средства используются для усиления выразительности речи.Все тропы образуются на основе многозначности слова.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграф №3 Упр

Слайд 40Урок № 5/9
Тема: Омонимы, Паронимы, Синонимы, Антонимы.
ОМОНИМЫ- слова, разные по значению,

но совпадающие по звучанию (лисичка -1 животное, 2гриб)
Разновидности омонимов:
-ОМОФОНЫ (фон- звук)- разные по написанию, но одинаково звучащие слова (луг- лук)
Урок № 5/9Тема: Омонимы, Паронимы, Синонимы, Антонимы.ОМОНИМЫ- слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию (лисичка -1

Слайд 41Виды омонимов
ОМОФОРМЫ (формы слова)- слова, совпадающие по звучанию и написанию в

одной грамматической форме слова
(печь- сущ., печь- глагол н.ф.)
ОМОГРАФЫ (графо – пишу)- слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах (мука-мука)

Виды омонимовОМОФОРМЫ (формы слова)- слова, совпадающие по звучанию и написанию в одной грамматической форме слова(печь- сущ., печь-

Слайд 42Паронимы
Слова, разные по значению, но близкие по звучанию (адресат- адресант)

СИНОНИМЫ –слова

одной и той же части речи, близкие по значению

АНТОНИМЫ-слова одной и той же части речи, противоположные по значению
ПаронимыСлова, разные по значению, но близкие по звучанию (адресат- адресант)СИНОНИМЫ –слова одной и той же части речи,

Слайд 43Итог
Системные отношения в языке разнообразят нашу речь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы № 4-7

УПР.17, 21, 27, 28.
Итог Системные отношения в языке разнообразят нашу речь.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграфы № 4-7 УПР.17, 21, 27, 28.

Слайд 44Урок № 5/10
ОМОНИМЫ И ИХ ВИДЫ. Закрепление

Ключ проверки самостоятельной работы:
-тенденция
-мировоззрение
-демократия
-различный

Урок № 5/10ОМОНИМЫ И ИХ ВИДЫ. ЗакреплениеКлюч проверки самостоятельной работы:-тенденция-мировоззрение-демократия-различный

Слайд 45Итог урока
Явления омонимии часто используются в художественной речи как средство создания

каламбуров.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы № 4-7. Упр.14, 19, 22, 25
Итог урокаЯвления омонимии часто используются в художественной речи как средство создания каламбуров.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграфы № 4-7. Упр.14, 19,

Слайд 46Урок 6/11
Сферы употребления лексики
Проверка конспекта учебника:
Основа современного русского языка- исконно русская

лексика.
Её основа- индоевропейский язык.
Большинство русских слов появляются в процессе словообразования.

Урок 6/11Сферы употребления лексикиПроверка конспекта учебника:Основа современного русского языка- исконно русская лексика.Её основа- индоевропейский язык.Большинство русских слов

Слайд 47Состав русской лексики:
1 общеупотребительная
2 ограниченная (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины)
3 В словаре

русского языка встречаются заимствованные слова, среди них особое место занимают старославянизмы
Состав русской лексики: 1 общеупотребительная2 ограниченная (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины)3 В словаре русского языка встречаются заимствованные слова,

Слайд 48Состав русской лексики
4 В русском языке встречаются устаревшие лова, их разновидности:
Архаизмы-

вышедшие из употребления слова, но заменённые новыми.
Историзмы-слова , ушедшие из активного словаря.
5 В языке появляются новые слова-
неологизмы
Состав русской лексики4 В русском языке встречаются устаревшие лова, их разновидности:Архаизмы- вышедшие из употребления слова, но заменённые

Слайд 49Состав русской лексики
6 В русском языке большое количество фразеологизмов (устойчивых оборотов

речи)

ИТОГ УРОКА: лексика русского языка богата и разнообразна.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграфы №1- 12 УПР 43, 45
Состав русской лексики6 В русском языке большое количество фразеологизмов (устойчивых оборотов речи)ИТОГ УРОКА: лексика русского языка богата

Слайд 50Урок 6/12
Тема: Русская фразеология
Источники фразеологизмов:
произведения устного народного творчества
-профессиональные выражения
-античная мифология
-церковнославянизмы
-научная литература
-художественная

литература
Урок 6/12Тема: Русская фразеологияИсточники фразеологизмов:произведения устного народного творчества-профессиональные выражения-античная мифология-церковнославянизмы-научная литература-художественная литература

Слайд 51Фразеология
Тест №3 по теме «Фразеология»
ИТОГ УРОКА:
О происхождении фразеологизмов можно прочитать в

книгах Ашукина «Крылатые слова» и Вартаньян «Из жизни слов»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Презентация о словаре
Фразеология Тест №3 по теме «Фразеология»ИТОГ УРОКА:О происхождении фразеологизмов можно прочитать в книгах Ашукина «Крылатые слова» и

Слайд 52Виды омонимов
Самостоятельная работа к уроку № 5/9
Омофоны- разные, но одинаково звучащие

слова
Омоформы- разные слова, совпадающие в одной грамматической форме
Омографы- разные слова, одинаково пишутся, но имеют разные ударения
Виды омонимовСамостоятельная работа к уроку № 5/9Омофоны- разные, но одинаково звучащие словаОмоформы- разные слова, совпадающие в одной

Слайд 53Закрепление
Определите виды омонимов
Много разных есть ключей:
Ключ-родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный

ключ дверной.
ЗакреплениеОпределите виды омонимовМного разных есть ключей:Ключ-родник между камней,Ключ скрипичный, завитой,И обычный ключ дверной.

Слайд 54Закрепление
Шёл медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку,
Вдруг на Мишку, вот

напасть,
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впать,
Если осы лезут в пасть?
ЗакреплениеШёл медведь, шагая к рынку,На продажу мёду крынку,Вдруг на Мишку, вот напасть,Осы вздумали напасть!Мишка с армией осинойДрался

Слайд 55
Жалили, куда попало,
Им за это и попало.

Куроку № 5/9 Виды омонимов

Жалили, куда попало,Им за это и попало.Куроку № 5/9 Виды омонимов

Слайд 56Урок № 7/13
Тест № 4 по теме «ЛЕКСИКА»

Домашнее задание: Учебник стр.

421
Выписать названия основных лингвистических словарей, сделать презентацию об одном из них.
Урок № 7/13Тест № 4 по теме «ЛЕКСИКА»Домашнее задание: Учебник стр. 421Выписать названия основных лингвистических словарей, сделать

Слайд 57Урок №7/14
Тема: ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Вводная лекция.
Презентации учащихся
Тест № 5 «Лексикография»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 13,

Упр. 46 , материалы лекции.
Урок №7/14Тема: ЛЕКСИКОГРАФИЯВводная лекция.Презентации учащихсяТест № 5 «Лексикография»ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 13, Упр. 46 , материалы лекции.

Слайд 58Урок №8/15
Тема: ФОНЕТИКА.ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ
Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуки человеческой речи.
Звук речи-

кратчайшая неделимая единица языка.
Графика- наука, изучающая изображение звуков речи на письме.
Урок №8/15Тема: ФОНЕТИКА.ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИФонетика- раздел языкознания, изучающий звуки человеческой речи.Звук речи- кратчайшая неделимая единица языка.Графика- наука, изучающая

Слайд 59Фонетика
Орфоэпия- наука, устанавливающая правила произношения слов.
Ослабление гласных звуков в безударном положении

называется РЕДУКЦИЕЙ.
Редукция 1-ой степени:
-абсолютное начало слова( ответ)
-первый предударный слог(поход)

ФонетикаОрфоэпия- наука, устанавливающая правила произношения слов.Ослабление гласных звуков в безударном положении называется РЕДУКЦИЕЙ.Редукция 1-ой степени:-абсолютное начало слова(

Слайд 60Фонетика
Редукция 2-ой степени:
-второй предударный слог(заверять)
-все заударные слоги(новость)

Транскрипция- условные значки, передающие особенности

звучащей речи
ФонетикаРедукция 2-ой степени:-второй предударный слог(заверять)-все заударные слоги(новость)Транскрипция- условные значки, передающие особенности звучащей речи

Слайд 61Фонетика
Алгоритм транскрибирования:
-поставить ударение
-над гласными указать степень редукции
-дать характеристику согласного (звонкий- глухой,

твёрдый- мягкий)
ФонетикаАлгоритм транскрибирования:-поставить ударение-над гласными указать степень редукции-дать характеристику согласного (звонкий- глухой, твёрдый- мягкий)

Слайд 62Фонетика
Двойная роль Е, Ё, Ю, Я:
1 обозначают один звук после согласного

(Мёд)
2 Обозначает два звука:
- в начале слова (юг)
-после гласных (маяк)
-после разделительных Ъ и Ь знаков
(подъём)
ФонетикаДвойная роль Е, Ё, Ю, Я:1 обозначают один звук после согласного (Мёд)2 Обозначает два звука:- в начале

Слайд 63Фонетика
Словарь к уроку:
фонетика, графика, орфоэпия,
Сонорные, позиционные чередования, ударение, азбука, алфавит,

редукция, транскрипция.
ФонетикаСловарь к уроку: фонетика, графика, орфоэпия,Сонорные, позиционные чередования, ударение, азбука, алфавит, редукция, транскрипция.

Слайд 64Фонетика
ИТОГ УРОКА:
Буквы русского языка характеризуются многозначностью: одна буква может обозначать разные

звуки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 13 Упр. 47
ФонетикаИТОГ УРОКА:Буквы русского языка характеризуются многозначностью: одна буква может обозначать разные звуки.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграф 13 Упр. 47

Слайд 65Урок № 8/16
Тема: Основные фонетические процессы в русском языке
Процесс ослабления звучания

гласных звуков в безударном положении называется РЕДУКЦИЕЙ.
Восстановление затранскрибированного текста

Урок № 8/16Тема: Основные фонетические процессы в русском языкеПроцесс ослабления звучания гласных звуков в безударном положении называется

Слайд 66Фонетика
Лингвистический анализ текста
Основные фонетические процессы в языке:
-редукция -выпадение
-оглушение
-озвончение
-смягчение
-стяжение


ФонетикаЛингвистический анализ текстаОсновные фонетические процессы в языке:-редукция    -выпадение-оглушение-озвончение-смягчение-стяжение

Слайд 67Фонетика
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 13, выполнить фонетический разбор слов , в которых встречаются

данные фонетические законы.
Затранскрибировать текст (3-5 предложений) на отдельном листке и сделать его «перевод»
ФонетикаДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграф 13, выполнить фонетический разбор слов , в которых встречаются данные фонетические законы.Затранскрибировать текст (3-5 предложений)

Слайд 68Урок №9/17
Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ,

ОРФОЭПИЯ
Орфоэпия- наука о правильном произношении слов.
Орфоэпическая норма- это произносительная норма слова( ударение, произношение сочетаний звуков)
Урок №9/17Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ,             ОРФОЭПИЯОрфоэпия-

Слайд 69ОРФОЭПИЯ
Расставьте ударения в словах:
Ракушка, знамение, берёста, еретик, жалюзи, цемент, кремень, приданое,

свёкла, договор, квартал, оптовый, джинсовый, красивее, кухонный, балованный, премировать , баловать, новорождённый, мизерный, звонит, августовский, включит, откупорить.
ОРФОЭПИЯРасставьте ударения в словах:Ракушка, знамение, берёста, еретик, жалюзи, цемент, кремень, приданое, свёкла, договор, квартал, оптовый, джинсовый, красивее,

Слайд 70Орфоэпия
ТЕСТ по теме «Фонетика. Орфоэпия»

ИТОГ УРОКА:
Правила произношения отдельных звуков и сочетаний

составляют орфоэпические нормы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 13, 14, Упр 320

ОрфоэпияТЕСТ по теме «Фонетика. Орфоэпия»ИТОГ УРОКА:Правила произношения отдельных звуков и сочетаний составляют орфоэпические нормы.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграф 13, 14,

Слайд 71Урок № 9/18
Тема: ОРФОЭПИЯ
Сформулируйте правило, которому подчиняется ударение в этих словах:
1

трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод.
2Филолог, психолог, нарколог, геолог.
ТЕСТ № 6 «ОРФОЭПИЯ»
Урок № 9/18Тема: ОРФОЭПИЯСформулируйте правило, которому подчиняется ударение в этих словах:1 трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод.2Филолог, психолог, нарколог,

Слайд 72Орфоэпия
ИТОГ УРОКА:
Орфоэпические нормы – это нормы ударения и нормы правильного произношения
ДОМАШНЕЕ

ЗАДАНИЕ:
Параграфы 13, 14, 15.
ОрфоэпияИТОГ УРОКА:Орфоэпические нормы – это нормы ударения и нормы правильного произношенияДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграфы 13, 14, 15.

Слайд 73Урок № 10/ 19
Тема: МОРФЕМИКА. ОСНОВНЫЕ

ЕДИНИЦЫ МОРФЕМИКИ.
Морфемика- учение о значимых частях слова(морфемах).
Морфема- наименьшая неделимая значимая часть слова.
Словообразование- наука о способах образования слов.

Урок № 10/ 19Тема: МОРФЕМИКА. ОСНОВНЫЕ

Слайд 74Морфемика
Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание
Корневая морфема состоит из оного корня
Аффиксы:
1

Словообразующие: приставка, суффикс
2 Формообразующие: окончание,
МорфемикаВиды морфем: корень, приставка, суффикс, окончаниеКорневая морфема состоит из оного корняАффиксы:1 Словообразующие: приставка, суффикс2 Формообразующие: окончание,

Слайд 75Морфемика
Суффикс Л, суффиксы ЕЕ, УЩ-ЮЩ, АЩ-ЯЩ и др.
Способы образования слов:
1 Морфологические

( приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, сложение, бессуффиксный)
2Неморфологические:
МорфемикаСуффикс Л, суффиксы ЕЕ, УЩ-ЮЩ, АЩ-ЯЩ и др.Способы образования слов:1 Морфологические ( приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, сложение,

Слайд 76Морфемика
-лексико-семантический (новое значение слова)
-морфолого-синтаксический (переход)
-лексико- синтаксический ( сращение словосочетаний)
Окончание( флексия)- способ

формообразования слова
Морфемика-лексико-семантический (новое значение слова)-морфолого-синтаксический (переход)-лексико- синтаксический ( сращение словосочетаний)Окончание( флексия)- способ формообразования слова

Слайд 77Морфемика
Словарь к уроку: морфемика, морфема, словообразование, корень,
Формообразование, аффиксы, префиксы, интерфикс,

постфикс, флексия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы 15, 16, 17, Упр.60, 62, 66, 67
МорфемикаСловарь к уроку:  морфемика, морфема, словообразование, корень,Формообразование, аффиксы, префиксы, интерфикс, постфикс, флексия.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Параграфы 15, 16, 17,

Слайд 78Урок № 10/ 20
Тема: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

РАЗБОР
Словообразовательный разбор- установление способа образования слова.
Таблицы (урок 10/19)
ТЕСТ № 7 «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
НА ДОМ: пар. 15-17. Упр.64-78
Урок № 10/ 20Тема: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

Слайд 79Урок № 11/22
Тема: Контрольный диктант № 2
«Лексика.Фонетика. Морфемика»

УРОК № 11/22

Анализ контрольного диктанта
Урок № 11/22Тема: Контрольный диктант № 2 «Лексика.Фонетика. Морфемика»       УРОК №

Слайд 80Урок № 12/23
Тема: Морфология. Орфография.

Принципы русской орфографии.
Орфография- наука о правильном написании слов.
Основные принципы русской орфографии:
Урок № 12/23Тема: Морфология. Орфография.      Принципы русской орфографии.Орфография- наука о правильном написании

Слайд 81Орфография
Итог урока: Современные правила правописания регламентируются «Правилами русской орфографии и пунктуации»

1956 года
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Пар. 18, 19, 20. Упр.103, 104
ОрфографияИтог урока: Современные правила правописания регламентируются «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 годаДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:Пар. 18, 19, 20.

Слайд 82Основные принципы русской орфографии
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ( в слабой позиции все морфемы пишутся

так, как в сильной)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (написания в соответствии с произношением)
ТРАДИЦИОННЫЙ (исторические написания, которые нельзя проверить)
ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙ(омофоны)
Основные принципы русской орфографииМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ( в слабой позиции все морфемы пишутся так, как в сильной)ФОНЕТИЧЕСКИЙ (написания в

Слайд 83Принципы орфографии
Морфология- наука о частях речи и их признаках
Морфология и орфография

тесно связаны
Принципы орфографииМорфология- наука о частях речи и их признакахМорфология и орфография тесно связаны

Слайд 84Урок № 12/24
Тема: ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфоэпическая разминка
Аннотацация, дремота, закупорить,
Издавна,

облегчить, псевдоним,
Намерение, позвонишь, феномен.
Форзац, эксперт.
Урок № 12/24Тема: ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКАОрфоэпическая разминкаАннотацация, дремота, закупорить,Издавна, облегчить, псевдоним,Намерение, позвонишь, феномен.Форзац, эксперт.

Слайд 85Орфография
Гласная в корне слова
Варианты орфограмм:
1 непроверяемые безударные гласные
2 гласные, проверяемые ударением
3

чередующиеся гласные
4 гласные после шипящих и Ц
Орфография Гласная в корне словаВарианты орфограмм:1 непроверяемые безударные гласные2 гласные, проверяемые ударением3 чередующиеся гласные4 гласные после шипящих

Слайд 86Орфография
ТЕСТЫ № 8, 9 «Орфография»
НА ДОМ: пар. 18-20 Упр 95, 101,104

ОрфографияТЕСТЫ № 8, 9 «Орфография»НА ДОМ: пар. 18-20 Упр 95, 101,104

Слайд 87Урок № 13/25
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
ПРАВОПИСАНИЯ
НА

ДОМ: пар. 18-20 УПР 108
Урок № 13/25Тема: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА      ПРАВОПИСАНИЯНА ДОМ: пар. 18-20 УПР 108

Слайд 88Урок 13/26
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ

ТЕСТ № 10 «ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ»

НА ДОМ:ПАР.18-20 Упр.

105
Урок 13/26Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХТЕСТ № 10 «ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ»НА ДОМ:ПАР.18-20 Упр. 105

Слайд 89Урок № 14/27
Тема: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц. Правописание согласных.


В корне:
Ё, И после Ц
В суф. и окончаниях сущ-х, прилаг-х, наречий после шипящих под ударение О, без ударения Е
На дом:пар. 21-26 Упр.110, 114, 117,120,124, 129,131
Урок № 14/27Тема: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц. Правописание согласных.  В корне:Ё, И после ЦВ суф.

Слайд 90Урок № 14/ 28
Тема: Правописание гласных и

согласных

ТЕСТ № 11 «Орфография»

НА ДОМ: пар. 21-26 Упр134, 137,140, 143
Урок № 14/ 28Тема: Правописание гласных и          согласныхТЕСТ

Слайд 91Урок № 15/29
Тема:
Контрольный диктант № 3
По теме «Орфография»

Д/З не задаётся

Урок № 15/29Тема:Контрольный диктант № 3По теме «Орфография»Д/З не задаётся

Слайд 92Урок № 15/30
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
ТЕСТ № 12 «ПРИСТАВКИ»

НА ДОМ: пар 27-30

Упр149, 151, 162
Урок № 15/30Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОКТЕСТ № 12 «ПРИСТАВКИ»НА ДОМ: пар 27-30 Упр149, 151, 162

Слайд 93Урок № 16/31
Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Разряды существительных:-нарицательные
-собственные
-одушевлённые
-неодушевлённые
-конкретные
-отвлечённые

Урок № 16/31Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕРазряды существительных:-нарицательные-собственные-одушевлённые-неодушевлённые-конкретные-отвлечённые

Слайд 94Имя существительное
-собирательные
-вещественные
Падежные окончания существительных:
И- Р.п 1 скл.,3 скл., на – ия

Е

– Д.п 1 скл., П.п. 1 скл
На дом: пар. 33, 34 Упр 179,180,186, 193


Имя существительное-собирательные-вещественныеПадежные окончания существительных:И- Р.п 1 скл.,3 скл., на – ияЕ – Д.п 1 скл., П.п. 1

Слайд 95УРОК № 16/32
Тема: СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Падежные окончания:
Р.п. И(1 скл), 3 скл Р,

Д, П., на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ
Д.п.Е(1 скл),
П.п.Е (1 скл.
На дом: пар. 33, 34 Упр 187
УРОК № 16/32Тема: СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХПадежные окончания:Р.п. И(1 скл), 3 скл Р, Д, П., на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙД.п.Е(1

Слайд 96Урок № 17/33
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

НА ДОМ: пар. 35, 36УПР.204, 206, 210

Урок № 17/33Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХНА ДОМ: пар. 35, 36УПР.204, 206, 210

Слайд 97Урок № 17/34
ТЕСТ № 13 «ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

НА ДОМ : УПР 216

Урок № 17/34ТЕСТ № 13 «ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»НА ДОМ : УПР 216

Слайд 98Урок № 18/35
Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные
Степени сравнения прилагательных:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ:
(прилаг+

ЕЕ, ЕЙ, ШЕ)- простая степень
(прилаг. + более/ менее) составная ст.
Урок № 18/35Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕРазряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительныеСтепени сравнения прилагательных:СРАВНИТЕЛЬНАЯ:(прилаг+ ЕЕ, ЕЙ, ШЕ)- простая степень(прилаг. +

Слайд 99Имя прилагательное
Превосходная степень:
(прилаг. + ЕЙШ, АЙШ) простая степень
(прилаг.+ самый, наиболее)составная степень

На

дом: пар. 37, 38 Упр.222, 232
Имя прилагательноеПревосходная степень:(прилаг. + ЕЙШ, АЙШ) простая степень(прилаг.+ самый, наиболее)составная степеньНа дом: пар. 37, 38 Упр.222, 232

Слайд 100Урок № 18/36
Разряды прилагательных
Повторение: затранскрибируйте имена и отчества:
Олег Николаевич
Лев Владимирович
Любовь

Ефимовна
Леонид Яковлевич

Урок № 18/36Разряды прилагательныхПовторение: затранскрибируйте имена и отчества:Олег Николаевич Лев ВладимировичЛюбовь ЕфимовнаЛеонид Яковлевич

Слайд 101Прилагательное
Дарья Саввична
Алевтина Алексеевна

На ДОМ: пар. 37, 38 упр 223, 226

ПрилагательноеДарья СаввичнаАлевтина АлексеевнаНа ДОМ: пар. 37, 38 упр 223, 226

Слайд 102Урок № 19/37
Правописание прилагательных
На ДОМ: пар 39 Упр 232

Урок № 19/37Правописание прилагательныхНа ДОМ: пар 39 Упр 232

Слайд 103Урок № 19/38
Н-НН в прилагательных
Расставьте ударения в словах:
Ободрить, огниво, опека, оптовый,
Оседлость,

отрочество, партер, пасквиль, побасенка, маневры, свёкла,
Щавель, иконопись, индеветь, баловать
Урок № 19/38Н-НН в прилагательныхРасставьте ударения в словах:Ободрить, огниво, опека, оптовый,Оседлость, отрочество, партер, пасквиль, побасенка, маневры, свёкла,Щавель,

Слайд 104Правописание прилагательных
Н в суффиксе:
АН, ЯН, ИН
Исключение:

оловянный, деревянный, стеклнный

НН в суффиксе:
ОНН, ЕНН, основа на Н + Н
Правописание прилагательных      Н в суффиксе:АН, ЯН, ИНИсключение: оловянный, деревянный, стеклнный

Слайд 105Правописание прилагательных
Исключение:
ветрЕНый;
желаННый, свящЕННый, неждаННый,
негадаННый,делаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННый

На ДОМ : пар 37-41

Упр 243
Правописание прилагательныхИсключение:ветрЕНый;желаННый, свящЕННый, неждаННый,негадаННый,делаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННыйНа ДОМ : пар 37-41 Упр 243

Слайд 106Урок № 20/ 39
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Сколько? Который? Какой?
Колич. Порядков.

Собирател
Склонение:
5-20 –по 3 склонению
40, 90, 100 2 падежные формы (О, А)






Урок № 20/ 39ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕСколько? Который? Какой?Колич.    Порядков.     СобирателСклонение:5-20 –по

Слайд 107Склонение числительных
50-80 } склоняются обе части
200-900}
Тысяча, миллион, миллиард как

сущ .
1 –го и 2-ого склонения
Правописание числительных
Слитно: на –ДЦАТЬ, -ДЕСЯТ, СОТ
На –ТЫСЯЧНЫЙ, МИЛЛИОННЫЙ, МИЛЛИАРДНЫЙ
Склонение числительных50-80  } склоняются обе части 200-900}Тысяча, миллион, миллиард как сущ .1 –го и 2-ого склоненияПравописание

Слайд 108Правописание числительных
Раздельно: Состоящие из 2 и более слов (37, 244,1987)
Дробные(1/2)

Дефис: цифра

+ тысячный, миллионный, миллиардный
На дом: пар 42, 43 Упр 248, 249
Правописание числительныхРаздельно: Состоящие из 2 и более слов (37, 244,1987)Дробные(1/2)Дефис: цифра + тысячный, миллионный, миллиардныйНа дом: пар

Слайд 109Правописание числительных
Тест № 15 «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

НА ДОМ: пар 42-45 УПр. 249, 253

Правописание числительныхТест № 15 «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»НА ДОМ: пар 42-45 УПр. 249, 253

Слайд 110Урок № 21/41
Правописание числительных

Урок № 21/41Правописание числительных

Слайд 111Правописание числительных
Запишите числительные в нужной форме:
К 574(Д.п.), от 236(Р.п.), с 489(Т.п),
О

998(П п), 694(Т п), о 1949(П п).
Просклоняйте словосочетания:
Три пальмы
-2543 гектара
Правописание числительныхЗапишите числительные в нужной форме:К 574(Д.п.), от 236(Р.п.), с 489(Т.п),О 998(П п), 694(Т п), о 1949(П

Слайд 112Правописание числительных
-девять десятых сада
-пятеро медвежат
-полторы тонны
-обе подружки
-четверо друзей
-2013 –ый год
-двадцать два

дня
Правописание числительных-девять десятых сада-пятеро медвежат-полторы тонны-обе подружки-четверо друзей-2013 –ый год-двадцать два дня

Слайд 113Имя числительное
Морфологический разбор
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семеро одного не

ждут.
У семи нянек дитя без глазу.
На перекрёстке семи дорог.
На ДОМ: пар. 45, Упр. 253 Вопросы стр. 163
Имя числительноеМорфологический разборСемь раз отмерь – один раз отрежь.Семеро одного не ждут.У семи нянек дитя без глазу.На

Слайд 114Урок № 21/42
Лингвистический анализ текста

НА ДОМ: пар. 42-45 Упр. 249, 253

Урок № 21/42Лингвистический анализ текстаНА ДОМ: пар. 42-45 Упр. 249, 253

Слайд 115Урок № 22/43
Местоимение как часть речи
Разряды местоимений
1 Личные: я, ты, он,

мы, вы, они
2Возвратное: себя
3 Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, её, его, их
4 Указательные: то, тот, это, этот, такой, таков, сей
Урок № 22/43Местоимение как часть речиРазряды местоимений1 Личные: я, ты, он, мы, вы, они2Возвратное: себя3 Притяжательные: мой,

Слайд 116Разряды местоимений
5 Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной
6 Вопросительные:

кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей?
7 Относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей
8 неопределённые: некто, нечто, некоторый, кто- то, что-то,какой-нибудь
Разряды местоимений5 Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной6 Вопросительные: кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей?7

Слайд 117Местоимение
9 Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько
Местоимение

указывает на предметы, признаки, количества, но не называют их.
НА ДОМ: пар. 46, 47 Упр 259, 260, 262
Местоимение9 Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколькоМестоимение указывает на предметы, признаки, количества, но

Слайд 118Урок № 22/44
Правописание местоимений
1 СЛИТНО: не- ни в отрицательном местоимении, если

нет предлога
Никого, но ни У кого
РАЗДЕЛЬНО: местоимения с предлогами :кое С кем, не ОТ кого
ДЕФИС: кое, то , либо, нибудь- здесь дефис не позабудь!
Урок № 22/44Правописание местоимений1 СЛИТНО: не- ни в отрицательном местоимении, если нет предлогаНикого, но ни У когоРАЗДЕЛЬНО:

Слайд 119Местоимение
НА ДОМ: пар. 46, 47 257, 260

МестоимениеНА ДОМ: пар. 46, 47 257, 260

Слайд 120Урок № 23/45
Закрепление темы «Правописание местоимений»
НА ДОМ: составить карточку для проверки

написания местоимений
-50 слов, пар.46, 47
Урок № 23/45Закрепление темы «Правописание местоимений»НА ДОМ: составить карточку для проверки написания местоимений-50 слов, пар.46, 47

Слайд 121Урок № 23/46
ТЕСТ № 16 «Местоимение»

НА ДОМ: пар. 46, 47 ,

вопросы стр. 169
Урок № 23/46ТЕСТ № 16 «Местоимение»НА ДОМ: пар. 46, 47 , вопросы стр. 169

Слайд 122Урок № 24/47
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Глагол обозначает действие
Что делать? Что делает?

Что сделать? Что сделает?
Грамматические категории глагола:
-вид
-переходность
-наклонение
Урок № 24/47ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИГлагол обозначает действиеЧто делать? Что делает? Что сделать? Что сделает?Грамматические категории глагола:-вид-переходность-наклонение

Слайд 123Глагол
-время
-лицо
-число

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением

Глагол-время-лицо-числоИзменение глагола по лицам и числам называется спряжением

Слайд 124Глагол
Инфинитив- начальная форма глагола
В предложении он может быть:
-подлежащим
-дополнение
-определением
-сказуемым
Инфинитив имеет вид, переходность,

возвратность
ГлаголИнфинитив- начальная форма глаголаВ предложении он может быть:-подлежащим-дополнение-определением-сказуемымИнфинитив имеет вид, переходность, возвратность

Слайд 125Глагол
Несовершенный вид: что делать?
Длительное действие.
Совершенный вид: что сделать?
Законченное действие
Глагол +

сущ. в В.п. без предлога – это переходный глагол.
Остальные глаголы непереходные
ГлаголНесовершенный вид: что делать?Длительное действие.Совершенный вид: что сделать? Законченное действиеГлагол + сущ. в В.п. без предлога –

Слайд 126Глагол
Возвратный глагол с СЯ- СИ на конце
Наклонение глагола
1 ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ (реальное дейст.)
2Условное(

желаемое дейст.)
3Повелительное(побуждение к действию)
ГлаголВозвратный глагол с СЯ- СИ на концеНаклонение глагола1 ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ (реальное дейст.)2Условное( желаемое дейст.)3Повелительное(побуждение к действию)

Слайд 127Спряжение глагола
I- на –ЕТЬ, ОТЬ, ЫТЬ, ЯТЬ,УТЬ+ брить, стелить
Окончания:
1 -у(ю0

-ЕМ
2 -ЕШЬ -ЕТЕ
3 -ЕТ -УТ(ют)
Спряжение глагола I- на –ЕТЬ, ОТЬ, ЫТЬ, ЯТЬ,УТЬ+ брить, стелитьОкончания:1 -у(ю0     -ЕМ2 -ЕШЬ

Слайд 128Спряжение глагола
II - все на –ИТЬ(кроме 2-х), 4 на- АТЬ,
7 на

–ЕТЬ
Окончания:
1 -У(Ю) -ИМ
2 -ИШЬ -ИТЕ
3 -ИТ -АТ(ЯТ)
НА ДОМ: пар.48, 49 Упр. 264, 265
Спряжение глаголаII - все на –ИТЬ(кроме 2-х), 4 на- АТЬ,7 на –ЕТЬОкончания:1  -У(Ю)

Слайд 129Урок № 24/48
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛА
ТЕСТ № 17 « ГЛАГОЛ»

НА ДОМ: пар.48,

49 Упр 283, 284
Урок № 24/48ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛА ТЕСТ № 17 « ГЛАГОЛ»НА ДОМ: пар.48, 49 Упр 283, 284

Слайд 130Урок № 25/49
ПРИЧАСТИЕ КАК ФОРМА ГЛАГОЛА
Признак предмета по действию
Признаки глагола:
-время
-вид
-переходность
-возвратность

Урок № 25/49ПРИЧАСТИЕ КАК ФОРМА ГЛАГОЛАПризнак предмета по действиюПризнаки глагола:-время-вид-переходность-возвратность

Слайд 131Причастие
Признаки прилагательного:
-род
-число
-падеж
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ-
Обозначают действия того предмета, который действует сам(читающий)

ПричастиеПризнаки прилагательного:-род-число-падежДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ-Обозначают действия того предмета, который действует сам(читающий)

Слайд 132Причастие СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
Обозначает действие того предмета, над которым производится действие
(прочитанный)
ИТОГ: причастие

образуется от глагола,
Поэтому это форма глагола
НА ДОМ: пар.50, 51 Упр.294, 295, 298
Причастие  СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕОбозначает действие того предмета, над которым производится действие(прочитанный)ИТОГ: причастие образуется от глагола,Поэтому это форма

Слайд 133Урок № 25/50
Образование причастий. Суффиксы причастий
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Настоящее время:
Глагол наст. вр.+ ущ(ющ)

1 спр
ащ(ящ) 2 спр.
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ:
Глагол прош. вр.+ вш, ш
Урок № 25/50Образование причастий. Суффиксы причастийДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯНастоящее время:Глагол наст. вр.+ ущ(ющ) 1 спр

Слайд 134Причастие
Страдательные причастия
Настоящее время:
Глагол наст. вр.+ ОМ, ЕМ 1 спр

ИМ 2 спр
Прошедшее время
Глагол прош. вр + НН, ЕНН, Т
ПричастиеСтрадательные причастияНастоящее время:Глагол наст. вр.+ ОМ, ЕМ 1 спр

Слайд 135Н-НН в причастии
Пиши Н:

ПИШИ НН:
-нет приставки -есть приставка
-нет суффикса -есть суффикс
-нет зависимого -есть зависимое
слова слово
-в кратком от бесприставочн.
страдат. прич. Глаг. Сов.в.
Н-НН в причастииПиши Н:            ПИШИ НН:-нет

Слайд 136Н- НН в причастии
Запомнить: данный, купленный, брошенный, решённый

НЕ с причастием
СЛИТНО:
1 без

НЕ не употребляется
2 нет приставки
Н- НН в причастииЗапомнить: данный, купленный, брошенный, решённыйНЕ с причастиемСЛИТНО:1 без НЕ не употребляется2 нет приставки

Слайд 137Причастие
3 Нет суффикса
4 Нет зависимого слова
5 нет противопоставления с А

РАЗДЕЛЬНО:
1 есть

приставка
2 есть суффикс
3 есть зависимое слово

Причастие3 Нет суффикса4 Нет зависимого слова5 нет противопоставления с АРАЗДЕЛЬНО:1 есть приставка2 есть суффикс3 есть зависимое слово

Слайд 138Причастие
4 есть противопоставление с А
5 С причастием в краткой форме

НА ДОМ:

пар.50, 51, 52 Упр. 297, 299
Причастие4 есть противопоставление с А5 С причастием в краткой формеНА ДОМ: пар.50, 51, 52 Упр. 297, 299

Слайд 139Урок № 26/51
Павописание причастий
См. таблицы (25/50)

НА ДОМ: пар. 50, 51, 52.УПр

296
Урок № 26/51Павописание причастийСм. таблицы (25/50)НА ДОМ: пар. 50, 51, 52.УПр 296

Слайд 140Урок № 26/52
ТЕСТ № 18 «Причастие»

НА ДОМ: пар.50- 52 УПр.297, 299

Урок № 26/52ТЕСТ № 18 «Причастие»НА ДОМ: пар.50- 52 УПр.297, 299

Слайд 141Урок № 27/53
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Неспрягаемая неизменяемая форма глагола. Обозначающая добавочное действие.
Вопросы: Как? Что

делая? Что сделав?
Грамматические признаки:
Вид, переходность, неизменяемость,
В предложенииобстоятельство.
Урок № 27/53ДЕЕПРИЧАСТИЕНеспрягаемая неизменяемая форма глагола. Обозначающая добавочное действие.Вопросы: Как? Что делая? Что сделав? Грамматические признаки:Вид, переходность,

Слайд 142Деепричастие
Образование деепричастий
Несовершенный вид:
Глагол наст. Вр.+А, Я
Совершенный вид:
Основа инфинитива + В, ВШИ,

ШИ
НА ДОМ: пар. 53, Упр 303
ДеепричастиеОбразование деепричастийНесовершенный вид:Глагол наст. Вр.+А, ЯСовершенный вид:Основа инфинитива + В, ВШИ, ШИНА ДОМ: пар. 53, Упр 303

Слайд 143Урок № 27/ 54
Правописание деепричастия
НЕ с деепричастием пиши раздельно, кроме слов,

которые без НЕ не употребляются(ненавидя, негодуя)
НА ДОМ: пар. 53 Упр 304
Урок № 27/ 54Правописание деепричастияНЕ с деепричастием пиши раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются(ненавидя, негодуя)НА

Слайд 144Урок № 28/55
НАРЕЧИЕ
Наречие- неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, предмета или

признака
ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЧЕМ? И КАК?
КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?
Урок № 28/55НАРЕЧИЕНаречие- неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, предмета или признакаГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЧЕМ?

Слайд 145Наречие
Разряды наречий
I ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ:
Место, время, условие, причина, цель
II ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ:
Образ действия, мера и

степень действия
НаречиеРазряды наречийI ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ:Место, время, условие, причина, цельII ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ:Образ действия, мера и степень действия

Слайд 146Наречие
Образование степени сравнения наречия
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ:
Наречие на –О + ЕЕ, ЕЙ, Е,

ШЕ
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ:
Наречие в сравнительной
Степени + ВСЕХ (громчЕ ВСЕХ)
НаречиеОбразование степени сравнения наречияСРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ:Наречие на –О + ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ:Наречие в сравнительной Степени +

Слайд 147Правописание наречий
СЛИТНО:
1предлог + сущ,, прилаг., числит.
(сгоряча, натрое)
2в словах, не употребляемых без

предлога (впотьмах, вдребезги)
3 наречия с пространственным и временным значением(вниз, наконец)
Правописание наречийСЛИТНО:1предлог + сущ,, прилаг., числит.(сгоряча, натрое)2в словах, не употребляемых без предлога (впотьмах, вдребезги)3 наречия с пространственным

Слайд 148Правописание наречий
РАЗДЕЛЬНО:
1 слова, сохранившие падежные формы
(под мышку)
2 Наречие, образованное путём
повтора

существительного(дурак дураком)
3 Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласной буквы( без устали)
Правописание наречийРАЗДЕЛЬНО:1 слова, сохранившие падежные формы(под мышку)2 Наречие, образованное путём повтора существительного(дурак дураком)3 Наречия, образованные от существительных,

Слайд 149Правописание наречий
4 Наречия, образованные от существительных множ. Числа( на глазах)
ДЕФИС:
1 приставка

ПО + суф. ОМУ, ЕМУ, И
2 приставка В(во) + суф. ЫХ, ИХ
3 повтор слов(еле –еле)
4 КОЕ, ТО, ЛИБО, НИБУДЬ
Правописание наречий4 Наречия, образованные от существительных множ. Числа( на глазах)ДЕФИС:1 приставка ПО + суф. ОМУ, ЕМУ, И2

Слайд 150Наречие
НА ДОМ: пар.54, 55 Упр.309, 316, 317

УРОК № 28/56
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
ТЕСТ №

19, 20 «Наречие»
НА ДОМ : пар. 54, 55.Упр.315, 317
НаречиеНА ДОМ: пар.54, 55 Упр.309, 316, 317УРОК № 28/56ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙТЕСТ № 19, 20 «Наречие»НА ДОМ : пар.

Слайд 151Урок № 29/57
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Выражают состояние человека, окружающей среды, оценку действий
ОТЛИЧИЕ

слов категории состояния откратких прилагательных и наречий:
Ка. Сост. Кр прилаг. Наречие
Сказуемое Часть составн.Обстоятельс.
В безл. пр. сказ. В 2сост. Пр.
Урок № 29/57СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯВыражают состояние человека, окружающей среды, оценку действийОТЛИЧИЕ слов категории состояния откратких прилагательных и

Слайд 152Категория состояния
НА ДОМ: пар. 56 Упр.322

УРОК № 29/58
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4
По

теме» МОРФОЛОГИЯ»
Категория состоянияНА ДОМ: пар. 56 Упр.322УРОК № 29/58КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4По теме» МОРФОЛОГИЯ»

Слайд 153УРОК № 30/59
ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Предлог – служебная часть речи, выражающая

отношения между словами в словосочетании:
-пространственные(до, вокруг, из, над, под)
-временные(с, до, к, в, за)
УРОК № 30/59ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИПредлог – служебная часть речи, выражающая отношения между словами в словосочетании:-пространственные(до, вокруг,

Слайд 154Предлог
-причинные ( вследствие, благодаря, ввиду)
-целевые(на, за, для)
Группы предлогов:
I по структуре( простые

и сложные)
II по происхождению : непроизводные и производные, наречные, отыменные, деепричастные)
Предлог-причинные ( вследствие, благодаря, ввиду)-целевые(на, за, для)Группы предлогов:I по структуре( простые и сложные)II по происхождению : непроизводные

Слайд 155Правописание предлогов
1 Предлоги со словами пишутся раздельно.
2 Производные предлоги( в виде,

в заключение, в течение, в продолжение) пишутся раздельно.
3 Производные предлоги( вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу) пишутся слитно
Правописание предлогов1 Предлоги со словами пишутся раздельно.2 Производные предлоги( в виде, в заключение, в течение, в продолжение)

Слайд 156Правописание предлогов
4 Сложные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис

НА ДОМ:

пар.57, 58, Упр328, 332
Правописание предлогов4 Сложные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефисНА ДОМ: пар.57, 58, Упр328, 332

Слайд 157Урок № 30/60
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
Таблицы(Урок № 30/59)

ТЕСТ № 21 « ПРЕДЛОГ»

НА

ДОМ: пар. 57, 58. Упр332
Урок № 30/60ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВТаблицы(Урок № 30/59)ТЕСТ № 21 « ПРЕДЛОГ» НА ДОМ: пар. 57, 58. Упр332

Слайд 158Урок № 31/61
СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Союзы- служебные слова, служащие для связи

однородных членов и простых предложений в составе сложного.
По происхождению союзы делятся на:
Производные и непроизводные
Урок № 31/61СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИСоюзы- служебные слова, служащие для связи однородных членов и простых предложений в

Слайд 159СОЮЗ
По структуре – на простые и составные
По синтаксической функции –на
Сочинительные и

подчинительные
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
1Соединительные(и, да, ни-ни, тоже, также)
2 Противительные(а, но, да, однако, зато)
СОЮЗПо структуре – на простые и составныеПо синтаксической функции –наСочинительные и подчинительныеСОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:1Соединительные(и, да, ни-ни, тоже, также)2

Слайд 160СОЮЗ
3 Разделительные(или, либо, то-то, не то- не то)
Подчинительные союзы:
Что, чтобы, пока,

едва, когда, если, потому что, так как, как, как будто, хоть, пускай, пусть, словно, точно и др.
Относительные местоимения и наречия, которые служат для связи простых предложений в сложное, называются союзными словами.
СОЮЗ3 Разделительные(или, либо, то-то, не то- не то)Подчинительные союзы:Что, чтобы, пока, едва, когда, если, потому что, так

Слайд 161Союз
НА ДОМ: пар. 59, 60, Упр337
УРОК № 31/62
ТЕСТ № 22 «СОЮЗ»

НА

ДОМ: пар. 59, 60 Упр.338
СоюзНА ДОМ: пар. 59, 60, Упр337УРОК № 31/62ТЕСТ № 22 «СОЮЗ»НА ДОМ: пар. 59, 60 Упр.338

Слайд 162Урок № 32/63
Частица. Междометие
Частицы- служебные слова, которые придают дополнительные смысловые оттенки

словам и предложениям.
Разряды частиц:
1 восклицательные( как, что за)
2вопросительные(разве, неужели, ли)
Урок № 32/63Частица. МеждометиеЧастицы- служебные слова, которые придают дополнительные смысловые оттенки словам и предложениям.Разряды частиц:1 восклицательные( как,

Слайд 163Частицы
3 указательные(вот, вон)
4 усилительные(даже, ведь, только, лишь)
5 уточняющие( именно, точно, почти)
6

отрицательные(не, ни)
7утвердительные(да, точно, так)
Частицы3 указательные(вот, вон)4 усилительные(даже, ведь, только, лишь)5 уточняющие( именно, точно, почти)6 отрицательные(не, ни)7утвердительные(да, точно, так)

Слайд 164Частицы
Правописание частиц
1 Раздельно:
Бы, ли, же, будто, мол, ведь, вот
2 Дефис:
То, либо,

нибудь, кое, таки, тка, ка, де
НА ДОМ: пар.61-63 Упр 340
ЧастицыПравописание частиц1 Раздельно:Бы, ли, же, будто, мол, ведь, вот2 Дефис:То, либо, нибудь, кое, таки, тка, ка, деНА

Слайд 165Урок № 32/64
НЕ-НИ с разными частями речи

ТЕСТ № 23 «НЕ-НИ с

разными частями речи»

НА ДОМ: пар. 65.Упр352
Урок № 32/64НЕ-НИ с разными частями речиТЕСТ № 23 «НЕ-НИ с разными частями речи»НА ДОМ: пар. 65.Упр352

Слайд 166Урок № 33/65
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
№ 5 ЗА КУРС 10-го КЛАССА

Урок №

33/66
Анализ контрольного диктанта
На дом задания по карточкам
Урок № 33/65ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ№ 5 ЗА КУРС 10-го КЛАССАУрок № 33/66Анализ контрольного диктантаНа дом задания по

Слайд 167Урок № 34/67
Повторение и обобщение изученного.
Итоговый тест по всему курсу

УРОК

№ 34/68
Анализ теста. Работа над ошибками
Урок № 34/67 Повторение и обобщение изученного.Итоговый тест по всему курсуУРОК № 34/68Анализ теста. Работа над ошибками

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть