Слайд 1Уроки русского языка в 10 классе
Урок № 1
Введение
Слайд 2Слово о русском языке
Перед вами громада- русский язык! Наслажденье глубокое зовёт
вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его.
Н.в.Гоголь
Слайд 3Что такое эпиграф
Эпиграф – короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения.Он
представляет собой цитату из какого- либо источника.Эпиграф часто выражает основную тему, идею произведения. Эпиграф пишется без кавычек, ссылка на автора даётся без скобок.
Слайд 4Признаки текста
1 В тексте все предложения связаны по смыслу и грамматически.
2
В тексте общая тема.
3Текст можно озаглавить.
4Текст имеет абзацное членение
5 По содержанию текста можно составить текст.
Слайд 5Текст
6Можно составить план текста, он может быть цитатный, тезисный, вопросный, простой
или сложный.
Примечание
Слово «текст» заимствовано в 18 веке из немецкого языка, «Textus»- словесное единство, ткань произведения.
Слайд 6Текст
Данный текст- научно- популярная разновидность научного стиля.
В современном русском языке выделяются
КНИЖНЫЕ (научный, публицистический, официально- деловой, публицистический, художественный) и РАЗГОВОРНЫЙ стили.
Слайд 7Примерный план текста
I Роль русского языка среди языков мира.
1Богатство и выразительность
русского языка.
2 Русские писатели о выразительности русского языка.
II Социальные функции языка
Слайд 8План текста
1Русский язык- государственный язык народов РФ.
2 Русский язык- язык межнационального
общения народов РФ.
3 Русский язык один из мировых языков
(язык ООН)
Слайд 9План текста
III Понятие нормы литературного языка.
1 типы норм литературного языка.
2 Нома
и культура речи.
IV Основные функциональные стили русского языка.
Слайд 10Словарь к уроку
Деятельность, общение, поколение, орудие мышления, межнациональное общение, функционирует, официальный
язык ООН, основоположник, восточнославянский язык, диалект, общенародный, нормированность, функциональные стили, лингвистика, языкознание.
Слайд 11Лингвистические функции языка
1 Коммуникативная (общение)
2 Информационная (сообщение)
3 Когнитивная (мышление)
4 Кумулятивная (
накопление знаний)
5 Эстетическая (эстетическое воздействие)
Слайд 12Итог урока
Наука, изучающая язык, называется
ЛИНГВИСТИКОЙ или ЯЗЫКОЗНАНИЕМ
Домашнее задание:
1 пересказ текста
статьи
2 Рассказать об учёном- лингвисте
( учебник стр. 431-443)
Слайд 13Урок №1/2
История развития русского языка
Основные этапы развития русского языка
I Дописьменный (
доисторический) период:
1праиндоевропейский язык- основа
( до 3 тысячелетия до н.э.)
Слайд 14История развития русского языка
2 праславянский язык (4-7 в. Н.э)
3 общевосточнославянский (древнерусский)
язык ( до 11 в. Н.э.)
II Исторический (письменный) период:
1 общевосточнославянский язык (письменный период, 11- 14 в.н.э.
2 язык великорусской народности
(15- 16 в. Н.э.)
Слайд 15Этапы развития русского языка
3 формирование и развитие русского национального языка (17-
нач. 19 века)
4 современный русский язык
( от Пушкина до наших дней)
Слайд 16Итог урока
1русский язык входит в восточную подгруппу славянской группы индоевропейской семьи.
2Славянская
группа языков делится на три подгруппы: восточную, западную, южную. Восточнославянские языки: русский, украинский, белорусский восходят к древнерусскому языку
Слайд 17Итог урока
3 В конце 11 века славянам стала необходима письменность. Создателями
славянской азбуки являются учёные- братья Кирилл и Мефодий.
4 В истории русского письма было несколько реформ:
Петровская реформа азбуки 1710 год,
Слайд 18Итог урока
Реформа 1917- 1918 годов, реформа орфографии и пунктуации 1956 года.
Домашнее
задание:
Выучить материалы лекции
Параграф 8 Упр.33, Упр. 34
Слайд 19Урок № 2/3
Стартовый контрольный диктант
УРОК № 2/4
Анализ контрольного диктанта
Слайд 20Урок 3/5
Тема: ЛЕКСИКА. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
Эпиграф:
Для всего в русском языке есть великое
множество хороших слов.
К.Г.Паустовский
Слайд 21Значение слова
1 Слово- важнейшая единица языка, оно выражает определённое понятие и
выполняет НАЗЫВНУЮ (номинативную) функцию.
2 Соотнесённость слова с определённым понятием называется лексическим значением слова.
3 Слово может быть эмоционально окрашенным.
Слайд 22Однозначность и многозначность слов
1 Явление многозначности называется ПОЛИСЕМИЕЙ.
2Большинство слов языка многозначно.
3
основные способы возникновения переносного значения слова:
1) На основе внешнего сходства предмета по цвету, форме, качеству.
Слайд 23Перенос значения
2 На сходстве функций предметов.
3 На основе смежности явлений.
СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:
МЕТАФОРА:
-скрытое сравнение
-внешнее сходство
Слайд 24Перенос значения слова
-форма
-цвет
-размер
-плотность
-степень подвижности
-расположение
-функции
-впечатления.
Слайд 25Перенос значения слова
МЕТОНИМИЯ:
-смещение названия с одного предмета на другой:
-материал на изделие
-содержащего
на содержимое
-действие на орудие действия
-произведение на автора
-места на людей
-действия на место
Слайд 26Перенос значения слова
СИНЕКДОХА:
-смещение названия с части предмета на целый предмет и
наоборот:
Одна голова хорошо, а две лучше;
В семье семь ртов;
Посторонним лицам вход воспрещён;
Стою за синей рубашкой.
Слайд 27Анализ текста
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют
больше ни о чём.
Какие слова употребляются в переносном значении?
Какие в прямом? Назовите способы переноса.
Слайд 28Словарь к уроку
Лексика, лексикология, фразеология, лексикография, многозначность, номинативная функция, эмоционально окрашенные
слова, контекст, метафора, метонимия, синекдоха.
Слайд 29Итог урока
Значения многозначного слова связаны между собой.
Узнать о лексическом богатстве слова
можно в «Словаре русского языка», составленном С.И.Ожеговым
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы 1, 2 Упр.4 Выписать примеры многозначных слов.
Слайд 30Урок 3/6
Тема: Однозначные и многозначные слова. Закрепление.
Тест № 1 «Однозначные и
многозначные слова»
Итог урока.
Домашнее задание: Параграф 2, УПР 2-7
Слайд 31Урок № 4/7
Тема: Изобразительно- выразительные средства языка.
Сособы переноса значения слов:
Метафора, метонимия,
синекдоха.
Самостоятельная работа. Определите способ переноса значения:
Густая толпа
-мраморное здание
-раскинув крылья
-вечер печален
-идёт ночь
Слайд 32Самостоятельная работа
Льются крики
СЛОВАРЬ К УРОКУ:
Изобразительно- выразительные средства языка, тропы, эпитеты, сравнение,
олицетворение, метафора, метонимия, синекдоха, перифраза.
Слайд 33Домашнее задание
Параграф № 3 Упр.8, Упр. 9
Выучить определения тропов
Слайд 34Урок № 4/8
Тема: Изобразительно- выразительные средства языка. Закрепление.
Повторим термины:
Эпитет
-метафора
-метонимия
-синекдоха
-сравнение
олицетворение
Слайд 35Тропы
-гипербола
-литота
-аллегория
-оксюморон
-перифраза
Слайд 36Повторение
О каких функциях языка говорится в этих высказываниях?
Неясность слова есть неизменный
признак неясности мысли. (Л Толстой)
Язык- орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, неточно, приблизительно, неверно, значит и думать кое-как (А.Толстой)
Слайд 37Самостоятельная работа
Определите, какие слова в стихотворении С.Есенина употреблены в переносном значении?
О
красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Слайд 38Самостоятельная работа
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь
стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
ТЕСТ № 2 «Изобразительно- выразительные средства языка»
Слайд 39Итог урока
Изобразительные средства используются для усиления выразительности речи.
Все тропы образуются на
основе многозначности слова.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф №3 Упр 9
Слайд 40Урок № 5/9
Тема: Омонимы, Паронимы, Синонимы, Антонимы.
ОМОНИМЫ- слова, разные по значению,
но совпадающие по звучанию (лисичка -1 животное, 2гриб)
Разновидности омонимов:
-ОМОФОНЫ (фон- звук)- разные по написанию, но одинаково звучащие слова (луг- лук)
Слайд 41Виды омонимов
ОМОФОРМЫ (формы слова)- слова, совпадающие по звучанию и написанию в
одной грамматической форме слова
(печь- сущ., печь- глагол н.ф.)
ОМОГРАФЫ (графо – пишу)- слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах (мука-мука)
Слайд 42Паронимы
Слова, разные по значению, но близкие по звучанию (адресат- адресант)
СИНОНИМЫ –слова
одной и той же части речи, близкие по значению
АНТОНИМЫ-слова одной и той же части речи, противоположные по значению
Слайд 43Итог
Системные отношения в языке разнообразят нашу речь.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы № 4-7
УПР.17, 21, 27, 28.
Слайд 44Урок № 5/10
ОМОНИМЫ И ИХ ВИДЫ. Закрепление
Ключ проверки самостоятельной работы:
-тенденция
-мировоззрение
-демократия
-различный
Слайд 45Итог урока
Явления омонимии часто используются в художественной речи как средство создания
каламбуров.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы № 4-7. Упр.14, 19, 22, 25
Слайд 46Урок 6/11
Сферы употребления лексики
Проверка конспекта учебника:
Основа современного русского языка- исконно русская
лексика.
Её основа- индоевропейский язык.
Большинство русских слов появляются в процессе словообразования.
Слайд 47Состав русской лексики:
1 общеупотребительная
2 ограниченная (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины)
3 В словаре
русского языка встречаются заимствованные слова, среди них особое место занимают старославянизмы
Слайд 48Состав русской лексики
4 В русском языке встречаются устаревшие лова, их разновидности:
Архаизмы-
вышедшие из употребления слова, но заменённые новыми.
Историзмы-слова , ушедшие из активного словаря.
5 В языке появляются новые слова-
неологизмы
Слайд 49Состав русской лексики
6 В русском языке большое количество фразеологизмов (устойчивых оборотов
речи)
ИТОГ УРОКА: лексика русского языка богата и разнообразна.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграфы №1- 12 УПР 43, 45
Слайд 50Урок 6/12
Тема: Русская фразеология
Источники фразеологизмов:
произведения устного народного творчества
-профессиональные выражения
-античная мифология
-церковнославянизмы
-научная литература
-художественная
литература
Слайд 51Фразеология
Тест №3 по теме «Фразеология»
ИТОГ УРОКА:
О происхождении фразеологизмов можно прочитать в
книгах Ашукина «Крылатые слова» и Вартаньян «Из жизни слов»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Презентация о словаре
Слайд 52Виды омонимов
Самостоятельная работа к уроку № 5/9
Омофоны- разные, но одинаково звучащие
слова
Омоформы- разные слова, совпадающие в одной грамматической форме
Омографы- разные слова, одинаково пишутся, но имеют разные ударения
Слайд 53Закрепление
Определите виды омонимов
Много разных есть ключей:
Ключ-родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
ключ дверной.
Слайд 54Закрепление
Шёл медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку,
Вдруг на Мишку, вот
напасть,
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной,
Мог ли в ярость он не впать,
Если осы лезут в пасть?
Слайд 55
Жалили, куда попало,
Им за это и попало.
Куроку № 5/9 Виды омонимов
Слайд 56Урок № 7/13
Тест № 4 по теме «ЛЕКСИКА»
Домашнее задание: Учебник стр.
421
Выписать названия основных лингвистических словарей, сделать презентацию об одном из них.
Слайд 57Урок №7/14
Тема: ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Вводная лекция.
Презентации учащихся
Тест № 5 «Лексикография»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 13,
Упр. 46 , материалы лекции.
Слайд 58Урок №8/15
Тема: ФОНЕТИКА.ЕДИНИЦЫ ФОНЕТИКИ
Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуки человеческой речи.
Звук речи-
кратчайшая неделимая единица языка.
Графика- наука, изучающая изображение звуков речи на письме.
Слайд 59Фонетика
Орфоэпия- наука, устанавливающая правила произношения слов.
Ослабление гласных звуков в безударном положении
называется РЕДУКЦИЕЙ.
Редукция 1-ой степени:
-абсолютное начало слова( ответ)
-первый предударный слог(поход)
Слайд 60Фонетика
Редукция 2-ой степени:
-второй предударный слог(заверять)
-все заударные слоги(новость)
Транскрипция- условные значки, передающие особенности
звучащей речи
Слайд 61Фонетика
Алгоритм транскрибирования:
-поставить ударение
-над гласными указать степень редукции
-дать характеристику согласного (звонкий- глухой,
твёрдый- мягкий)
Слайд 62Фонетика
Двойная роль Е, Ё, Ю, Я:
1 обозначают один звук после согласного
(Мёд)
2 Обозначает два звука:
- в начале слова (юг)
-после гласных (маяк)
-после разделительных Ъ и Ь знаков
(подъём)
Слайд 63Фонетика
Словарь к уроку:
фонетика, графика, орфоэпия,
Сонорные, позиционные чередования, ударение, азбука, алфавит,
редукция, транскрипция.
Слайд 64Фонетика
ИТОГ УРОКА:
Буквы русского языка характеризуются многозначностью: одна буква может обозначать разные
звуки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 13 Упр. 47
Слайд 65Урок № 8/16
Тема: Основные фонетические процессы в русском языке
Процесс ослабления звучания
гласных звуков в безударном положении называется РЕДУКЦИЕЙ.
Восстановление затранскрибированного текста
Слайд 66Фонетика
Лингвистический анализ текста
Основные фонетические процессы в языке:
-редукция -выпадение
-оглушение
-озвончение
-смягчение
-стяжение
Слайд 67Фонетика
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 13, выполнить фонетический разбор слов , в которых встречаются
данные фонетические законы.
Затранскрибировать текст (3-5 предложений) на отдельном листке и сделать его «перевод»
Слайд 68Урок №9/17
Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ,
ОРФОЭПИЯ
Орфоэпия- наука о правильном произношении слов.
Орфоэпическая норма- это произносительная норма слова( ударение, произношение сочетаний звуков)
Слайд 69ОРФОЭПИЯ
Расставьте ударения в словах:
Ракушка, знамение, берёста, еретик, жалюзи, цемент, кремень, приданое,
свёкла, договор, квартал, оптовый, джинсовый, красивее, кухонный, балованный, премировать , баловать, новорождённый, мизерный, звонит, августовский, включит, откупорить.
Слайд 70Орфоэпия
ТЕСТ по теме «Фонетика. Орфоэпия»
ИТОГ УРОКА:
Правила произношения отдельных звуков и сочетаний
составляют орфоэпические нормы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграф 13, 14, Упр 320
Слайд 71Урок № 9/18
Тема: ОРФОЭПИЯ
Сформулируйте правило, которому подчиняется ударение в этих словах:
1
трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод.
2Филолог, психолог, нарколог, геолог.
ТЕСТ № 6 «ОРФОЭПИЯ»
Слайд 72Орфоэпия
ИТОГ УРОКА:
Орфоэпические нормы – это нормы ударения и нормы правильного произношения
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ:
Параграфы 13, 14, 15.
Слайд 73Урок № 10/ 19
Тема: МОРФЕМИКА. ОСНОВНЫЕ
ЕДИНИЦЫ МОРФЕМИКИ.
Морфемика- учение о значимых частях слова(морфемах).
Морфема- наименьшая неделимая значимая часть слова.
Словообразование- наука о способах образования слов.
Слайд 74Морфемика
Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание
Корневая морфема состоит из оного корня
Аффиксы:
1
Словообразующие: приставка, суффикс
2 Формообразующие: окончание,
Слайд 75Морфемика
Суффикс Л, суффиксы ЕЕ, УЩ-ЮЩ, АЩ-ЯЩ и др.
Способы образования слов:
1 Морфологические
( приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, сложение, бессуффиксный)
2Неморфологические:
Слайд 76Морфемика
-лексико-семантический (новое значение слова)
-морфолого-синтаксический (переход)
-лексико- синтаксический ( сращение словосочетаний)
Окончание( флексия)- способ
формообразования слова
Слайд 77Морфемика
Словарь к уроку: морфемика, морфема, словообразование, корень,
Формообразование, аффиксы, префиксы, интерфикс,
постфикс, флексия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Параграфы 15, 16, 17, Упр.60, 62, 66, 67
Слайд 78Урок № 10/ 20
Тема: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
РАЗБОР
Словообразовательный разбор- установление способа образования слова.
Таблицы (урок 10/19)
ТЕСТ № 7 «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
НА ДОМ: пар. 15-17. Упр.64-78
Слайд 79Урок № 11/22
Тема: Контрольный диктант № 2
«Лексика.Фонетика. Морфемика»
УРОК № 11/22
Анализ контрольного диктанта
Слайд 80Урок № 12/23
Тема: Морфология. Орфография.
Принципы русской орфографии.
Орфография- наука о правильном написании слов.
Основные принципы русской орфографии:
Слайд 81Орфография
Итог урока: Современные правила правописания регламентируются «Правилами русской орфографии и пунктуации»
1956 года
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Пар. 18, 19, 20. Упр.103, 104
Слайд 82Основные принципы русской орфографии
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ( в слабой позиции все морфемы пишутся
так, как в сильной)
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (написания в соответствии с произношением)
ТРАДИЦИОННЫЙ (исторические написания, которые нельзя проверить)
ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИЙ(омофоны)
Слайд 83Принципы орфографии
Морфология- наука о частях речи и их признаках
Морфология и орфография
тесно связаны
Слайд 84Урок № 12/24
Тема: ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Орфоэпическая разминка
Аннотацация, дремота, закупорить,
Издавна,
облегчить, псевдоним,
Намерение, позвонишь, феномен.
Форзац, эксперт.
Слайд 85Орфография
Гласная в корне слова
Варианты орфограмм:
1 непроверяемые безударные гласные
2 гласные, проверяемые ударением
3
чередующиеся гласные
4 гласные после шипящих и Ц
Слайд 86Орфография
ТЕСТЫ № 8, 9 «Орфография»
НА ДОМ: пар. 18-20 Упр 95, 101,104
Слайд 87Урок № 13/25
Тема: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
ПРАВОПИСАНИЯ
НА
ДОМ: пар. 18-20 УПР 108
Слайд 88Урок 13/26
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
ТЕСТ № 10 «ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ»
НА ДОМ:ПАР.18-20 Упр.
105
Слайд 89Урок № 14/27
Тема: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц. Правописание согласных.
В корне:
Ё, И после Ц
В суф. и окончаниях сущ-х, прилаг-х, наречий после шипящих под ударение О, без ударения Е
На дом:пар. 21-26 Упр.110, 114, 117,120,124, 129,131
Слайд 90Урок № 14/ 28
Тема: Правописание гласных и
согласных
ТЕСТ № 11 «Орфография»
НА ДОМ: пар. 21-26 Упр134, 137,140, 143
Слайд 91Урок № 15/29
Тема:
Контрольный диктант № 3
По теме «Орфография»
Д/З не задаётся
Слайд 92Урок № 15/30
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
ТЕСТ № 12 «ПРИСТАВКИ»
НА ДОМ: пар 27-30
Упр149, 151, 162
Слайд 93Урок № 16/31
Тема: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Разряды существительных:-нарицательные
-собственные
-одушевлённые
-неодушевлённые
-конкретные
-отвлечённые
Слайд 94Имя существительное
-собирательные
-вещественные
Падежные окончания существительных:
И- Р.п 1 скл.,3 скл., на – ия
Е
– Д.п 1 скл., П.п. 1 скл
На дом: пар. 33, 34 Упр 179,180,186, 193
Слайд 95УРОК № 16/32
Тема: СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Падежные окончания:
Р.п. И(1 скл), 3 скл Р,
Д, П., на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ
Д.п.Е(1 скл),
П.п.Е (1 скл.
На дом: пар. 33, 34 Упр 187
Слайд 96Урок № 17/33
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
НА ДОМ: пар. 35, 36УПР.204, 206, 210
Слайд 97Урок № 17/34
ТЕСТ № 13 «ПРАВОПИСАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
НА ДОМ : УПР 216
Слайд 98Урок № 18/35
Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Разряды прилагательных: качественные, притяжательные, относительные
Степени сравнения прилагательных:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ:
(прилаг+
ЕЕ, ЕЙ, ШЕ)- простая степень
(прилаг. + более/ менее) составная ст.
Слайд 99Имя прилагательное
Превосходная степень:
(прилаг. + ЕЙШ, АЙШ) простая степень
(прилаг.+ самый, наиболее)составная степень
На
дом: пар. 37, 38 Упр.222, 232
Слайд 100Урок № 18/36
Разряды прилагательных
Повторение: затранскрибируйте имена и отчества:
Олег Николаевич
Лев Владимирович
Любовь
Ефимовна
Леонид Яковлевич
Слайд 101Прилагательное
Дарья Саввична
Алевтина Алексеевна
На ДОМ: пар. 37, 38 упр 223, 226
Слайд 102Урок № 19/37
Правописание прилагательных
На ДОМ: пар 39 Упр 232
Слайд 103Урок № 19/38
Н-НН в прилагательных
Расставьте ударения в словах:
Ободрить, огниво, опека, оптовый,
Оседлость,
отрочество, партер, пасквиль, побасенка, маневры, свёкла,
Щавель, иконопись, индеветь, баловать
Слайд 104Правописание прилагательных
Н в суффиксе:
АН, ЯН, ИН
Исключение:
оловянный, деревянный, стеклнный
НН в суффиксе:
ОНН, ЕНН, основа на Н + Н
Слайд 105Правописание прилагательных
Исключение:
ветрЕНый;
желаННый, свящЕННый, неждаННый,
негадаННый,делаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННый
На ДОМ : пар 37-41
Упр 243
Слайд 106Урок № 20/ 39
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Сколько? Который? Какой?
Колич. Порядков.
Собирател
Склонение:
5-20 –по 3 склонению
40, 90, 100 2 падежные формы (О, А)
Слайд 107Склонение числительных
50-80 } склоняются обе части
200-900}
Тысяча, миллион, миллиард как
сущ .
1 –го и 2-ого склонения
Правописание числительных
Слитно: на –ДЦАТЬ, -ДЕСЯТ, СОТ
На –ТЫСЯЧНЫЙ, МИЛЛИОННЫЙ, МИЛЛИАРДНЫЙ
Слайд 108Правописание числительных
Раздельно: Состоящие из 2 и более слов (37, 244,1987)
Дробные(1/2)
Дефис: цифра
+ тысячный, миллионный, миллиардный
На дом: пар 42, 43 Упр 248, 249
Слайд 109Правописание числительных
Тест № 15 «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
НА ДОМ: пар 42-45 УПр. 249, 253
Слайд 110Урок № 21/41
Правописание числительных
Слайд 111Правописание числительных
Запишите числительные в нужной форме:
К 574(Д.п.), от 236(Р.п.), с 489(Т.п),
О
998(П п), 694(Т п), о 1949(П п).
Просклоняйте словосочетания:
Три пальмы
-2543 гектара
Слайд 112Правописание числительных
-девять десятых сада
-пятеро медвежат
-полторы тонны
-обе подружки
-четверо друзей
-2013 –ый год
-двадцать два
дня
Слайд 113Имя числительное
Морфологический разбор
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семеро одного не
ждут.
У семи нянек дитя без глазу.
На перекрёстке семи дорог.
На ДОМ: пар. 45, Упр. 253 Вопросы стр. 163
Слайд 114Урок № 21/42
Лингвистический анализ текста
НА ДОМ: пар. 42-45 Упр. 249, 253
Слайд 115Урок № 22/43
Местоимение как часть речи
Разряды местоимений
1 Личные: я, ты, он,
мы, вы, они
2Возвратное: себя
3 Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, её, его, их
4 Указательные: то, тот, это, этот, такой, таков, сей
Слайд 116Разряды местоимений
5 Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной
6 Вопросительные:
кто? Что? Какой? Который? Сколько? Чей?
7 Относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей
8 неопределённые: некто, нечто, некоторый, кто- то, что-то,какой-нибудь
Слайд 117Местоимение
9 Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько
Местоимение
указывает на предметы, признаки, количества, но не называют их.
НА ДОМ: пар. 46, 47 Упр 259, 260, 262
Слайд 118Урок № 22/44
Правописание местоимений
1 СЛИТНО: не- ни в отрицательном местоимении, если
нет предлога
Никого, но ни У кого
РАЗДЕЛЬНО: местоимения с предлогами :кое С кем, не ОТ кого
ДЕФИС: кое, то , либо, нибудь- здесь дефис не позабудь!
Слайд 119Местоимение
НА ДОМ: пар. 46, 47 257, 260
Слайд 120Урок № 23/45
Закрепление темы «Правописание местоимений»
НА ДОМ: составить карточку для проверки
написания местоимений
-50 слов, пар.46, 47
Слайд 121Урок № 23/46
ТЕСТ № 16 «Местоимение»
НА ДОМ: пар. 46, 47 ,
вопросы стр. 169
Слайд 122Урок № 24/47
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Глагол обозначает действие
Что делать? Что делает?
Что сделать? Что сделает?
Грамматические категории глагола:
-вид
-переходность
-наклонение
Слайд 123Глагол
-время
-лицо
-число
Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением
Слайд 124Глагол
Инфинитив- начальная форма глагола
В предложении он может быть:
-подлежащим
-дополнение
-определением
-сказуемым
Инфинитив имеет вид, переходность,
возвратность
Слайд 125Глагол
Несовершенный вид: что делать?
Длительное действие.
Совершенный вид: что сделать?
Законченное действие
Глагол +
сущ. в В.п. без предлога – это переходный глагол.
Остальные глаголы непереходные
Слайд 126Глагол
Возвратный глагол с СЯ- СИ на конце
Наклонение глагола
1 ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ (реальное дейст.)
2Условное(
желаемое дейст.)
3Повелительное(побуждение к действию)
Слайд 127Спряжение глагола
I- на –ЕТЬ, ОТЬ, ЫТЬ, ЯТЬ,УТЬ+ брить, стелить
Окончания:
1 -у(ю0
-ЕМ
2 -ЕШЬ -ЕТЕ
3 -ЕТ -УТ(ют)
Слайд 128Спряжение глагола
II - все на –ИТЬ(кроме 2-х), 4 на- АТЬ,
7 на
–ЕТЬ
Окончания:
1 -У(Ю) -ИМ
2 -ИШЬ -ИТЕ
3 -ИТ -АТ(ЯТ)
НА ДОМ: пар.48, 49 Упр. 264, 265
Слайд 129Урок № 24/48
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛА
ТЕСТ № 17 « ГЛАГОЛ»
НА ДОМ: пар.48,
49 Упр 283, 284
Слайд 130Урок № 25/49
ПРИЧАСТИЕ КАК ФОРМА ГЛАГОЛА
Признак предмета по действию
Признаки глагола:
-время
-вид
-переходность
-возвратность
Слайд 131Причастие
Признаки прилагательного:
-род
-число
-падеж
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ-
Обозначают действия того предмета, который действует сам(читающий)
Слайд 132Причастие
СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ
Обозначает действие того предмета, над которым производится действие
(прочитанный)
ИТОГ: причастие
образуется от глагола,
Поэтому это форма глагола
НА ДОМ: пар.50, 51 Упр.294, 295, 298
Слайд 133Урок № 25/50
Образование причастий. Суффиксы причастий
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
Настоящее время:
Глагол наст. вр.+ ущ(ющ)
1 спр
ащ(ящ) 2 спр.
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ:
Глагол прош. вр.+ вш, ш
Слайд 134Причастие
Страдательные причастия
Настоящее время:
Глагол наст. вр.+ ОМ, ЕМ 1 спр
ИМ 2 спр
Прошедшее время
Глагол прош. вр + НН, ЕНН, Т
Слайд 135Н-НН в причастии
Пиши Н:
ПИШИ НН:
-нет приставки -есть приставка
-нет суффикса -есть суффикс
-нет зависимого -есть зависимое
слова слово
-в кратком от бесприставочн.
страдат. прич. Глаг. Сов.в.
Слайд 136Н- НН в причастии
Запомнить: данный, купленный, брошенный, решённый
НЕ с причастием
СЛИТНО:
1 без
НЕ не употребляется
2 нет приставки
Слайд 137Причастие
3 Нет суффикса
4 Нет зависимого слова
5 нет противопоставления с А
РАЗДЕЛЬНО:
1 есть
приставка
2 есть суффикс
3 есть зависимое слово
Слайд 138Причастие
4 есть противопоставление с А
5 С причастием в краткой форме
НА ДОМ:
пар.50, 51, 52 Упр. 297, 299
Слайд 139Урок № 26/51
Павописание причастий
См. таблицы (25/50)
НА ДОМ: пар. 50, 51, 52.УПр
296
Слайд 140Урок № 26/52
ТЕСТ № 18 «Причастие»
НА ДОМ: пар.50- 52 УПр.297, 299
Слайд 141Урок № 27/53
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Неспрягаемая неизменяемая форма глагола. Обозначающая добавочное действие.
Вопросы: Как? Что
делая? Что сделав?
Грамматические признаки:
Вид, переходность, неизменяемость,
В предложенииобстоятельство.
Слайд 142Деепричастие
Образование деепричастий
Несовершенный вид:
Глагол наст. Вр.+А, Я
Совершенный вид:
Основа инфинитива + В, ВШИ,
ШИ
НА ДОМ: пар. 53, Упр 303
Слайд 143Урок № 27/ 54
Правописание деепричастия
НЕ с деепричастием пиши раздельно, кроме слов,
которые без НЕ не употребляются(ненавидя, негодуя)
НА ДОМ: пар. 53 Упр 304
Слайд 144Урок № 28/55
НАРЕЧИЕ
Наречие- неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, предмета или
признака
ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЧЕМ? И КАК?
КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?
Слайд 145Наречие
Разряды наречий
I ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ:
Место, время, условие, причина, цель
II ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ:
Образ действия, мера и
степень действия
Слайд 146Наречие
Образование степени сравнения наречия
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ:
Наречие на –О + ЕЕ, ЕЙ, Е,
ШЕ
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ:
Наречие в сравнительной
Степени + ВСЕХ (громчЕ ВСЕХ)
Слайд 147Правописание наречий
СЛИТНО:
1предлог + сущ,, прилаг., числит.
(сгоряча, натрое)
2в словах, не употребляемых без
предлога (впотьмах, вдребезги)
3 наречия с пространственным и временным значением(вниз, наконец)
Слайд 148Правописание наречий
РАЗДЕЛЬНО:
1 слова, сохранившие падежные формы
(под мышку)
2 Наречие, образованное путём
повтора
существительного(дурак дураком)
3 Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласной буквы( без устали)
Слайд 149Правописание наречий
4 Наречия, образованные от существительных множ. Числа( на глазах)
ДЕФИС:
1 приставка
ПО + суф. ОМУ, ЕМУ, И
2 приставка В(во) + суф. ЫХ, ИХ
3 повтор слов(еле –еле)
4 КОЕ, ТО, ЛИБО, НИБУДЬ
Слайд 150Наречие
НА ДОМ: пар.54, 55 Упр.309, 316, 317
УРОК № 28/56
ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
ТЕСТ №
19, 20 «Наречие»
НА ДОМ : пар. 54, 55.Упр.315, 317
Слайд 151Урок № 29/57
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Выражают состояние человека, окружающей среды, оценку действий
ОТЛИЧИЕ
слов категории состояния откратких прилагательных и наречий:
Ка. Сост. Кр прилаг. Наречие
Сказуемое Часть составн.Обстоятельс.
В безл. пр. сказ. В 2сост. Пр.
Слайд 152Категория состояния
НА ДОМ: пар. 56 Упр.322
УРОК № 29/58
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 4
По
теме» МОРФОЛОГИЯ»
Слайд 153УРОК № 30/59
ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Предлог – служебная часть речи, выражающая
отношения между словами в словосочетании:
-пространственные(до, вокруг, из, над, под)
-временные(с, до, к, в, за)
Слайд 154Предлог
-причинные ( вследствие, благодаря, ввиду)
-целевые(на, за, для)
Группы предлогов:
I по структуре( простые
и сложные)
II по происхождению : непроизводные и производные, наречные, отыменные, деепричастные)
Слайд 155Правописание предлогов
1 Предлоги со словами пишутся раздельно.
2 Производные предлоги( в виде,
в заключение, в течение, в продолжение) пишутся раздельно.
3 Производные предлоги( вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу) пишутся слитно
Слайд 156Правописание предлогов
4 Сложные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис
НА ДОМ:
пар.57, 58, Упр328, 332
Слайд 157Урок № 30/60
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ
Таблицы(Урок № 30/59)
ТЕСТ № 21 « ПРЕДЛОГ»
НА
ДОМ: пар. 57, 58. Упр332
Слайд 158Урок № 31/61
СОЮЗ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Союзы- служебные слова, служащие для связи
однородных членов и простых предложений в составе сложного.
По происхождению союзы делятся на:
Производные и непроизводные
Слайд 159СОЮЗ
По структуре – на простые и составные
По синтаксической функции –на
Сочинительные и
подчинительные
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
1Соединительные(и, да, ни-ни, тоже, также)
2 Противительные(а, но, да, однако, зато)
Слайд 160СОЮЗ
3 Разделительные(или, либо, то-то, не то- не то)
Подчинительные союзы:
Что, чтобы, пока,
едва, когда, если, потому что, так как, как, как будто, хоть, пускай, пусть, словно, точно и др.
Относительные местоимения и наречия, которые служат для связи простых предложений в сложное, называются союзными словами.
Слайд 161Союз
НА ДОМ: пар. 59, 60, Упр337
УРОК № 31/62
ТЕСТ № 22 «СОЮЗ»
НА
ДОМ: пар. 59, 60 Упр.338
Слайд 162Урок № 32/63
Частица. Междометие
Частицы- служебные слова, которые придают дополнительные смысловые оттенки
словам и предложениям.
Разряды частиц:
1 восклицательные( как, что за)
2вопросительные(разве, неужели, ли)
Слайд 163Частицы
3 указательные(вот, вон)
4 усилительные(даже, ведь, только, лишь)
5 уточняющие( именно, точно, почти)
6
отрицательные(не, ни)
7утвердительные(да, точно, так)
Слайд 164Частицы
Правописание частиц
1 Раздельно:
Бы, ли, же, будто, мол, ведь, вот
2 Дефис:
То, либо,
нибудь, кое, таки, тка, ка, де
НА ДОМ: пар.61-63 Упр 340
Слайд 165Урок № 32/64
НЕ-НИ с разными частями речи
ТЕСТ № 23 «НЕ-НИ с
разными частями речи»
НА ДОМ: пар. 65.Упр352
Слайд 166Урок № 33/65
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
№ 5 ЗА КУРС 10-го КЛАССА
Урок №
33/66
Анализ контрольного диктанта
На дом задания по карточкам
Слайд 167Урок № 34/67
Повторение и обобщение изученного.
Итоговый тест по всему курсу
УРОК
№ 34/68
Анализ теста. Работа над ошибками