Слайд 1
Художественное описание
Картины К.Ф. Юона
«Мартовское солнце»
(Урок русского языка в 8 классе)
Слайд 2
Цели:
1. обучать словесному описанию картины;
2. развивать связную речь учащихся;
3. учить умению
высказывать мысли,
используя безличные предложения;
4. развивать чувство прекрасного.
Слайд 3
Как счастье внезапное – оттепель эта.
Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не
начало весны, а предвестье,
и даже ещё не предвестье – намёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.
Вероника Тушнова
Слайд 5
Портреты жены художника Клавдии Алексеевны Юон
Слайд 6
А.С. Пушкин
«Пушкин на прогулке верхом»
Слайд 7
«Васильки в луче солнца»
Как много полевых цветов,
Их все лишь единицы знают,
А
вот про брызги васильков
Стихи и песни сочиняют.
Растут они среди полей,
Где колосятся зерновые,
Как синий океан во ржи,
Такие милые, родные.
Кокарев Владимир
Слайд 8
«Августовский вечер. Последний луч»
Слайд 11
«Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры»
Слайд 13
«День Благовещения»
Больной, усталый лед,
Больной и талый снег...
И все
течет, течет...
Как весел вешний бег
Могучих мутных вод!
И плачет дряхлый снег,
И умирает лед.
А воздух полон нег,
И колокол поет.
От стрел весны падет
Тюрьма свободных рек,
Угрюмых зим оплот,-
Больной и темный лед,
Усталый, талый снег...
И колокол поет,
Что жив мой Бог вовек,
Что Смерть сама умрет!
Д.С. Мережковский
Слайд 15
«Апрельское утро» 1903
Чем солнце зимнее теплее,
Тем ослепительней снега;
А нагота ветвей в
аллее
Все так же мертвенно строга.
Хоть не сдают еще морозы —
Но жизни чуется прилив,
И светлые роятся грезы,
Печаль унылую сменив.
Назло зиме, где в полдень жарче,
Уж тает ледяной наряд,
И капли с крыш алмазов ярче
Слезами счастия горят.
К.Р.
Слайд 16
«Начало весны» 1935
Я вижу тебя, весна,
В моё двойное окошко.
Ещё ты не
очень красна
И даже грязна немножко.
Пока ещё зелени нет.
Земля точно фото двухцветна,
И снег только ловит момент
Исчезнуть от нас незаметно.
В. Шаламов
Слайд 17
«Майское утро.
Соловьиное место»
Быстро тают снега, побежали
ручьи,
И
теплей небеса засинели…
Вот недолго еще – прилетят
соловьи,
Зазвучат их влюбленные трели.
Все-то, все тебя ждут,
не дождутся, весна!
Жду и я наболевшей душою,
Чтобы лес зашумел,
пробужденный от сна,
Разукрашенный яркой листвою.
Сколько раз этот шум,
как ему я внимал,
На меня навевал примиренье;
Я сильнее любил,
я полнее прощал,
Затихало в груди озлобленье.
А.Н. Плещеев
Слайд 19
Весна разлилась по лужицам,
Воробей по-весеннему кружится,
Сосулька слезливо сосулится,
Гудит по-весеннему улица.
Эй, сердце,
стучи по-весеннему!
Стучи же, стучи, строптивое!
Смерть всему тускло-осеннему!
Да здравствует всё красивое!
Павел Коган
Слайд 21
Какие приметы ранней весны отражены в пейзаже?
Слайд 22
Живописец запечатлел на полотне то состояние
природы, когда еще не
растаяли сугробы и хрустит
под сапогами снег, но в ярко-голубом небе,
в прозрачном воздухе уже носится едва уловимое
ощущение весеннего тепла.
Март – это особый месяц, когда весна только
вступает в свои права. На обочинах еще лежит
подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского
солнца и незаметно тает.
Но все понимают, что мартовское солнце – это
обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.
Слайд 23
Что вы видите на переднем плане картины?
Слайд 24
На переднем плане художник изобразил двух
деревенских ребятишек на лошадях.
Они
вносят в картину жизнь и движение.
Снег отчетливо оставляет следы лошадиных
копыт, и кажется, будто мы слышим потрескивание снежных корок. Крестьянские ребятишки только что выехали из села.
Мы видим, что позади радостно лает черный пес, играясь с чьим-то отбившимся от двора ярко-рыжим жеребенком, будто призывая его вернуться назад, домой.
Слайд 25
Какое сочетание красок использует автор?
Слайд 26
В центре картины стройные белоствольные берёзы.
От деревьев падают длинные синеватые
тени.
Мартовские лучи золотят и ослепляют крыши домов
и голые верхушки деревьев.
Небо налито ярко-лазурным цветом, из-за этого
полотно приобретает неимоверную яркость красок!
Прозрачные снежно-белые тучки, не спеша, плывут
над деревьями.
Яркие краски полотна - сочетания голубого,
золотистого, розового, сиреневого – помогают
живописцу передать ощущение первого весеннего
тепла и света.
Все это вместе задает тему пейзажа – тему
радостного и торжественного пробуждения природы.
Слайд 27
Какие детали организуют композицию картины?
Слайд 28
В своей картине художник по - новому трактует
традиционный русский
пейзаж.
Красочная декоративность не исключает
пространственной глубины, жизненности.
Обычная для Юона ритмическая построенность
композиции отличается здесь особым
совершенством. Художник сознательно
выделяет стволы высоких тополей, их величаво
раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие
детали.
Слайд 29
С какой целью в пейзаж включена жанровая сцена?
Слайд 30
Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины.
Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.
Слайд 31
Каково настроение, вызванное картиной?
Слайд 32
Эта картина о том своеобразном
настроении, которое испытывает каждый
человек
в конце зимы. Всё истомилось.
Всё ждёт тепла и света, но как же жаль
уходящей зимы с её красотой, с её забавами.
Радостно ждать и ощущать приближение
весны. В воздухе висит бодрый весенний дух,
вся картина насквозь пронизана им. Хочется
во всю грудь вдохнуть скрипучий морозный
мартовский воздух!
Слайд 33
Примерный план сочинения
I К.Ф. Юон – мастер пейзажа.
II.Сюжет картины «Мартовское солнце».
А)
Приметы ранней весны, отраженные
в пейзаже.
Б) Передний план картины.
В) Сочетание красок, используемое
автором.
Г) Детали, организующие композицию
картины.
Д) Цель включения в пейзаж жанровой сцены.
III. Настроение, вызванное картиной.
Слайд 34
1.Написать сочинение описание по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
2.Написать сочинение-миниатюру «Весна», навеянное
картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
3.Написать сочинение эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему) по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце», опираясь на слова художника «Счастье художника-живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него»( на выбор)