Слайд 1Обобщение и систематизация изученного по теме: «Деепричастие»
Подготовка к контрольному диктанту
Урок русского
языка
в 7 классе
Николаева Рита Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Белебея
Слайд 2Цели урока
Образовательная:
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; выработка
практического умения находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нём.
Развивающая:
Способствовать развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления, речи.
Воспитательная:
Формирование коммуникативных умений.
Слайд 3План урока
1.Организационный момент.
2.Синтаксическая пятиминутка.
3.Цифровой диктант.
4.Работа с текстом.
5. Применение знаний и умений
в новой ситуации.
6. Контроль усвоения знаний. Мини-тест.
7.Игра на быстроту реакции и внимания.
8. Самостоятельная работа.
9.Итог урока.
10.Домашнее задание.
Слайд 4Синтаксическая
пятиминутка
Дымов ежегодно ездил по различным интересным частям Африки с терпением
изучая её.
Слайд 5Вопросы для беседы
Выделите грамматическую основу предложения.
Какое это предложение?
Чем осложнено это предложение?
Какие
знаки препинания Вы поставите? Объясните их постановку?
Устно произведите морфологический разбор деепричастия.
Теперь из первых букв каждого слова составьте новое слово.
Слайд 7Цифровой диктант
Если Вы согласны с моим утверждением, поставьте «1», если нет
– «0».
Утверждения:
Деепричастие - самостоятельная часть речи.
Деепричастный оборот выделяется запятыми, только когда стоит после определяемого слова.
Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно.
Деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельством.
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЯ?
Слайд 8Ответы
к цифровому диктанту
10 10 10
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
0 ошибок –
«5»
1 ошибка– «4»
2-3 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
Слайд 9Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните задания.
Пр..дчу(?)ствуя (не)приятную встречу ворча и
оглядываясь Каштанка вошла в маленькую комнату и в страхе попятилась назад. Она увид..ла нечто (не) ожида(н,нн)ое и стра(н,нн)ое. Пр..гнув к земле шею и голову растопырив крылья и шипя на неё ш..л серый гусь. В стороне от него л..жал белый кот. Увид..в Каштанку он в..кочил выгнул спину и зашипел. Собака и..пугалась но (не)желая выдавать своего страха громко зала..ла. Кот ещё сильнее выгнул спину зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отск..чила и накл..няя к коту морду з..лилась визгливым лаем. Гусь подошёл сзади и ударил её клювом в спину.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Из какого произведения взят этот отрывок? Кто его автор?
3. Графически обозначьте деепричастные обороты и те слова, к которым они относятся.
4. Выпишите все деепричастия и укажите их вид.
6. Выпишите из последнего предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.
7.Выпишите из первого предложения грамматическую основу
8. Выполнить морфологический разбор деепричастий из первого предложения
Слайд 10Применение знаний и умений в новой ситуации.
Конструирование предложений с деепричастными оборотами.
-
Замените глаголы деепричастиями. Запишите предложения с деепричастными оборотами. Задание выполняется по вариантам: 1 вариант изменяет глагол в предложении, 2 вариант – второй.
1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.
2. Снег ложится на землю и покрывает ее пушистым ковром.
3. Природа как будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
4. Мы возвращались после прогулки и долго вспоминали красоту зимнего леса.
Слайд 11Речевые нормы употребления деепричастных оборотов.
- Какое правило нужно помнить, используя деепричастия
в предложениях? (Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, должны относить к одному и тому же лицу.)
Разбор речевых ошибок на примере предложений.
А) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Б) Просыпаясь по утрам, в своей кровати мальчик спрыгивал босиком на пол и бежал к окну.
В) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
Слайд 12Контроль усвоения знаний.
Мини-тест.
- В каждом примере выберите правильное продолжение предложения.
1.
Приехав в деревню…
а) весь сад был в снегу; б) я застал весь сад в снегу.
2. Возвращаясь домой…
а) я попал под снегопад; б) начался снег.
3. Выйдя на улицу…
а) ему стало холодно; б) он почувствовал холод.
Слайд 13Игра на быстроту
реакции и внимания
КНАЕУЮБАИКВЮ
НЖЭЭКЕЖФГОДИКУФЯИ
НЙЕДУЗВИГЙАЯЗСЬУ
ДМНЕМУСАТЛОДЛЯАВ
СНЮЕВЗСИЮРАППЯ
Как можно быстрее из каждой строчки
исключите лишь те буквы, которые повторяются; запишите правильно получившиеся слова. Выделите суффиксы получившихся деепричастий.
Слайд 14Ответы
НЕ УБИВ
НЕГОДУЯ
НЕ ДВИГАЯСЬ
НЕ УСТОЯВ
НЕВЗИРАЯ
Слова какой части речи получились у Вас?
Объясните
правописание НЕ с деепричастиями.
Слайд 15Самостоятельная работа
Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия;
расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы.
I вариант
По ясному небу н..слись (не закрыть) со.нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черемуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звездах мы думаем и о земном.
II вариант
Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звездоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с нее позолоту и плывут дальше уже (окрасить).
Слайд 16Итоги урока
Рефлексия.
- Сделайте вывод о роли деепричастий в речи.
- Какое задание
на уроке у вас вызвало затруднение ?
- Какое задание вам показалось самым легким?
Слайд 17Домашнее задание
Подготовиться
к контрольному диктанту по теме «Деепричастие» и выполнить упр.
192.