Слайд 1
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но
помните, чтобы вопрос вас не подвел:
Я по значению похоже на глагол!
П. Чесноков
Слайд 2Лось выб.жал на опушку заросшую кустарником и, не останавливаясь, (на)правился к
реке блестевш.. в лучах зах.дящ.. солнца. Вода сл.пила глаза ,озаряя всё вокруг своим ярк.. блеском.
Задание: записать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания и выписать слова, обозначающие основное действие и добавочное.
Слайд 3
Проблема: какими признаками обладает причастие?
Слайд 4Работа в группах
Задания: проведя исследования, сравнить, проанализировать и прийти к выводу
о том, какими признаками обладает деепричастие.
Слайд 5ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ДЕЕПРИЧАСТИЯ
ОСОБЕННЫЙ
ОТМЕРЬ
РАССМЕЯВШИСЬ
ТРЕПЕЩУЩИЙ
ДОПОЛНЕННЫЙ
УЗНАЛ
ПРИПЕВАЮЧИ
ПРИКАЗАЛ
НАРИСОВАННЫЙ
ИСЧЕЗАЯ
Слайд 6Образуйте от глаголов деепричастия
уважать
расположиться
сыграть
стучать
Слайд 7Анализ текста
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и
встречаясь
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем,
Быстром Лодоре!
(Р.Саути)
Слайд 8
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему текста.
3. Каков тип и стиль текста?
4.
Какую роль играют в данном тексте деепричастия?
5. Вы, наверное, обратили внимание на наличие в словах дрожащих, свистящих и шипящих согласных. С какой целью автор использовал этот прием в тексте?
6. Понаблюдайте над количеством слогов в строке, расположением слов в тексте, внешним видом стихотворения. Случайно ли так построен текст?
Слайд 9Тест.
1. Что обозначает деепричастие?
А) Основное действие
Б) Признак предмета по его
действию
В) Признак действия
Г) Добавочное действие
2. Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?
А) Глагола и прилагательного
Б) Глагола и наречия
В) Глагола и существительного
Г) Глагола и числительного
Слайд 10
3. Выделите деепричастие:
А) закрыт
Б) закрывшийся
В) закрыв
4. Определите вид деепричастий: рассказав, позвонив, подъехав,
не заметив
А) совершенного вида
Б) несовершенного вида
Слайд 11
5. Укажите суффиксы деепричастия:
А) –вши- Б) –ш- В) –ящ- Г) –а-
6.
В каких предложениях есть деепричастный оборот?
А) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
Б) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.
В) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
Г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
Слайд 12Проверь
1 г
2 б
3 в
4 а
5 а, г
6 б, г
Слайд 13Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал…
Мне особенно понравилось…
Я могу себя похвалить
за…