Презентация, доклад урока русского языка в 9 классе на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Содержание

Пятнадцатое декабря. Классная работа.находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;различать придаточные определительные от местоимённо-определительных; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; правильно расставлять знаки препинания (выделять

Слайд 1Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Н.И. ИСАЕВА , учитель русского языка и литературы.
2019

г.

Урок в 9 классе

МКОУ
«Геджухская СОШ»

Сложноподчиненное предложение  с придаточным  определительнымН.И. ИСАЕВА ,  учитель  русского языка  и литературы.2019

Слайд 2Пятнадцатое декабря. Классная работа.
находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

различать придаточные определительные

от местоимённо-определительных;
производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
правильно употреблять в речи данные виды предложений;
правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Цели урока:

формирование умений :

Пятнадцатое декабря. Классная работа.находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;различать придаточные определительные от местоимённо-определительных; производить их синонимическую

Слайд 3Девиз урока:
«Всё простое- это не просто, сложное не так уж и

сложно…»
И. Николаев
Девиз урока:«Всё простое- это не просто, сложное не так уж и сложно…»И. Николаев

Слайд 4Сложные предложения
бессоюзные
?
ССП
??
союзные
СПП?

Сложные предложениябессоюзные?ССП??союзныеСПП?

Слайд 5 Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините

их между собой стрелками.
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

Слайд 7По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основных группы,

которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения:


изъяснительные

обстоятельственные

Виды сложноподчиненного предложения

Определительные

По значению и строению сложноподчиненные предложения делятся на три основных группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных

Слайд 8Работа с таблицей
1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ,

РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.
КАКУЮ?
…СУЩ., (КОТОРАЯ…)

2. БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.
КАКОМУ?
…СУЩ., (ГДЕ…)

3. УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.
…СУЩ., (КУДА…)
КАКОЙ?

4. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.
КАКУЮ?
…СУЩ., (ЧТО…)
Работа с таблицей1. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.КАКУЮ?…СУЩ., (КОТОРАЯ…)2. БОЛЬШИМИ

Слайд 9Работа с учебником

Работа с учебником

Слайд 10Работа с учебником

Работа с учебником

Слайд 11

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.



Язык,

который человек усваивает в раннем детстве, называют родным.
Язык, что человек усваивает в раннем детстве, называют родным
Тот я зык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным

усваиваемый

человеком в раннем

детстве

Язык, что
человек усваивает
в раннем детстве,
называют родным.

Язык, который
человек усваивает
в раннем детстве,
называют родным.

Тот язык, который
человек усваивает
в раннем детстве,
называют родным.

=

причастный
оборот

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.   Язык, который человек усваивает в раннем детстве,

Слайд 12Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.

Язык, который
человек усваивает
в

раннем детстве,
называют родным.

=

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

Язык, усваиваемый человеком в раннем детстве ,называют родным.Язык, которыйчеловек усваивает в раннем детстве, называют родным.=  ГРАММАТИЧЕСКИЕ

Слайд 14К сущ.
Определи-
тельное

Какой?
Чей?

Какой
который
каков
чей
кто
что
где

Виды придаточных предложений

К сущ.Определи-тельноеКакой?Чей?Какойкоторый каков чейкточтогдеВиды придаточных предложений

Слайд 15 Язык, который человек усваивает в

раннем детстве ,

называют родным.

с.сл.

Примеры

Язык, который человек усваивает в  раннем детстве , называют родным.с.сл.Примеры

Слайд 16Тот язык, который человек
усваивает в раннем детстве,
называют родным
ТОТ
Указательные

слова

тот

такой

таков

все

каждый

всякий

любой

Тот язык, который человек усваивает в раннем детстве, называют родным ТОТУказательные словатоттакойтаков всекаждыйвсякий любой

Слайд 17Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают

на вопросы определений: …………..
К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи ………………
Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят ВСЕГДА …….. определяемого слова.

существительному

союзных слов

после

КАКОЙ?ЧЕЙ?

Сложноподчиненное предложение
с придаточным определительным.

Придаточные определительные относятся к ……………………в главной части сложноподчиненного предложения и отвечают на вопросы определений: …………..	К главной части

Слайд 18В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?
1)Хор птичьих голосов,

который доносился из лесу, поразил мой слух.
2)Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3)Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
4)Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!


4)Но ведь есть же
на белом свете
те далёкие края,
к которым так стремятся
перелётные птицы!

В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным оборотом?1)Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой

Слайд 19Редактирование
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».
2.

Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
Редактирование1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».2. Наташа отдала телеги раненым, на которых

Слайд 20Проверь себя Проверь себя:
1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна»,

висит на стене.
2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.
Проверь себя    Проверь себя:1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене.2.

Слайд 21Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на

тех , кто пел неверно , и едва заметным трепетанием протянутой ладони сдерживал увлекающихся.

Давайте разберёмся!

[

]

(

)

Он делал то страшные, то ласковые и одобрительные глаза, шипел на тех , кто пел неверно ,

Слайд 22Сложноподчинённые предложения
с придаточными местоимённо-определительными

Сложноподчинённые предложения с придаточными местоимённо-определительными

Слайд 23Признаки придаточного
местоимённо-определительного
1. Относится к местоимению в главной части.
2. Отвечает на

вопросы какой именно? кто именно?
3. Присоединяется к главной при помощи союзов (как, словно, как будто, что, чтобы) и союзных слов (кто, что, какой, каков, который, чей).
4. Может стоять и после главной части, и перед ней.

Признаки придаточного местоимённо-определительного1. Относится к местоимению в главной части.2. Отвечает на вопросы какой именно? кто именно?3. Присоединяется

Слайд 24Рефлексия
Стимул:
Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался вопрос

о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?
Задание: Составьте план рассказа.

Рефлексия Стимул:Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными

Слайд 25Домашнее задание.
1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану
2.

Задание по выбору:
1. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.
2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 2)
3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)

Домашнее задание.  1. Выучить § 22– стр. 69-70 или по плану2. Задание по выбору:1. Из худ.

Слайд 26Научились:
находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

различать придаточные определительные от местоимённо-определительных;
производить

их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
правильно употреблять в речи данные виды предложений;
правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Итоги урока

Научились:находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;различать придаточные определительные от местоимённо-определительных; производить их синонимическую замену там, где

Слайд 27Спасибо за работу!
Молодцы!

Спасибо за работу!Молодцы!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть