Презентация, доклад урока русского языка на тему: Двоеточие в БСП

Содержание

Повторение орфографических правилI спряжение II спряжение

Слайд 1 Двоеточие в БСП

Двоеточие в БСП

Слайд 2Повторение орфографических правил
I спряжение

II спряжение

Повторение орфографических правилI спряжение             II

Слайд 3 Графический диктант:
Запишите предложение, вставьте необходимые пунктуационные знаки, пропущенные орфограммы и составьте

схему:
Наташа (не) интересовалась тем что говорил доктор она вид… ла эти страшные более для нее (не)сомненные нравстве(н,нн)ые признаки.



Графический диктант:Запишите предложение, вставьте необходимые пунктуационные знаки, пропущенные орфограммы и составьте схему:Наташа (не) интересовалась тем что

Слайд 4 Синтаксическая разминка. Поставьте знаки препинания. Объясните.
Ветры сушили обнажали опечаливали землю.
Ветры сушили и

опечаливали землю.
Много веков сушили эту землю ветры и калило солнце.
Сушили эту землю ветры и калило солнце пока она не стала такой твердой.

Эту землю сушили ветры и когда наступало лето калило солнце.
Эту землю сушили ветры и когда наступало лето то калило солнце.
Синтаксическая разминка.  Поставьте знаки препинания. Объясните.Ветры сушили обнажали опечаливали землю.Ветры сушили и опечаливали землю.Много веков

Слайд 5Проверь себя!
Ветры сушили, обнажали, опечаливали землю.

Ветры сушили и опечаливали землю.

Много веков

сушили эту землю ветры и калило солнце.


Сушили эту землю ветры и калило солнце, пока она не стала такой твердой.

Эту землю сушили ветры, и, когда наступало лето, калило солнце.

Эту землю сушили ветры, и когда наступало лето, то калило солнце
Проверь себя!Ветры сушили, обнажали, опечаливали землю.Ветры сушили и опечаливали землю.Много веков сушили эту землю ветры и калило

Слайд 6Проблемная ситуация
1. В доме отключили электричество
поработать на компьютере не удалось.

2. Поработать

на компьютере не удалось в доме отключили электричество .
Проблемная ситуация1. В доме отключили электричествопоработать на компьютере не удалось.2. Поработать на компьютере не удалось  в

Слайд 7Анализ синтаксических конструкций
1.[Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).



2. [Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов).


3. [Любишь кататься] — [люби и саночки возить] (пословица)

4. [Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек две старые трешницы, получил билеты]
(Ю. Нагибин)
Анализ синтаксических конструкций1.[Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин). 2. [Я несчастлив]: [каждый день гости]

Слайд 8 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока?

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока?

Слайд 9 Цели и задачи урока:
Продолжить изучение БСП.

Узнать, в каких случаях в предложениях

этого типа необходимо ставить двоеточие.

Повторить изученные орфографические правила.




Цели и задачи урока: Продолжить изучение БСП.Узнать, в каких случаях в предложениях этого типа необходимо ставить

Слайд 10Укажите верные утверждения


Повторение.
Чтобы разобраться в новом материале этого урока, нужно знать, на какие виды делятся СП в зависимости от способа связи между частями, а также в каких случаях между частями сложного предложения ставится запятая и точка с запятой.
Укажите верные утверждения              Повторение.Чтобы

Слайд 11КЛАСТЕР
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,

которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

КЛАСТЕРЭто способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту

Слайд 12Мозговая атака
Знаю Хочу

узнать Узнал

КЛАСТЕР
1 э т а п: Подумайте и запишите все, что вы знаете или думаете по данной теме.

2 э т а п: Обмен информацией.

По теме БСП

Мозговая атака Знаю        Хочу узнать

Слайд 13Виды СП по виду связи между частями:

СП
Союзные
Бессоюзные
ССП
СПП




Виды СП по виду связи между частями:СПСоюзныеБессоюзныеССПСПП

Слайд 14Типы сложных предложений

Типы сложных предложений

Слайд 15Двоеточие
Вам известно, что между частями БСП может стоять запятая, точка

с запятой, тире и двоеточие. Прошлый урок был посвящён первым двум знакам, а на этом уроке мы познакомимся с правилами постановки двоеточия. Выбор знака зависит от значения частей предложения. Существует 3 случая, когда между частями БСП необходимо поставить двоеточие.
Стр.136 учебник. Работа в парах
Двоеточие Вам известно, что между частями БСП может стоять запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Прошлый

Слайд 16Обратите внимание на таблицу, с помощью которой можно определить знак

между частями БСП:
Тире ставится, если в предложение можно вставить союзы: А, НО, КОГДА, ЕСЛИ или ТАК ЧТО.
Двоеточие ставится, если можно вставить союзы: ПОТОМУ ЧТО, А ИМЕННО, ЧТО.
Используя таблицу, вставьте необходимые знаки в предложения
Обратите  внимание на таблицу, с помощью которой можно определить знак между частями БСП:Тире ставится, если в

Слайд 18Закрепление Двоеточие в БСП:
1.Если вторая часть указывает на причину того, что описано

в 1-й части, например:
Но она (Наташа) даже не была благодарна ему за его нежность : ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием. (Л.Н.Толстой)
В это предложение можно вставить союз потому что.
Закрепление Двоеточие в БСП:1.Если вторая часть указывает на причину того, что описано в 1-й части, например:Но она

Слайд 19 2. Если после 1-й части следует пояснение того, о чём идёт

речь в 1-й части, например:

Двоеточие
Для этого нужно было сделать самое простое и легкое : не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы Москве на всю армию. (Л.Н.Толстой)
В этом случае в предложение можно вставить союз а именно.

2. Если после 1-й части следует пояснение того, о чём идёт речь в 1-й части,

Слайд 20

Двоеточие
3. Если 2-я часть имеет значение дополнения и перед ней можно вставить союз что.
Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо. (Л.Н.Толстой)
В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое и увидел или и услышал.
Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал». (Л.Н.Толстой)
Двоеточие3. Если

Слайд 21ФИЗМИНУТКА
РЕЛАКСАЦИЯ

ФИЗМИНУТКА РЕЛАКСАЦИЯ

Слайд 22Игра:
А сейчас поиграем







Игра:  А сейчас  поиграем

Слайд 23 Из данных пяти пословиц выпишите выделенные слова и составьте их них

шестую. Изменять слова не нужно.


Бывает и на старуху проруха.
Без кота мышам масленица.
Не в бровь, а в глаз.
Не было печали, так черти накачали.
Радость горю не попутчик.

Из данных пяти пословиц выпишите выделенные слова и составьте их них шестую. Изменять слова не

Слайд 24Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков

препинания в каждом нижеуказанном случае

А. Анатомическо-арифметический парадокс.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

Б. Рогатый скот?!
На нашей ферме много рогатого скота: лошадей, свиней.

В. Охотники и рябчики.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Г. Солнце блеяло?!
Когда солнце село с блеяньем и ревом, прошло стадо.

Д. Скамейка ждала подругу?
Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания  в каждом нижеуказанном случаеА.

Слайд 25Подведение итогов

Двоеточие ставится:
УЗНАЛ

1) причины Значения 2) пояснения 3) дополнения
Подведение итоговДвоеточие ставится:УЗНАЛ         1) причины Значения 2) пояснения

Слайд 26Работа с тестом
I а) Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно

дотронешься до ствола березы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол березы остается прохладным. (Ю. Дмитриев)
б) Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь. (Б. Полевой)
в) Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение. (Л. Соболев)
г) Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. (М. Лермонтов)
II а) Ей [Поле] повезло: за исключением автоцистерны с залепленным передним стеклом да трех мотоциклистов, со свистом проскользнувших мимо, никто не попался ей, не остановил ее за всю ночь. (Л. Леонов)

б) Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
(М. Лермонтов)
в) Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (А. Пушкин)

г) Алексей лежал и думал: в Камышине мутные ручьи бе­гут вдоль раскисших от грязи тротуаров по сверкающим булыж­ником мостовой, пахнет отогретой землей, свежей сыростью.
(Б. Полевой)

В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом:

Работа с тестомI	а)  Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола березы, заметишь странное

Слайд 27 В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие, т.к. второе

поясняет первое:

I а) Наступал вечер шел дождь с севера порывисто дул ветер. (М. Горький)

б) К первому дню праздника все было готово картины развешены, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зеленых бочек. (В. Катаев)
в) Поезд ушел быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума. (А. Чехов)
г) Вечерами возле сруба все население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается. (Ю. Грибов)
II а) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом. (И. Тургенев)

б) Вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт. (Г. Федосеев)
в) Со мною вот что происходит
Ко мне мой старый друг не ходит,
А ходят в праздной суете
Разнообразные не те. (Е. Евтушенко)
г) В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул. (И. Гончаров)

В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие, т.к. второе   поясняет первое:I	а) Наступал вечер

Слайд 28В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя

один из его членов

I а) Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани. (С. Есенин)
б) Алексей помнит лежит он в маленькой темной земляной норе; слегка чадя, потрескивая и роняя искры, горит воткнутая в стену лучина. (Б. Полевой)
в) Волки хорошо знали на гладком речном льду копытное животное не способно сопротивляться. (Г. Федосеев)
г) Вдруг мужики с топорами явились
Лес зашумел, застонал, затрещал. (И. Некрасов)
II а) Понял Дегтяренко осмотр дал невеселые результаты и дела его приятеля плохи. (Б. Полевой)
б) Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!
(Б. Полевой)
в) Ехали сюда рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин)
г) Хуже было другое расцепив отекшие руки, он почувст­вовал, что не может встать. (Б. Полевой)

В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членовI	а) Ах, и

Слайд 29Самопроверка
1. I. б, в. 2. I. б, г.

3. I. а,б,в II а, б, в. II. б, в, г. II. а, б.
Самопроверка1. I.  б, в.  2. I.  б, г.   3. I. а,б,в

Слайд 30 Рефлексия Самооценка
Мне было все понятно.
Я испытывал затруднения.
Доволен ли ты тем, как прошел

урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия СамооценкаМне было все понятно.Я испытывал затруднения.Доволен ли ты тем, как прошел урок?Сумел ли получить новые

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть