Слайд 1МОУ Новгородская СОШ им. В.Н. Лесина
Свободненский район
АмурскаяОбласть
Губанова Н.Н.
Учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной категории
Урок русского языка в 9 классе
«Цитаты и основные способы цитирования»
Слайд 2Тринадцатое марта
Классная работа
Цитаты и
основные способы цитирования»
Слайд 4Рубаи – излюбленный жанр
в поэзии народов Востока.
Это четверостишия с
особой рифмовкой:
в них рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы.
Самые известные произведения этого жанра принадлежат Омару Хайяму – выдающемуся персидскому поэту XII века.
Слайд 5Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури
родился 18 мая 1048 года в Иране
(Нишапур), умер 4 декабря 1122 года.
Выдающийся ученый-астроном, математик, физик и философ, при жизни удостоившийся почетного титула "Доказательство Истины", Омар Хайям - создатель знаменитых рубаи. Написанные почти тысячу лет назад, они актуальны и сегодня
Слайд 6Цитаты — это дословные (точные) выдержки из высказываний и сочинений кого-либо.
Приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей.
Слайд 8Цитаты и знаки препинания при них
Слайд 10Составьте схемы двух первых предложений. Объясните постановку двоеточия во втором предложении.
1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
2. О, если б каждый день иметь краюху хлеба, Над головою кров и скромный ужин, где бы Ничьим владыкою, ничьим рабом не быть! Тогда благословить за счастье можно б небо.
Слайд 11Диктант «Проверь себя».
Антон Павлович Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость
-— сестра таланта», что «язык должен быть прост и изящен».
«Нет сомнений — говорил Тургенев при открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году, — что он [Пушкин] создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением». «Начиная с Пушкина, наши классики создали тот ,,великий, прекрасный язык”, служить дальнейшему развитию которого Тургенев умолял Льва Толстого» — так оценивал А. М. Горький значение литературы. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».
Слайд 13
1. Какое предложение с цитатой оформлено верно?
а) Лев Толстой писал, что
«музыка- высшее в мире искусство».
б) «Музыка — высшее в мире искусство», считал Лев Толстой.
в) Лев Толстой утверждал: «Что музыка — высшее в мире искусство».
г) Лев Толстой утверждал — «музыка — высшее в мире искусство».
Слайд 142. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) А. С. Пушкин писал:
«Критика — наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы».
б) «Мудрено пишут только о том, чего не понимают», утверждал В. Ключевский.
в) М. Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека».
г) Свое восхищение осенней природой А. С. Пушкин высказал в следующих строках:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...
Слайд 15Найдите неправильный способ цитирования.
а) А. Т. Твардовский говорил: «Кроме смеха гневного,
саркастического и непрощающего — есть еще смех радости, дружеской благожелательности, веселого и безобидного озорства».
б) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного, саркастического и непрощающего — есть еще смех радости...»
в) А. Т. Твардовский говорил, что «кроме смеха гневного — есть еще смех радости».
г) А. Т. Твардовский говорил, что смех может быть не только «гневным, саркастическим и непрощающим, «есть еще смех... озорства».