Презентация, доклад урока родного русского языка в 5 классе по теме Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Содержание

Язык каждого народа создан самим народом. К.Д. Ушинский

Слайд 1Язык – волшебное зеркало мира
и
национальной культуры
Подготовила Шевчук А.П.,
учитель

русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Язык – волшебное зеркало мира и национальной культурыПодготовила Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ

Слайд 2Язык каждого народа создан самим народом.

К.Д. Ушинский
Язык каждого народа создан самим народом.         К.Д. Ушинский

Слайд 5- Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет

для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
- Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа,

Слайд 6Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой

явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности,
свои формы контактов с
другими цивилизациями
и культурами как в
пространстве,
так и во времени.
Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка,

Слайд 7Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока.

Язык. Что это такое?

(Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических
средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

- Русский?

(Язык русского народа.)

Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока.     Язык. Что это такое?(Исторически сложившаяся система

Слайд 8- Как вы понимаете слово культура?
(Это совокупность производственных, общественных и духовных

достижений людей.)

- Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение.

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

- Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.)

- Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре?

- Как вы понимаете слово культура?(Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)- Словосочетание «русская национальная культура».

Слайд 9Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните, почему именно так назывались

дни года.
4 февраля - Тимофей - полузимник.
13 марта - Василий - капельник.
17 марта - Герасим - грачевник. Грач на горе - весна на дворе.
18 марта - Конон - огородник.
4 апреля - Василий - солнечник, Василий - парник.
14 мая - Еремей - запрегальник.
2 июня - Фалолей - огуречник.
13 июня - Еремей - распрегальник. Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть).
8 сентября - Павел - рябинник.
14 декабря - День - грамотник.
Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните, почему именно так назывались дни года.4 февраля - Тимофей -

Слайд 11Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите примеры известных

слов.
Расслабушка 
(пребывание в расслабленном состоянии),
симпатюшка 
(о ком-то приятном, симпатичном),
сластёнство (склонность к сладкому),
Смехотворчество
(создание юмористических произведений),
окоротеть 
(стать коротким),
Отзеленеть
 (перестать зеленеть),
пихтоварка 
(приспособление для получения пихтового масла).
Учитывая значения этих слов, объясните, как они образованы. Приведите примеры известных слов.Расслабушка (пребывание в расслабленном состоянии),симпатюшка (о ком-то приятном,

Слайд 12Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает

как непременное условие и культуру речи - умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть:
разнообразной - не повторяющей без необходимости одно и то же слово или выражение;
выразительной - использующей образные средства языка:
фразеологизмы и крылатые слова, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения;
точной - употребляемые слова и выражения должны называть именно то, о чём мы действительно хотим сказать;
логичной - последовательной (последующее вытекает из предыдущего);
краткой - экономной, не содержащей ничего лишнего;
ясной - чётко формулирующей передаваемую мысль;
доступной - выраженной в понятной форме, известными словами.
Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи

Слайд 13Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи - умением

правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Речь должна быть разнообразной, выразительной, точной, логичной, краткой, ясной, доступной.
Культурный человек, начитанный, умеющий себя вести, обладающий культурой речи - умением правильно произносить и употреблять слова, составлять

Слайд 15- А можно ли отнести пословицы и поговорки к русской национальной культуре?
Подтвердите

это примерами.

(Ехать в Тулу со своим самоваром).

- Как вы думаете, а фразеологизмы - это часть русской национальной культуры?
Докажите это.

(Язык хорошо подвешен.
Язык до Киева доведёт).

- А можно ли отнести пословицы и поговорки к русской национальной культуре?Подтвердите это примерами.(Ехать в Тулу со своим

Слайд 17- Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это

высказывание.

- Итак, чем вы можете подтвердить тему сегодняшнего урока: «Русский язык - волшебное зеркало мира и национальной культуры?»

1. В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.

2. Со временем заимствованные слова закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

- Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это высказывание.- Итак, чем вы можете подтвердить

Слайд 183. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые

слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

4. Носителем национальной культурной информации может быть отдельное слово (исконное, заимствованное), фразеологизм, пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и так далее.

5. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

3. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый

Слайд 28Домашнее задание( на выбор):
1. Напишите отзыв о сегодняшнем уроке.
2. Записать 10

крылатых выражений
(фразеологизмов) о языке и культуре.
Домашнее задание( на выбор):1. Напишите отзыв о сегодняшнем уроке.2. Записать 10 крылатых выражений  (фразеологизмов) о языке

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть