Слайд 1
отрытый урок
по русскому языку
в 8 классе
преподаватель Абдулаева З.А.
Слайд 3
Актуализация знаний.
1.Назовите местоимения 1 лица
2.Как называются предложения, грамматическая основа которых
состоит из одного главного члена?
3. Является ли обращение членом предложения?
4. Как называется предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов?
5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
6.Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
7. К какому стилю можно отнести уведомительную записку
8. В каком стиле может быть написана заметка в газету, репортаж?
9. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание?
10. Какой стиль используется в неофициальной обстановке?
11. Назовите местоимения 2 лица.
12. Что мы должны знать о постановке знаков препинания при обращении?
13. Какие наклонения имеет глагол?
14. Могут ли глаголы в прошедшем времени изменяться по лицам?
15. Назовите местоимения 3 лица
16.Назовите односоставные предложения
Слайд 4
Определённо-личные предложения.
Неопределённо-личные предложения.
Обобщённо-личные предложения.
Безличные предложения.
Назывные предложения.
Виды односоставных предложений
Слайд 5
«Умолчание местоимений перед спрягаемыми формами глагола к «упражнению и важности служит»»
(М.В. Ломоносов)
Слайд 6Фонтан любви
1. Фонтан любви, фонтан живой,
Принес я
в дар тебе две розы.
2. Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
3. Твоя серебряная пыль
Меня кропит росой холодной:
4. Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
5. Журчи, журчи свою мне быль…
(А.С. Пушкин)
Слайд 7
Тема:
«Односоставные предложения.
Определенно-личные предложения»
Слайд 8Цель урока:
- дать понятие определенно-личных предложений;
- формировать умения различать односоставные и
двусоставные предложения;
- находить о\л предложения по их значению;
-использовать о/л предложения в разных стилях речи.
Воспитательные цели:
- воспитывать любовь к художественной литературе
- совершенствовать культуру речи учащихся
Слайд 9
Определённо-личное предложение – это предложение, где действующее лицо не называется, но подразумевается:
Хочу мороженного. Приходи сегодня
вечером.
Сказуемым в определённо-личном предложении выступает глагол 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа, который может иметь форму изъявительного или повелительного наклонения
Слайд 10
1.Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин)
2. Брожу над морем, жду
погоды. Маню ветрила кораблей. (А.С. Пушкин)
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. (Нар. песня)
4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А.С.Пушкин)
5. Пройду осторожно, не трону ветвей и чуткого птичьего сна не встревожу.
6. Пройдите по городу Неве, вглядитесь в него. Красуйся, град Петров. (А.С. Пушкин)
Слайд 11
Форма глагола в определенно- личных предложениях
форма 1 и 2
лица, ед. и мн. числа, наст. и будущ. времени, изъявительного и повелительного наклонения
Местоимения
1л. Я Мы
2л. Ты Вы
Слайд 13
а). Прочитайте текст. Определите стиль. Назовите определенно-личные предложения.
Уведомительная записка
Их
сиятельству графу Бенкендорфу, шефу полиции.
Ваше сиятельство, граф, с глубочайшим почтением довожу до Вашего сведения, что некий поручик Михаил Лермонтов пишет богопротивные сочинения, в коих порочит достоинство сего высшего общества, двора и честь особы государя-императора.
Посему прошу обратить, Ваше сиятельство, внимание на то, что государству наносится невосполнимый ущерб вышеупомянутыми сочинениями.
Смею надеяться, что письмом своим вношу посильную скромную лепту в торжество справедливости.
С глубоким почтением, благожелатель
Слайд 14в) Призывность .
Какому стилю присуща призывность? Назовите определенно - личные
предложения.
Цените все хорошее, что приобрели в школьные годы. Не растрачивайте богатств юношеских лет. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Берегите и любите своих родителей.
Слайд 15
Определить стиль текста. Назовите определенно - личные предложения.
г). Ночь, улица, фонарь,
аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века.
Все будет так. Исхода нет.
А.Блок.
Слайд 16
Определить стиль текста. Назовите определенно - личные предложения.
д) Я
Встаю в 7 ч утра. Первым делом включаю веселую музыку. Пританцовывая, чищу зубы. Затем выбираю себе наряд. Расчесываясь перед зеркалом, повторяю двигаться в такт музыке. Завариваю ароматный кофе. Пью кофе, напевая известный мотив. Смотрю на время : «О Боже ! Опаздываю!»
Слайд 17 Определить стиль текста. Назовите определенно - личные предложения.
Директору школы №
…
зам. директора по хозяйственной части
докладная.
Довожу до Вашего сведения, что ученик 8 Б класса сегодня по дороге в школу, догнав группу курильщиков из 5 класса с жаром убеждал их в непозволительности баловства с сигаретой. Я ясно слышала, как он говорил:
Брось сигарету, пацан, брось!
Относись к своему здоровью бережно!
Дружок, подумай о вреде табакокурения.
Слайд 18Тестирование.
Задание . Укажите номера определенно-личных предложений.
1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.
2.В
мещерском крае можно увидеть сосновые боры.
3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.
4.Весенняя ночь стояла над горами.
5.Стою под солнцем.
6.Она хотела уехать в деревню.
7.Не люблю снег с дождем.
8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
9.Река неожиданно меняет направление.
10.Друзья берегите природу!
Слайд 19
« Тонкие вопросы» (ДА. НЕТ)
1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения.
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым.
3. Определенно-личные предложения могут использоваться только в художественном стиле
4. Определенно-личные предложения нужны для того чтобы избегать ненужные повторы, речь была более свободная, лаконичная.
5. Глаголы в определенно личных предложениях употребляются в форме 1,2,3 лица
6.Определенно- личные предложения никогда на употребляются в диалогах
7. В определенно-личных предложениях глагол употребляется в форме сослагательного наклонения
задание
Необходимо использовать односоставные предложения при выполнении задания.
Написать письмо, поздравление, приглашение (выбрать одно):
другу, родственнику, знакомому, используя определенно-личные предложения.
Слайд 21
«Язык-орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и
мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно»
А.Толстой.