Презентация, доклад урока по русскому языку на тему Род имен существительных

Содержание

Двадцать девятое апреля. Классная работа. Род имен существительных.

Слайд 1Род имен существительных
Урок русского языка в 5 классе
Составила учитель русского языка

и литературы МАОУ лицея № 93 Прокопьева Е.С.
Род имен   существительныхУрок русского языка в 5 классеСоставила учитель русского языка и литературы МАОУ лицея

Слайд 2Двадцать девятое апреля. Классная работа. Род имен существительных.

Двадцать девятое апреля. Классная работа. Род имен существительных.

Слайд 3Цель: 1. знать о грамматической категории рода существительных, о возможном нарушении

норм литературного языка при определении рода существительных
2. уметь определять род имен существительных; правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных

Цель: 1. знать о грамматической категории рода существительных, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода

Слайд 4Прочитайте текст про себя. По ходу чтения подчеркните все имена существительные.
Ответьте

на предложенные вопросы.
Прочитайте текст про себя. По ходу чтения подчеркните все имена существительные.Ответьте на предложенные вопросы.

Слайд 5Справка 1:
Ученые считают, что грамматический род имен существительных принадлежит к числу

самых таинственных и еще не разгаданных до конца явлений языка. Вы, наверное, не задумываясь, ответите на вопрос, почему слова «отец», «брат», «дядя», «лев» - мужского рода, а слова «мама», «львица», «тетя» – женского? Но как ответить на следующие вопросы? Почему дом – мужского рода, а изба – женского? Почему живот – мужского рода, а брюхо – среднего?
Справка 1:Ученые считают, что грамматический род имен существительных принадлежит к числу самых таинственных и еще не разгаданных

Слайд 6Как правильно определить род имен существительных?
Поставить местоимения:
Он - мой – м.

р.
Она – моя – ж. р.
Оно – моё – с.р.
Как правильно определить род имен существительных? Поставить местоимения:Он - мой – м. р.Она – моя – ж.

Слайд 7Какие окончания имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода?

Какие окончания имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода?

Слайд 9Запишите существительные, укажите их род
Аптека, любовь, земля, село, компьютер, жильё, фонарь,

Толя.
Запишите существительные, укажите их родАптека, любовь, земля, село, компьютер, жильё, фонарь, Толя.

Слайд 10Аптека – ж.р.
любовь – ж.р
земля – ж.р
село – с.р.
компьютер –

м.р.
жильё – с.р.
фонарь – м. р.
Толя – м.р.

Аптека – ж.р.любовь – ж.рземля – ж.р село – с.р.компьютер – м.р.жильё – с.р.фонарь – м. р.

Слайд 11Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.
Пианист – пианистка

= солист - Х
Грек – гречанка = турок – Х
Купец – купчиха = пловец – Х
Артист – артистка = машинист – Х

Выделите суффикс, образующий новое слово.
Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.Пианист – пианистка = солист - ХГрек – гречанка

Слайд 12Пианист – пианистка = солист - солистка
Грек – гречанка = турок

– турчанка
Купец – купчиха = пловец –?
Артист – артистка = машинист – машинистка

Пианист – пианистка = солист - солисткаГрек – гречанка = турок – турчанкаКупец – купчиха = пловец

Слайд 13Справка 2:
В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных

женского рода по моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха.
Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.

Справка 2:В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по моделям: геолог -

Слайд 14Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?

Что обозначают эти слова?

Работяга, злюка, подлиза, непоседа,  задира, засоня, забияка, рёва, обжора.

! Подсказку найдите в учебнике на с. 259

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя? Что обозначают эти слова? Работяга, злюка,

Слайд 15Можете ли вы определить, какой вариант правильный?
Надеть туфлю или туфель; снять

тапку или тапок; дай мне один помидор или одну помидору; чистый полотенец или чистое полотенце; моя фамилия или моё фамилиё; сливовой повидлой или сливовым повидлом; новая простыня или прстынь

Можете ли вы определить, какой вариант правильный?Надеть туфлю или туфель; снять тапку или тапок; дай мне один

Слайд 16Справка 3:
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить,

сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.  
Род имен существительных с -ь на конце можно определить по окончанию Р.п.
Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя;
существительные женского рода – окончание -и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».

Справка 3:Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить, сверять по орфографическому словарю. В этом

Слайд 17Надеть туфлю, снять тапку, дай мне один помидор, чистое полотенце, моя

фамилия , сливовым повидлом, новая простыня
Надеть туфлю, снять тапку, дай мне один помидор, чистое полотенце, моя фамилия , сливовым повидлом, новая простыня

Слайд 18Исправьте ошибки. Подберите пару (устно).

Исправьте ошибки. Подберите пару (устно).

Слайд 20Справка 4:
Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского

рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.

Справка 4:Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня:

Слайд 21Давайте обобщим!
Как определить род склоняемых имён существительных?
На род имени существительного (кроме

его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола пр. вр.: мальчик читал книгу; девочка изучала язык, солнце ярко светило.

Давайте обобщим!Как определить род склоняемых имён существительных?На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают:а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;б)

Слайд 22У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского

рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является нарушением нормы!

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:а) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий,

Слайд 23Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Поставьте на листочках «+», если отвечаете

«ДА», если «НЕТ» , то «-».
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?

РефлексияОцените свою работу на уроке. Поставьте на листочках «+», если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то «-».1.

Слайд 24Домашнее задание:
Параграфы 94, 95 У. 726,729.
По желанию: придумать сказку о

том, как появился род имен существительных
Домашнее задание:Параграфы 94, 95 У. 726,729. По желанию: придумать сказку о том, как появился род имен существительных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть