Слайд 1Род имен
существительных
Урок русского языка в 5 классе
Составила учитель русского языка
и литературы МАОУ лицея № 93 Прокопьева Е.С.
Слайд 2Двадцать девятое апреля.
Классная работа.
Род имен существительных.
Слайд 3Цель: 1. знать о грамматической категории рода существительных, о возможном нарушении
норм литературного языка при определении рода существительных
2. уметь определять род имен существительных; правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных
Слайд 4Прочитайте текст про себя. По ходу чтения подчеркните все имена существительные.
Ответьте
на предложенные вопросы.
Слайд 5Справка 1:
Ученые считают, что грамматический род имен существительных принадлежит к числу
самых таинственных и еще не разгаданных до конца явлений языка. Вы, наверное, не задумываясь, ответите на вопрос, почему слова «отец», «брат», «дядя», «лев» - мужского рода, а слова «мама», «львица», «тетя» – женского? Но как ответить на следующие вопросы? Почему дом – мужского рода, а изба – женского? Почему живот – мужского рода, а брюхо – среднего?
Слайд 6Как правильно определить род имен существительных?
Поставить местоимения:
Он - мой – м.
р.
Она – моя – ж. р.
Оно – моё – с.р.
Слайд 7Какие окончания имеют имена существительные мужского, женского и среднего рода?
Слайд 9Запишите существительные, укажите их род
Аптека, любовь, земля, село, компьютер, жильё, фонарь,
Толя.
Слайд 10Аптека – ж.р.
любовь – ж.р
земля – ж.р
село – с.р.
компьютер –
м.р.
жильё – с.р.
фонарь – м. р.
Толя – м.р.
Слайд 11Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода.
Пианист – пианистка
= солист - Х
Грек – гречанка = турок – Х
Купец – купчиха = пловец – Х
Артист – артистка = машинист – Х
Выделите суффикс, образующий новое слово.
Слайд 12Пианист – пианистка = солист - солистка
Грек – гречанка = турок
– турчанка
Купец – купчиха = пловец –?
Артист – артистка = машинист – машинистка
Слайд 13Справка 2:
В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных
женского рода по моделям: геолог - геологиня, врач – врачиха.
Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях.
Слайд 14Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
Что обозначают эти слова?
Работяга, злюка, подлиза, непоседа, задира, засоня, забияка, рёва, обжора.
! Подсказку найдите в учебнике на с. 259
Слайд 15Можете ли вы определить, какой вариант правильный?
Надеть туфлю или туфель; снять
тапку или тапок; дай мне один помидор или одну помидору; чистый полотенец или чистое полотенце; моя фамилия или моё фамилиё; сливовой повидлой или сливовым повидлом; новая простыня или прстынь
Слайд 16Справка 3:
Определить род имён существительных сложно. Есть слова, которые нужно запомнить,
сверять по орфографическому словарю. В этом и заключается богатство русского языка.
Род имен существительных с -ь на конце можно определить по окончанию Р.п.
Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя;
существительные женского рода – окончание -и: мозоль- мозоли, вуаль- вуали.
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Слайд 17Надеть туфлю, снять тапку, дай мне один помидор, чистое полотенце, моя
фамилия , сливовым повидлом, новая простыня
Слайд 18Исправьте ошибки. Подберите пару (устно).
Слайд 20Справка 4:
Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского
рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
Слайд 21Давайте обобщим!
Как определить род склоняемых имён существительных?
На род имени существительного (кроме
его падежного окончания) указывают:
а) формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно;
б) формы глагола пр. вр.: мальчик читал книгу; девочка изучала язык, солнце ярко светило.
Слайд 22У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные:
а) мужского
рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг;
б) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека;
в) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является нарушением нормы!
Слайд 23Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Поставьте на листочках «+», если отвечаете
«ДА», если «НЕТ» , то «-».
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
Слайд 24Домашнее задание:
Параграфы 94, 95 У. 726,729.
По желанию: придумать сказку о
том, как появился род имен существительных