Презентация, доклад урока по русскому языку на тему Обращение (5 класс)

Содержание

Поэтическая пятиминуткаЧерёмуха душистаяС весною расцвелаИ ветки серебристые,Что кудри, завила. С. ЕсенинКакую картину рисует поэт?Какие изобразительные средства помогают поэту так живописно и красочно нарисовать эту

Слайд 1Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»
Гавриленко И.В.,
учитель русского

языка
и литературы.
МБОУ СОШ №12
г. Сургута
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»Гавриленко И.В.,учитель русского языка и литературы.МБОУ СОШ №12 г.

Слайд 2Поэтическая пятиминутка
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки серебристые,
Что кудри, завила.

С. Есенин

Какую картину рисует поэт?
Какие изобразительные средства помогают поэту так живописно и красочно нарисовать эту картину?
Чем осложнено предложение?

Поэтическая пятиминуткаЧерёмуха душистаяС весною расцвелаИ ветки серебристые,Что кудри, завила.

Слайд 3Докажите, что сказуемые расцвела и завила являются однородными
Отвечают на один вопрос

Относятся к одному слову

Являются одним членом предложения

Произносятся с перечислительной интонацией

Связаны сочинительной связью

Докажите, что сказуемые расцвела и завила являются однороднымиОтвечают на один вопрос Относятся к одному слову Являются одним

Слайд 4Определим тему урока



Определим тему урока

Слайд 5Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так

как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил. Но Крокодил молчал.
- Как же к нему обратиться? – размышлял Слонёнок.
- Я придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала Обращение! Давайте назовём его имя!
- Крокодил! – закричали гости хором.- Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл один глаз Крокодил. – Да это мои друзья!
На другой день Мартышка всем сообщала:
- Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
- А если захотите написать письмо, - добавлял Удав, - не забудьте отделить обращение запятой.
- Или восклицательным знаком, если хотите написать обращение «громко», - заканчивал Слонёнок.
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Мартышка! Слонёнок! Удав! Носорог! Бегемот! Попугай!»
Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу

Слайд 6Обращение

Обращение

Слайд 7Определим цели урока
Знать:
что такое обращение

Уметь:
находить обращение в тексте;
расставлять

знаки препинания при обращении.
Определим цели урокаЗнать: что такое обращениеУметь: находить обращение в тексте; расставлять знаки препинания при обращении.

Слайд 8
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому

обращаются с речью.
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.Обращение произносится с особой

Слайд 9
Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения.
[О, ]

Мама, прочитай сказку.
[ ,О, ] Прочитай, мама, сказку.
[ ,О] Прочитай сказку, мамочка.
Обращения выделяются запятыми. Это знаки выделения.[О,    ]   Мама, прочитай сказку.[  ,О,

Слайд 10
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией,

то после него ставится восклицательный знак.
[О! ]

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.[О!

Слайд 11Запишите предложения, расставьте знаки препинания
Не пугай нас зима.
Мама в эту корзину

много золота войдёт?
Ты царица всех милее, всех румяней и белее.
Какими по цели высказывания могут быть предложения с обращениями?
Чем выражены обращения?
Какие члены предложения выражаются существительными в И.п.?
Можем ли мы подчеркнуть обращение как подлежащее или сказуемое?

Запишите предложения, расставьте знаки препинанияНе пугай нас зима.Мама в эту корзину много золота войдёт?Ты царица всех милее,

Слайд 12Вывод:

Обращение
членом предложения не является

Вывод:Обращениечленом предложения не является

Слайд 13Различение обращения и подлежащего
Ребята берегут зелёные насаждения.
Ребята, берегите зелёные насаждения.
Входит ли

в грамматическую основу?
Можно ли от сказуемого задать вопрос?
Произносится ли со звательной интонацией? После паузы голос повышается или понижается?
Что обозначает?

Различение обращения и подлежащегоРебята берегут зелёные насаждения.Ребята, берегите зелёные насаждения.Входит ли в грамматическую основу?Можно ли от сказуемого

Слайд 14Различение обращения и подлежащего

Различение обращения и подлежащего

Слайд 15Синтаксический разбор предложения
Ребята помогают зимой птицам.
Перестройте предложение, чтобы подлежащее стало обращением

и произведите синтаксический разбор предложения.

Ребята, помогайте зимой птицам.

Синтаксический разбор предложенияРебята помогают зимой птицам.Перестройте предложение, чтобы подлежащее стало обращением и произведите синтаксический разбор предложения.Ребята, помогайте

Слайд 16Орфоэпическая разминка
Красивее, средства, облегчить, газопровод, баловать, звонит, торты, столяр, договор, начала,

партер.
Что такое партер?


Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для зрителей.

Орфоэпическая разминкаКрасивее, средства, облегчить, газопровод, баловать, звонит, торты, столяр, договор, начала, партер.Что такое партер? Партер – нижний

Слайд 17Распространённые обращения
Друзья мои! Прекрасен наш союз…

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне

твоя прощальная краса…
Из скольких слов состоит обращение?
Фигура речи – риторическое обращение.


Распространённые обращенияДрузья мои! Прекрасен наш союз…Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…Из скольких слов состоит

Слайд 18Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?»

Выражено ли

обращение существительным в И.п.?

 

Из истории языка

Приплыла к нему рыбка, спросила: « Чего тебе надобно, старче?»Выражено ли обращение существительным в И.п.? Из истории языка

Слайд 19Звательный падеж

Пойди, к н я ж е, с

нами в дань.
«Повесть временных лет»
Боже мой
Отче наш…


Звательный падеж  Пойди, к н я ж е, с нами в дань.

Слайд 20Любите ли вы басни?

Любите ли вы басни?

Слайд 21Что объединяет эти предложения?
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на

себя кума оборотиться?
Ты с басом Мишенька садись против альта…
Как смеешь ты наглец нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом?
Запишите предложения, расставьте знаки препинания
Что объединяет эти предложения?Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться?Ты с басом Мишенька

Слайд 22Подведение итогов урока
Выберите утверждение:
Я понял тему, могу объяснить однокласснику.
Я понял тему,

но необходимо прочитать материал ещё раз в учебнике.
Я не понял тему.
Подведение итогов урокаВыберите утверждение:Я понял тему, могу объяснить однокласснику.Я понял тему, но необходимо прочитать материал ещё раз

Слайд 23Домашнее задание:
§ 22
Упражнение 303
или
выписать из басен Крылова 6-8 предложений с

обращением.
Домашнее задание:§ 22Упражнение 303 иливыписать из басен Крылова 6-8 предложений с обращением.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть