Девиз урока :
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
Слайд 2Наурыздың бірі көктем
Город этот не простой,
он дремучий и густой
Слайд 5
-Какую тему изучаем?
-Что входит
в основу слова?
-Что такое основа слова?
-Как определяем твёрдую и мягкую основу?
Слайд 6Состав слова
приставка
корень
суффикс
окончание
вы
ход
ил
и
Из каких частей могут состоять слова?
Слайд 7 Весной веселит, летом холодит
Осенью питает,
зимой согревает.
Слайд 8Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Слайд 9Так же как и у кустов, Корень есть у слов.
Слайд 10
Корень-это
1.Подземная часть
растения.
2.Начало,источник-чего-нибудь
3.В грамматике –часть основы
слова,в которой заключено его значение
Слайд 11Корень слова-общая часть родственных слов.
Девятнадцатое ноября
Классная работа
Корень слова. Однокоренные слова.
Слайд 12Склонение -
Зри в корень!
В корне заключён смысл всех родственных слов.
Слайд 13Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали
удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Слайд 14Вывод:
Слова, образованные от
одного корня называются однокоренными.
«Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
рас
а
по
ка
овник
- Назовите однокоренные слова.
Слайд 16Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И
его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежевика.
Слайд 19Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто
близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком, гусыня
гусеница
Игра «Хлопаем в ладоши»
Условие: если пары однокоренные – хлопайте,
Если пары не однокоренные поднимите руки.
Лес-лесник
Вода-водопад
Сад-садовник
Дом-дым
Поле-море
Родина-родной
Природа-край
Обед-стол
Зима-зимний
Друг-дружба
Рыба-рыбак
школа-школьник
Лето-летний
Слайд 21Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с
Водопадом на солнышке греются. Водитель на гормошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Слайд 22 -Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему
гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти родственников?
Задание: Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них корень.
Слайд 23Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с
Водопадом на солнышке греются. Водитель на гормошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Слайд 24Признаки однокоренных слов
Имеют общую
часть
близки по смыслу
Слайд 26Игра:
«Найдите родственников»
На столе лежат карточки с написанными словами.Нужно пройти по
классу и найти родственные слова
Слайд 27Далеко мой стук слышится вокруг
Червякам я враг , а деревьям друг
Слайд 28Дятел - тоқылдақ
Губит- құртады
Вредные насекомые-зиянды жәндіктер
Личинки- құрттар
Липкий- жабысқақ
Зазубринки - кетілген
Словарная
работа
Слайд 291. О какой птице говорится в тексте?
2. Как уничтожает вредных насекомых
дятел?
3. Почему дятла можно назвать «лесным
доктором»? Кого мы называем доктором?
4. Птицы полезны для природы?
5. Вы им помогаете?
Ответы на вопросы:
Слайд 30 «К 2030 году Казахстан станет Центрально-Азиатским Барсом ... Он
будут сторого следить, чтобы не мутнела вода, которую он пьет, а природа, в которой он живет, и воздух, которым он дышит улучшались. И такой Казахстан строим мы сегодня, а чтобы быть настоящими гражданами своей страны, мы должны любить и беречь природу».
Н.А.Назарбаев
Слайд 31Рефлексия:
Какой этап урока был самым сложным?
Что узнали нового на уроке?
Что было
интересным в процессе урока?
Слайд 32Домашнее задание
Упражнение 7,8стр.63
Написать эсе на тему:
«Охранять природу-значит охранять Родину»
Слайд 33
«Какое слово лишнее?»
Списать
однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий Лист, листик, листва, цветок