Слайд 1Основные литературные направления 2 половины
19 века
Слайд 2Романтизм – продуктивный творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального
в мире (так называемое двоемирие), их противоборство как основы развития события.
Слайд 3 Романтизм отражает мироощущение, сформировавшееся в революционную эпоху, начало которой положила
Великая французская революция (1789). Это было время гигантских общественных потрясений, буржуазных революций, национально-освободительных войн. И это было время великих ожиданий и разочарований, время решительных перемен в сознании людей.
Слайд 4Великая французская революция не принесла людям ни свободы, ни справедливости, ни
«царства разума». Старое было разрушено, а новым стало ещё более прозаическое и бесцветное «царство денег». Вера в могущество человеческого разума, характерная для XVIII века и нашедшая отражение в искусстве классицизма, была теперь подорвана. Человек чувствовал себя одиноким, неприкаянным.
Слайд 5 Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни –
общенациональным подъёмом после войны 1812 года. Всё это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов декабристов, чьё творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.
Слайд 71. Крайняя неудовлетворённость действительностью, сомнение в том, что жизнь общества или
даже отдельной личности может быть построена на началах добра, разума, справедливости.
2. Романтическое миросозерцание отличает мечта о переустройстве мира, обновлении человека, неудержимое стремление (наперекор логике и фактам) к возвышенному идеалу.
Характерные черты романтизма
Слайд 83. Противоречие между идеалом и действительностью, ощущение пропасти между ними –
определяющая черта, основной конфликт романтизма, источник напряжённых трагических переживаний.
4. Главный враг романтиков – благоразумный и самодовольный обыватель, человек с мертвой душой, для которого смысл жизни – сытость, покой, нажива.
5. Романтиками воспевалось и поэтизировалось всё необычное. Особенно большой интерес проявляли они к фантастике и народным преданиям, дальним странам, минувшим историческим эпохам, жизни племен и народов, не тронутых европейской цивилизацией, миру природы.
Слайд 96. Романтикам были интересны исключительные личности.
7. Объект постоянного внимания и изображения
– сложность и глубокая противоречивость внутреннего мира человека, его богатство и многообразие.
8. Противопоставление героя и толпы. Романтический герой всегда в конфликте с обществом, он изгнанник, скиталец. Он нередко бунтует против несправедливых общественных порядков, устоявшихся форм жизни.
9. Интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряженность стиля, резкие контрасты.
Слайд 10В противоположность сторонникам классицизма, поднявшим искусство строгим рациональным правилам, романтики были
убеждены, что вдохновение и творчество не укладываются в какие бы то ни было рамки, что всякий настоящий художник создаёт произведение по собственным законам.
Слайд 11Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): «Прощание» 1895 г.
Слайд 12Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): «Путешествие Посейдона по морю» 1894г.
Слайд 13Айвазовский Иван Константинович (1817-1900): «Радуга» 1873г.
Слайд 14И. К. Айвазовский и И. Е. Репин
«Прощание Пушкина с морем»
1887г, холст,
масло,
музей А.С. Пушкина,Cанкт-Петербург
Слайд 15
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И
блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум,
твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
А. С. Пушкин "К МОРЮ"
Слайд 16Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике
Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. Море не раз становилось прозрачной аллегорией свободы политической или личной.
В его своенравии видна неукротимая воля, мощь и непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека.
Слайд 17Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое
изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.
Слайд 18
В России Д. Писарев был первым, кто широко ввёл в публицистику и критику
термин «реализм»
Слайд 191. Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.
Искусству реализма свойственен дух художественной объективности.
2. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.
3. Типизация образов, которая достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.
Характерные черты
Слайд 204. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.
5. Историзм. Многогранное и глубокое
исследования человека в его отношениях с обществом, историческим процессом.
Слайд 21
Василий Дмитриевич Поленов
« Московский дворик» 1878г.
Слайд 22 Василий Дмитриевич Поленов «Старая мельница» 1880г.
Василий Перов
«Трапеза»
1865-1876
Слайд 24«Мальвы Саратовской губернии» 1889г.
Константин Алексеевич Коровин
Слайд 25«Уголок провинции (Переславль)» 1905г.
Константин Алексеевич Коровин