Презентация, доклад урока литературы Женские образы в произведениях В.Распутина

Содержание

«ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ»Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году - 15 марта, в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Детство прошло неподалеку от этих мест – в деревне Аталанка. (Именно она, Аталанка, явилась прообразом Матеры, в

Слайд 1ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РАСПУТИНА

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ РАСПУТИНА

Слайд 2«ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ»
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году -

15 марта, в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Детство прошло неподалеку от этих мест – в деревне Аталанка. (Именно она, Аталанка, явилась прообразом Матеры, в его замечательной повести «Прощание с Матерой» и также отразилась в «Последнем сроке», в «Живи и помни»…).
«ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ»Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году - 15 марта, в Иркутской области, в

Слайд 3ЖУРНАЛИСТ
После окончания университета работал корреспондентом в газетах Красноярска, и это дало

ему богатый жизненный материал для будущих повестей и рассказов.
Первое произведение - рассказ «Я забыл спросить у Лешки…» был напечатан в 1961 году в альманахе «Ангара» и позже перепечатывался несколько раз. А рассказом «Василий и Василиса» Распутин начинает новый этап своего творчества – как серьезного, талантливого прозаика. Произведение это появилось в еженедельнике «Литературная Россия» в 1967 году. Вскоре в альманахе «Ангара» опубликовли повесть «Деньги для Марии».
ЖУРНАЛИСТПосле окончания университета работал корреспондентом в газетах Красноярска, и это дало ему богатый жизненный материал для будущих

Слайд 4ТВОРЧЕСТВО

Есть немало книг, которые удерживают внимание читателя, прежде

всего занимательным сюжетом. Но повести Валентина Распутина совсем иные. Главное в них – это движение души автора, в которую умещается весь огромный мир русской деревни. И, подобно Достоевскому, Распутин держит в центре внимания актуальные, наболевшие общечеловеческие проблемы своей эпохи. В «Деньгах для Марии» – это проблема чужой беды. «Какой ты, человек? – словно спрашивает нас автор. – Пройдешь ли мимо чужого горя или сделаешь все возможное, чтобы помочь?» Герои Распутина – всей душой стараются помочь Марии, которой грозит несправедливое обвинение в растрате денег из кассы магазина, где она работала…
ТВОРЧЕСТВО   Есть немало книг, которые удерживают внимание читателя, прежде всего занимательным сюжетом. Но повести Валентина

Слайд 5О произведении Распутина «Живи и помни» написано много в России и

за рубежом. Она издавалась более 40 раз и у нас, и в других странах.


«ЖИВИ И ПОМНИ»

В 1977 году повесть была удостоена Государственной премии Советского Союза.

О произведении Распутина «Живи и помни» написано много в России и за рубежом. Она издавалась более 40

Слайд 6Это рассказ о русской женщине, которая мужественно и героически несет свой

«крест». Настена и ее муж Андрей далеки друг от друга по характеру, мировосприятию, душевному складу. Но она его понимает, ему сочувствует, сострадает, он же – человек «без обратной связи». Полагая, что Андрей тоже понимает ее, Настена заблуждается. И эта ее иллюзия является началом трагедии.

Принося себя в жертву мужу-дезертиру, Настена погибает – тонет в реке. Этот эпизод в повести, конечно же, символичен. Ибо судьба русской женщины тесно связана с внутренним, духовным миром мужа, возлюбленного, друга, и если сознание этого мужчины ущербно, инфантильно, а характер – безответственный, то это опасно и губительно для нее (для души, для духа).

Это рассказ о русской женщине, которая мужественно и героически несет свой «крест». Настена и ее муж Андрей

Слайд 7«ДЕРЕВЕНСКИЕ МАДОННЫ»
Образ женщины в русской литературе всегда страдальческий. Редко найдешь

героиню счастливую и внутренне независимую. Разве только Наташа Ростова из повести Толстого «Война и мир».

Маша Троекурова из повести «Дубровский

Анна Каренина

Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин»

Марютка из повести «Сорок первый»

«ДЕРЕВЕНСКИЕ МАДОННЫ» Образ женщины в русской литературе всегда страдальческий. Редко найдешь героиню счастливую и внутренне независимую. Разве

Слайд 8Одним словом, постоянно русское жизненное пространство оттесняет женщину на второй план,

ставит в зависимость от мужской цивилизации и мужской культуры. Вот что пишет известный литературовед Георгий Гачев в своей книге «Национальные образы мира»:


«Страдание матери как мучение – находится за порогом русского эстетического восприятия… Русский писатель словно не знает, что ему делать с матерью: ведь от кого-то его духовный герой-правдоискатель должен родиться! Но упоминает мать, словно лишь исполняя досадливый ритуал правдоподобия, - а затем, в растерянности, торопится отправить мать на тот свет. В прозе Пушкина сплошь отцы и нет матерей... У большинства героев Достоевского мать умерла при родах или когда они были малышами... Русская литература знает норовистых старух... Но это именно бабушки: они выступают в общении не с сыном, а с внуком... Понятие «маменькин сынок», полное столь оскорбительного и пренебрежительного смысла в русском сознании, — в Болгарии употребляется простодушно, совершенно в положительном и любовном смысле... Полнотелость образа матери... вполне соответствует и болгарской традиции иконописи..'. Русские изображения и лики выглядят более плоскостными. Зато в них увеличивается нагрузка на внутреннюю глубинность».

Одним словом, постоянно русское жизненное пространство оттесняет женщину на второй план, ставит в зависимость от мужской цивилизации

Слайд 9…И в малом ряду таких немногих писателей, копающих тему русской женщины

в глубину, стоит Валентин Распутин, внёсший в литературу ХХ века удивительно тонкий и чистый мотив.

«Затерянная в глубине народной жизни женская драма извлечена писателем на свет и отныне входит в общий опыт», — пишет о Распутине критик Игорь Дедков в послесловии к книге «Век живи — век люби».

…И в малом ряду таких немногих писателей,  копающих тему русской женщины в глубину, стоит Валентин Распутин,

Слайд 10«ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ»
В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена жизнь

сельских старух. Глубоко передаются читателю тяжёлые, мрачные настроения этих женщин, которые знают, что скоро их деревня будет затоплена искусственным водохранилищем и им придётся переселяться в го- род. Повествование идёт на одной пронзительной ноте — прощания с русской деревней и национальной культурой.
«ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ»В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена  жизнь сельских старух. Глубоко передаются читателю

Слайд 11Без прошлого у человека нет и будущего. А прошлое — это

не только воспоминания, но и кладбище, где похоронены родители, деды, прадеды; и природа, с которой люди дышат одним воздухом; и народ, односельчане, как симпатичные, так и не очень, как добрые, так и злые. Всё это вместе для распутинских старух называется словом «жизнь», и лишиться этого - значит для них перечеркнуть себя, оторваться от корней, от всего, что их хранило и питало.
Без прошлого у человека нет и будущего. А прошлое — это не только воспоминания, но и кладбище,

Слайд 12Этих тонкостей, конечно же, не понимают чиновники, отдавшие приказ затопить Матёру.

Два мира, два мировоззрения сталкиваются здесь -материалистическое и духовное. То, что нельзя пощупать и употребить физически, для чиновников не существует. Нет в их словаре понятий «верность» и «вера», как не существуют для них в отдельности Настасья, Дарья, а есть только «население», которое должно уехать из этих мест. И бюрократам непонятно, почему старухи не хотят переселяться в городские благоустроенные квартиры.
Этих тонкостей, конечно же, не понимают чиновники, отдавшие приказ затопить Матёру. Два мира, два мировоззрения сталкиваются здесь

Слайд 13«В чём дело, граждане затопляемые? — важно спросил второй мужик. —

Мы санитарная бригада, ведём очистку территории. По распоряжению санэпидстанции».

Но старухи не поверили, что приказ переселяться отдал сам районный начальник Воронцов. А когда убедились, что, это так, стали возмущаться. Однако они для начальства — всего лишь «граждане затопляемые». И вот переселенцы уезжают. Остаются только те„кто готов на этой земле умереть вместе с ней: две женщины, мужчина и мальчик. Затопление Матёры уже идёт полным ходом.

«В чём дело, граждане затопляемые? — важно спросил второй  мужик. — Мы санитарная бригада, ведём очистку

Слайд 14Но почему именно женщины, а не мужчины стоят в центре повествования?

Потому что только на русской женщине сегодня держится наша духовность и вера. Мужчины перестреляны друг другом в Гражданской войне, перемолоты Великой Отечественной и сталинскими «чистками», искалечены физически и душевно Афганистаном и Чечнёй. Конечно, повесть создавалась задолго до последних трагических событий России. Но всякий талантливый писатель невольный провидец. Интуитивно предчувствовал грядущие потрясения в стране и Валентин Распутин.

Эмансипация коснулась сегодня русской женщины только внешне, и женщина в брюках — не значит женщина свободная. Она опять зависит от мужчин, опять вынуждена принимать их ценности, их порядки, их отношение к ней. Она — уже не чеховская Душечка, но ещё и не свободная личность. Ведь речь идёт не о внешней свободе, а о внутренней — о смелости остаться самой собой. И в этом плане распугинские старухи гораздо счастливее современных «эман-сипе».

Но почему именно женщины, а не мужчины стоят в центре повествования? Потому что только на русской женщине

Слайд 15Мужчины опять в России то воюют за власть, то уходят в

погоню за долларом, то пьют от бессилия что-либо изменить, то погибают в Чечне и других горячих точках. А разгребать «пепел» после этого приходится женщинам, засучивать рукава, надевать чёрные платки, согревать остывающий очаг собственным дыханием.

Как похоже наше время на распутинский «Пожар» — другую очень сильную как в плане психологической глубины, так и в духовном значении повесть. Горят промтоварные и продовольственные склады, и вся деревня идет ту- шить пожар. Несчастье объединяет людей, сплачивает, но не всех: находятся и те, кто под шумок растаскивает народное добро. Почему это происходит? Потому что исчезают в обществе чёткие нравственные ориентиры.

«ПОЖАР»

Мужчины опять в России то воюют за власть, то уходят в погоню за долларом, то пьют от

Слайд 16«Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри

тебя... Страшное разорение чувствовал в себе Иван Петрович - будто прошла в нём иноземная рать и всё вытоптала и выгадила, оставив едкий дым, оплавленные черепки и бесформенные острые куски от того, что было как-никак устоявшейся жизнью. Не сказать, что он и раньше жил в полном согласии с собой, во всяком даже и в совсем уведомленном человеке всегда что-то выходит из повиновения и принимается то ли скулить, то ли требовать. Выходило и у него. Но это нуждалось, так сказать, в текущем ремонте. Иван Петрович знал, чем оправляется это нездоровье — работой или добрым делом... И что же теперь стало? Как случилось, что всё его с .заботой отстроенное нутро вдруг взбунтовалось против него?» (В. Распуган «Пожар»).
«Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок  внутри тебя... Страшное разорение чувствовал в

Слайд 17В чём причина этого неприятия себя? В том, что вокруг «ничего

не понять»: на словах — одно, на деле — другое. Но главное, что «принадлежащие тебе владения отказываются тебе повиноваться. Только тогда приходит догадка, что они сильнее тебя... Ты не оправдал их надежд и не донёс, не показал, что тебе было велено. А значит, что ты не был собой». Что же это за владения, о которых Иван Петрович рассуждает? Конечно, речь здесь о духовном, а не о материальном богатстве. Кривя душой, притворяясь, угождая вышестоящим, многие люди советского периода позволяли приток во власть всё менее и менее достойных людей. Коллективная безответственность и привела к «пожару» — распаду СССР. И хотя бедствия объединяют людей и в какой-то мере духовно очищают, но это горький и слишком поздний урок. И больше всего пострадавших от этого «пожара»— среди женщин и детей.
В чём причина этого неприятия себя? В том, что вокруг «ничего не понять»: на словах — одно,

Слайд 18«Иван Петрович оглушённо смотрел то на извивающийся из склада след масла,

то на Валю, которая убивалась так, будто два-три литра пролитого масла — самая большая для неё сегодня потеря» (В. Распутин «Пожар»).

Дело тут не в Масле, а в том же «внутреннем беспорядке», о котором размышлял Иван Петрович. Ибо женщине навести «порядок» в себе ещё труднее, чем мужчине. В эпоху бедствий и катастроф женщина всегда жертва, всегда в проигрыше. Ведь победа для неё — это не поверженный противник, а покой и уют, дом и семья, дети и муж, хлеб на столе и уверенность в завтрашнем дне. К счастью, Иван Петрович понимает, какую роль в его жизни играет Алёна.

Мужчина живёт умом, женщина — сердцем, интуицией, внутренним шестым чувством. Поэтому в экстремальных ситуациях она может найти единственно верное решение — не рассуждая, инстинктивно, сама не зная почему.

«Иван Петрович оглушённо смотрел то на извивающийся из склада след масла, то на Валю, которая убивалась так,

Слайд 19«Машина была старая... мотор вдруг вспыхнул. Распластанный и растерявшийся, Иван Петрович

обмер. И выскочил он, когда на него чем-то сыпануло. В углу на предамбарнике стоял короб с песком, приготовленным для зимы, Алёна одним махом подхватила и ухнула его на огонь. Потом, когда короб снова наполнили, Иван Петрович с великим трудом едва отодрал его от земли. Алёне нечего было и пытаться.
«Это не я и была, — простодушно решила она. — Это кто-то, чтоб спасти тебя, мои руки подхватил да свою силу подставил. А я ничё и не помню»... И сколько такого случалось, что кто-то её руками подымал и подымал непосильные тяжели» (В. Распутин «Пожар».)

«Тихая, печальная и притаённая, будто и она страдала от ночного несчастья, лежала в рыхлом снегу земля... Тихо-тихо кругом — как в отстое, в котором набирается новое движение... Отяжелевшее, несвежей белизны небо... длинным уклоном уходило за Ангару... Но... уже вязко проседал под ногами снег и отмякал дальний речной раствор. Весна отыскала и эту землю — и просыпалась земля. Устраивать ей теперь переклик, что уцелело и что отмерло, что прибавилось от людей и что убавилось, собирать уцелевшее и не отмершее в одну живу» (В. Распутин «Пожар»).

«Машина была старая... мотор вдруг вспыхнул. Распластанный и  растерявшийся, Иван Петрович обмер. И выскочил он, когда

Слайд 20С уважением и сердечным теплом обрисовывает Валентин Григорьевич деревенских женщин. Вся

жизнь у старухи Анны в повести «Прощание с Матёрой» была во имя высшей цели: детей, семьи, дома, а значит, во имя Родины и народа. Хотя не употребляют эти старушки таких высоких слов. Проста и скромна их речь, светлы и незаносчивы мысли. Инстинктивное ощущение внутреннего нравственного закона характерно для всех распутинских героинь.
С уважением и сердечным теплом обрисовывает Валентин Григорьевич деревенских женщин. Вся жизнь у старухи Анны в повести

Слайд 21Повесть «Деньги для Марии» показывает проверку людей на прочность богатством, «Живи

и помни» — испытание любовью, а «Прощание с Матёрой» — испытание на верность родной земле. Когда война, когда подступает враг — там всё ясно, и проблема выбора решается быстро. Но когда землю гробят свои же, русские, когда вокруг «туман» и неясно, кто прав, кто виноват, тогда только внутренний страж, душа, подскажет, как поступить.

Вспомним его «Уроки французского». Да, ребёнок должен хорошо учиться. Но ещё более важно не потерять веру в людей, не озлобиться, спасти душу. И мальчику в этом помогает учительница — ценой своей репутации, ценой увольнения с работы. Ты не один в мире, рядом есть кто-нибудь, кто пожалеет тебя и поможет, — вот главный урок, полученный в школе маленьким героем рассказа. Всего один урок, но он способен перевесить ту меру страданий, которые выпали надолго этого мальчика

Повесть «Деньги для Марии» показывает проверку людей на прочность богатством, «Живи и помни» — испытание любовью, а

Слайд 22Женщины в произведениях Распутина не могут жить без любви, без самоотверженного,

жертвенного служения родным и близким. Болезнь дочери в рассказе «Что передать вороне?» побуждает и мужчину задуматься о необходимости «остановиться, оглянуться», пожертвовать своей суетой ради ребёнка, задуматься о смысле жизни и богатстве внутреннего мира детей.
Женщины в произведениях Распутина не могут жить без любви, без самоотверженного, жертвенного служения родным и близким. Болезнь

Слайд 23Чего же ищут героини Валентина Распутина? Утешения или правды, надежды или

веры? Думается, что всё это у них уже есть. А просят они у нас только понимания. Такого же, на которое способен писатель. Литературные критики «приклеили» к Распутину и ряду других авторов ярлык «писатели-деревенщики». Как будто можно разделить нравственную тему на «городскую» и «сельскую», как будто не связаны кровными узами наши город и деревня!
Чего же ищут героини Валентина Распутина? Утешения или правды, надежды или веры? Думается, что всё это у

Слайд 24Распутин осуждает в русских мужчинах как низменность интересов, так и «деспотизм

и тиранию чисто духовного парения» (рассказ «Что передать вороне?»). Воспаряющий над людьми интеллектуал нарушает свой внутренний нравственный закон. А истина — в единении людей. Вот главная мысль Валентина Распутина.
Распутин осуждает в русских мужчинах как низменность интересов, так и  «деспотизм и тиранию чисто духовного парения»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть