Слайд 1Урок литературы по рассказу А.П.Чехова «Тоска». 9 класс.
Слайд 3
« Кому повем печаль мою?..»
Цели урока:
прочитать рассказ «Тоска»;
найти ключевые
слова, определяющие душевное состояние героя;
понять замысел автора;
соотнести замысел автора с личным опытом;
написать эссе.
Слайд 4Стадия вызова:
«В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?» (
прием «корзина идей»).
не интересно;
думают о своем;
не считаются с моей точкой зрения;
игнорируют сознательно;
не хотят слушать;
…..
ВЫВОД: «Люди глухи!»
Слайд 5Осмысление содержания
« Как эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П.Чехов в
рассказе «Тоска»? (чтение произведения с остановками, поиск ключевых слов, выражений). Учащиеся заранее не читают произведение.
I остановка (в конце первого абзаца):
Почему в таком состоянии мы видим Иону Потапова?
II остановка (до слов «По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей…»):
Как автор передает состояние Ионы?
В чем причина горя, тоски?
Как реагирует военный на рассказ Ионы о смерти сына? Слышит ли? Почему?
Слайд 6III остановка (До слов «Иона видит дворника с кульком и решает
заговорить с ним):
Усиливает ли автор состояние тоски, горя?
Стало ли легче Ионе после разговора с военным?
Кто следующие пассажиры?
Что отвечают молодые люди, когда извозчик заговорил о сыне? Почему они так говорят?
Стали ли они слушать дальше?
IV остановка (До слов «Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона»):
К кому еще обращается Иона?
Почему они не слушают его?
Зачем А.П.Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду?
Вопрос-прогноз: Как вы думаете, кому всё-таки рассказал свою историю Иона Потапов? Почему? (после обсуждения текст дочитывается до конца).
Слайд 7Стадия Рефлексии
Обращаемся к эпиграфу урока «Кому повем печаль мою?..»
Как вы понимаете
смысл данной фразы?
Затем обращаемся к «корзине идей» и выбираем наиболее точный ответ из списка.
не хотят слушать.
А когда вас не хотят слушать, какое чувство тогда возникает?
тоска.
Понятен ли вам замысел автора?
Написать эссе на тему «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?
Слайд 8Стих благоразумного Иосифа Прекрасного
Кому повем печаль мою,
Кого призову
к рыданию,
Токмо Тебе, Владыко мой,
Известна тебе печаль моя,
Моему Творцу Создателю,
И всех благих подателю,
И буду просить я милости,
От всея своея я крепости,
Кто бы мне дал, от очей своих слёзы,
Плакал бы я день и нощь,
Рыдал бы я о грехах своих,
Пролил бы я слезы от очей своих
Аки реки едемския
Погасил бы я гиенский огонь.
Аминь.
Слайд 10Материал подготовила:
Манухина Л.В. – учитель русского языка и литературы Ачинского кадетского
корпуса.