Презентация, доклад урока литературы в 10 классе по теме Петербургские повести Н. В. Гоголя. Повесть Нос (по программе В. Я. Коровиной ).

Содержание

Цель урока:Показать развитие образа «маленького человека» на примере повести «Нос»; Слияние реалистического, мистического и фантастического в повести. Задачи:Обучение аналитическому чтению;Словарная работа;Употребление учащимися терминов

Слайд 1Урок литературы по теме: Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» ( повесть «Нос») 10

класс

Учитель Пушкина Елена Владимировна

Урок литературы по теме: Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» ( повесть «Нос»)  10 классУчитель Пушкина Елена

Слайд 2Цель урока:
Показать развитие образа «маленького человека» на примере повести «Нос»;
Слияние

реалистического, мистического и фантастического в повести.
Задачи:
Обучение аналитическому чтению;
Словарная работа;
Употребление учащимися терминов и понятий из теории литературы.
Цель урока:Показать развитие образа «маленького человека» на примере повести «Нос»; Слияние реалистического, мистического и фантастического в повести.

Слайд 3Н. В. Гоголь (1809 – 1852)

Н. В. Гоголь (1809 – 1852)

Слайд 4Активизация знаний учащихся по биографии и творчеству Н.В.Гоголя
Родительский дом в Васильевке

Активизация знаний учащихся по биографии и творчеству Н.В.ГоголяРодительский дом в Васильевке

Слайд 5Мария Ивановна и Василий Афанасьевич

Мария Ивановна и  Василий Афанасьевич

Слайд 6Нежин. Гимназия высших наук

Нежин. Гимназия высших наук

Слайд 7Петербург
Окончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим

выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 г. появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя.
ПетербургОкончив гимназию в 1828 г., Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет

Слайд 8«Истинно весёлая книга»,- такой отзыв дал А.С.Пушкин

«Истинно весёлая книга»,- такой отзыв дал  А.С.Пушкин

Слайд 9«Заколдованное место»

«Заколдованное место»

Слайд 10 Вмешательством , вторжением фантастического

мира в реальные людские дела отмечены повести «Пропавшая грамота», «Заколдованное место, «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вий».


Вмешательством , вторжением фантастического мира в реальные людские дела отмечены

Слайд 11«Майская ночь или утопленница»

«Майская ночь или утопленница»

Слайд 12Цикл «Миргород»

В 1835 году вышли из печати «Арабески» и

«Миргород».В сентиментальных и романтических повестях миргородского цикла «Старосветские помещики», «Повесть о том , как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - идиллия с несложными интересами, простыми радостями на лоне щедрой природы
Цикл «Миргород»  В 1835 году вышли из печати «Арабески» и «Миргород».В сентиментальных и романтических повестях миргородского

Слайд 13«Петербургские повести»
Верх гоголевской фантастики — "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в

1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.
«Петербургские повести»Верх гоголевской фантастики —

Слайд 14Осенью 1835 г. он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан

был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене "Ревизора"

Осенью 1835 г. он принимается за написание

Слайд 15Поэма о России.

Поэма о России.

Слайд 16Последние месяцы
1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том

"совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы в 1855 г.). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.
Последние месяцы1 января 1852 г. Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том

Слайд 17Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

Слайд 18Гоголь – мудрая птица, ты достигнул венца Под ногами твоими поднялась лестница. Бог,

откинув покровы, дал узреть грешный мир, Понял ты основное, сатана – их кумир. Сатана миром правит, ты отверг его власть И своею рукою загасил жизни страсть. Это сильный поступок, это выбор пути, Ты решил жизнь задуть, как свечу, и уйти. Как решил, так и сделал, сам себе став судьёй. Гоголь – гений, пророк с необычной судьбой. Галина Головина


Гоголь – мудрая птица,  ты достигнул венца Под ногами твоими  поднялась лестница. Бог, откинув покровы,

Слайд 19Аналитическое чтение повести «Нос»; групповая работа.
1 группа
УТРО В ДОМЕ

ЦИРЮЛЬНИКА


Аналитическое чтение повести «Нос»; групповая работа.  1 группаУТРО В ДОМЕ ЦИРЮЛЬНИКА

Слайд 20 (1 гл.)
Знакомство с героями: Иваном Яковлевичем и его супругой через

чрезвычайное происшествие в их доме.
Описать реакцию на необычную находку Ивана Яковлевича и его жены.
Как вы думаете ,почему такая реакция была у героев?
Как хотел избавиться от «находки» Иван Яковлевич?
Найдите описание внешности Ивана Яковлевича.
Охарактеризуйте героя.

Словарная работа
Объясните значение слов:
Цирюльник
Коллежский асессор
Будочник
Циник
Пунш ( см. отведать пуншу в заведении)


(1 гл.)Знакомство с героями: Иваном Яковлевичем и его супругой через чрезвычайное происшествие в их доме.Описать реакцию

Слайд 21

2 группа
УТРО В ДОМЕ КОЛЛЕЖСКОГО АСЕССОРА КОВАЛЕВА ( 2 глава)
С каким настроением просыпается господин Ковалев? Найдите подтверждение в тексте.
Опишите реакцию героя на « пропажу»,используйте выражения из текста.
Составьте характеристику господина Ковалева ,используя текст.
Какие мысли по поводу «пропажи» пришли в голову г-ну Ковалеву сначала?
Расскажите о «неожиданной встрече с Носом».
Найдите описание Носа «в новом образе».
Подумайте ,как изображен Нос?
Диалог в Казанском соборе – кульминация сюжета, вы согласны? Почему?
В кого «превращается» Нос?
Инсценируйте диалог г-на Ковалева со своим Носом.
Чей разговор напоминает их диалог ,на ваш взгляд ?
Охарактеризуйте речь г-на Ковалева и речь Носа.
Как вы думаете ,что в этой сцене фантастического, а что носит правдоподобный характер? Для чего , на ваш взгляд, автор придумал эту сцену?
Словарная работа
Объясните значение слов:
Обер – полицмейстер
Кавказский коллежский асессор
Статский советник


Слайд 22

3 группа
ПОИСК ПРАВДЫ ГОСПОДИНОМ КОВАЛЕВЫМ ( 2 глава )

Куда отправляется г-н Ковалев в поисках истины и помощи?
С какими реалиями жизни современной Гоголю России сталкивается читатель в газетных объявлениях ,у частного пристава ,при встрече Ковалева с полицейским чиновником у себя дома ?
Как реагировал каждый, к кому обращался г-н Ковалев за помощью?
Приведите примеры их «отговорок».
Как изменяется состояние г-на Ковалева после каждого визита?
Что более всего беспокоит г-на Ковалева при мысли, что он до конца жизни останется без носа?

Слайд 23 ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП

Является ли

необычным в мире ,описанном Н.В. Гоголем, нелепое происшествие, случившееся с носом г-на Ковалева ? Обоснуйте свое мнение.
Смеется ли Гоголь над своим героем? Приведите примеры.
На кого обрушивается сатира Н.В. Гоголя ?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП Является ли необычным в мире ,описанном Н.В. Гоголем,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть