Слайд 1Андрея Платонов
«Сокровенный человек»
Урок сотрудничества
Подготовили:
Учащиеся: Штранц Маргарита,
Елисеева Виктория
Учитель Красникова В.А.
МОУ
«Стрелецкая СОШ имени Героя Советского Союза А.Е.Черникова» Белгородского района Белгородской области
Слайд 2Платонов Андрей Платонович
Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже
Учился в
церковно-приходской школе
В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум
В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии
Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г
В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и «Сокровенный человек»
Слайд 3Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в
адрес автора
В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать
Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора
Умер 5 января 1951 г. в Москве, находясь в глубокой нужде
Слайд 4 Повесть «Сокровенный человек»
Написана в 1928 году, повесть состоит из 9
глав. Повествует о увиденных и пережитых главным героем событий революции.
Слайд 5Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души,
заветный.
В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
Слайд 6Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.
Как автору удаётся раскрыть тайное, сокровенное в человеке?
Через портрет героя, отношение к другим людям.
Рисует ли нам автор портрет героя? В повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности.
Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
Слайд 8Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от
предстоящего трудного беспокойства…”
В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Слайд 9Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем:
“Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.
После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.
“Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.
Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.
Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.
Слайд 10“Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
“Близ машины
он всегда был добродушен…”
“Писал рапорты о болезнях машины…”
“Переделал двигатель по своему пониманию…”
Слайд 11“Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,
Я – природный дурак”,
“Я – человек
облегчённого типа”.
Слайд 12Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения
– принцип его поведения.
По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники.
Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.
В чём её сущность?
Слайд 13Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди
живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”.
Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.
Слайд 15Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил
себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.
Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.
Слайд 16Подведем итоги
«Сокровенный человек» на протяжении повести как бы собирает в одно
целое свою вечно голодную плоть, практическую сметку, ум и душу: «если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!»
В сложное, путаное время, когда безграмотная беднота поднялась против ученой «белой гвардии» и невозможным, невообразимым подвигом — и жаждой подвига! — одолела противника, из человека «внешнего», бездумного, пустого Фома Пухов, проверяя все на своем опыте, превращается в «сокровенного человека».
Слайд 17Домашнее задание
Прочитать 2-3 произведения А.Платонова (по выбору ученика)