Слайд 1Тема урока: Правописание ЖИ-ШИ
Задача урока: ученик должен овладеть правописанием жи
-ши в словах;
ученик должен уметь систематизировать знания
правописания орфограммы жи - ши.
Оборудование:
1.Наглядность для актуализации опорных знаний
2.Наглядность для подведения к проблемному вопросу.
3.Наглядность для открытия новых знаний.
4.Тетрадь.
5.Презентация.
6.Интерактивная доска.
7.Карточки
8.Разрезная азбука.
1.Организация проблемной ситуации
Орг. момент
- Здравствуйте! Посмотрите на меня добрыми глазками, улыбнитесь. Улыбнитесь друг другу.
- Сегодня на урок к нам пришел гость. Вы узнали его?(Буратино)
-Какой он?(любопытный, сует всюду свой нос...)
-Скажите когда к нам приходит Буратино?(когда нам
нужно узнать новое)
Актуализация опорных знаний
Фонетическая зарядка
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- Как шипит гусь? (ш-ш-ш)
- Какой буквой на письме обозначается звук ш? (ша)
- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж)
- Какой буквой на письме обозначается звук (ж)?
Чистописание Ш ш, Ж ж (внимание на осанку)
Слайд 3Вариант учебного диалога
-Что вы можете сказать про эти два звука?
(согласные,
парные, всегда твердые, [ж] звонкий, а [ш] глухой)
- Какой у них есть секретик? (они всегда твердые)
- Посмотрите на эти звуки, что вы можете про них сказать?(они гласные)
- Докажите.
(они поются, на их пути нет преград…)
(наглядность все гласные звуки)
Подведение к проблемному вопросу
-Ребята, давайте послушаем сказку:
Слайд 4«Жили-были в стране Грамотность на улице Согласия Ж и Ш, а
неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили они дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить Ж и Ш, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут когда их искать начнут. Ж и Ш во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже всех... кроме Ы. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот усталые, обиженные, голодные и холодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы как ни в чем не бывало сидит, смеется, телевизор смотрит, чай пьет с пряниками, вовсе и не прятался Ы. Обиделись Ж и Ш и с тех пор у них дружба врозь.»
Слайд 5Проблемный вопрос
- С какой из букв ж и ш не дружат?
(с буквой ы)
- А если на письме нам надо будет написать жи, ши. Как же нам быть?
Построение гипотезы
-Какое предположение мы можем сделать?(жи-ши пиши с буквой и)
(наглядность жи-ши)
- Прочитаем хором еще раз правило.
2.Открытие новых знаний.
-Ребята, Буратино предлагает нам интересное задание: отгадать загадки, ответы записать в тетради, объяснить орфограммы.
(Письмо в тетради слов)
слова заранее написаны на доске
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф
Не потому, что гордый нрав
А потому, что он … (жираф)
Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут
Туда все несут… (Мыши)
Слайд 6Физминутка
на пальчики (фигурки из пальцев)
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
Мчится возле речки
Под седлом в уздечке!
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет
-Продолжим отгадывать загадки.
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые … (снежинки)
Два березовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи)
3. Проверка открытий
-У кого из вас есть лыжи? Кто из вас катался на лыжах?
Слово лыжи связано со словами «лязгать, лызнуть». В старину, да и сейчас в некоторых областях слово лязгать обозначало «скользить по льду», а «лызнуть» - улизнуть, скрыться. В этих словах так и слышатся "лыжи". Вот и выходит, что в самом названии «лыжи» заключается главное свойство – скольжение.
- Определите какая же, звуковая схема подходит к слову лыжи.
на интерактивной доске несколько схем
-Поможем Буратино. Для этого нарисуем ее в тетради и дадим каждому звуку характеристику.
дети еще раз делают вывод,что [ж] [ш] всегда твердые ,пишим жи-ши
-А теперь я предлагаю поиграть. Игра называется «Найди пару»
на интерактивной доске два столбика слов, соединяем слова по ассоциации
этажи пушистый
животное кружить
снежинка свежи
груша жить
-Назовите какие сочетания встретились в этих словах, которые надо запомнить?
Слайд 9
Физминутка.
Игра:
Я сейчас буду называть слова, а вы если услышите в
слове орфограмму жи-ши хлопните в ладоши.
Машина, жимолость, шампунь, еж, кувшин, щука, душица.
А сейчас не хлопайте, а приседайте.
Ежик, жук, шерсть, шарф, шиповник.
-Что это нам принес Буратино? (карточки)
детям предлагается самостоятельная работа
-А теперь поработайте учителями, проверьте как справились вы с заданием друг у друга.
работа парами
Слайд 104. Выводы исследования.
Вариант учебного диалога
-Скажите, что бы справится с заданием, что нужно знать?(нужно знать правило: жи-ши пиши с буквой и.)
-Вспомните чему научились на уроке? (мы учились писать слова с сочетаниями жи-ши)
-Составьте при помощи разрезной азбуки сочетания жи-ши как мы слышим
одновременно на доске составляет ученик
-Что у нас получилось?
жы шы
-Это правильно?
-Исправьте и запомните!
жи ши
-Как вы можете доказать?(жи-ши пиши с буквой и)
-Я очень рада, что вы все запомнили это правило и поняли, что жи-ши надо всегда писать с буквой И
-Ребята, я думаю с вашей помощью Буратино сможет открыть еще одну дверь в огромной стране Знаний!
Слайд 11ПОМНИТЬ ЧЕТКО МЫ ДОЛЖНЫ
ЖИ-ШИ МЫ ПИШЕМ С БУКВОЙ И!