Слайд 1Употребление деепричастий в речи
Подготовила: Плотникова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и
литературы I кв.категории МОУ «Ботовская СОШ»
Слайд 2Цель.
Определить роль деепричастий в речи, условия их правильного
употребления.
Развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепричастных
оборотов, морфемного и синтаксического разбора.
Способствовать воспитанию грамматической зоркости, интереса к изучению русского языка.
Слайд 3Самостоятельная работа
1.
От данных глаголов образовать деепричастия. Определить, почему глаголы разделены на
две группы.
1. Говорить, спешить, выслушать, повернуть.
2. Глохнуть, жечь, мять, атаковать.
Слайд 4Образовать деепричастия, учитывая закономерности и особенности их образования.
1.
Дрожать - 2. Видеть - 3. Гибнуть -
4. Стеречь - -
5. Улыбнуться - 6. Использовать -
Слайд 5. Прочитать текст, отредактировать его.
2.Определить тему, главную мысль, подобрать подходящие по
смыслу деепричастия.
1. Это самое чудесное зрелище, виденное когда-либо. Глядя в глубь расселины, твоему взору открываются гигантские столбы водяной пыли. Над ними только густое белое облако. Возникает и нарастает рокочущий шум.
2. …. движется мощный и стремительный поток воды.
Слайд 6Указать номер предложений без грамматической ошибки.
Самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой.
А. 1. Поднявшись в небо, планёр держится за счёт струи воздуха.
2. Поднявшись в небо, для планёра нужен воздух.
3. Поднявшись в небо, полёт планёра напоминает парение орла.
4. Поднявшись в небо, планёр плавно летел над лесом.
Слайд 7Б. 1. Изучив работу прибора, студенты приступили к практическим заданиям.
2. Изучив работу прибора, он дольше не выйдет из строя.
3. Изучив работу прибора, у меня появился интерес к работе.
4. Изучив работу прибора, я смог правильно использовать его.
Слайд 8В. 1. Раскрыв газету, моё внимание привлёк фотоснимок.
2.Раскрыв
газету, я просмотрел только программу телепередач.
3. Раскрыв газету, дедушка нашёл заметку о лётчиках.
4. Раскрыв газету, мне понравился очерк о ветеранах.
Слайд 9Г. 1. Придумав новое занятие, я интересно проводил время.
2. Придумав новое занятие, график работы изменился.
3. Придумав новое занятие, ученики готовились к выступлению.
4. Придумав новое занятие, у нас появились новые друзья.
Слайд 10Д. 1. Окончив училище, я продолжал учёбу.
2. Окончив
училище, комиссия направила меня в командировку.
3. Окончив училище, мой друг остался работать в городе.
4. Окончив училище, директор вручил мне диплом.
Слайд 11Проверь себя
А. 1, 4.
Б. 1, 4.
В. 2, 3.
Г. 1, 3.
Д.
1, 3.
Слайд 12
Сравнить составленное описание водопада с описанием водопада в стихотворении английского поэта
Роберта Саути «Лодорский водопад».В чём необычность стихотворения? Какой троп использует автор? С какой целью?
Слайд 13Употребление деепричастий – олицетворений в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись,
будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег…
Слайд 14 Употребление деепричастий в пословицах.)
Расставить знаки препинания, объяснить образование деепричастий.
Не узнав
горя не узнаешь радости.
Не учась и лаптя не сплетёшь.
Идя в науку будешь терпеть муку.
Не учи борючись, а учи побораючи.
Слайд 15Использование устаревших суффиксов в художественных произведениях
В чём особенность деепричастий в данном
тексте? Какой колорит они придают тексту?
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается.
Слайд 16Использование деепричастий во фразеологических оборотах
Что такое фразеологизм?
В чём особенность выделенных деепричастий?
Сложа
руки не покладая рук
скрепя сердце засучив рукава
спустя рукава затаив дыхание
сломя голову высунув язык
положа руку на сердце
Слайд 17Обобщение и систематизация знаний.
Закончите утверждение:
Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи,
надо
уметь…
избегать…
учитывать…
Слайд 18Ответ
Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо
уметь правильно их
образовать;
избегать грамматических ошибок в употреблении деепричастных оборотов;
учитывать особенности текста, в котором они употребляются (пословицы, фразеологизмы, художественное произведение русской классической литературы или современное).
Слайд 19Рефлексия
По группам ответить на вопросы.
1. Что было известно по
данной теме?
2. Что новое узнали?
3. Выделить главное, сделав вывод об употреблении деепричастий в речи.