Слайд 1О чём это стихотворение?
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько
вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
/П.Чесноков/
1
Слайд 2Эксперт
-а, м. Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-н. вопроса. Судебный э.
Толковый
словарь С.И. Ожегова
Слайд 3Как часто мы используем числительные
в повседневной жизни?
… и правильно ли
мы это делаем?
Организационный момент
Слайд 4Свободненский уезд, основанный 15 июня 1922 года, который затем был переименован
в Свободненский район. Площадь района составляет 731818 тыс. га с зарегистрированным населением 15220 человек. Расположен район в северно-западной части Амурской области и граничит с запада с Китайской народной республикой по реке Амур, с севера с Шимановским районом, с востока по реке Зея – с Мазановским и Серышевским районами и с юга – с Благовещенским районом.
Слайд 5Тема урока:
Употребление числительных в речи
Слайд 6– Научиться правильно произносить числительные
– научиться использовать знания о числительных в повседневной жизни
Цели
урока:
Слайд 8Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.
Отвечает – на вопросы “сколько?, который?”
Делится –
на 2 разряда: количественные и порядковые.
Изменяется – по падежам(количественные),
по родам, числам, падежам (порядковые).
Является – любым членом предложения.
Имя числительное
Слайд 9СЫЧЁВКА — село в Свободненском районе, в верховьях р. Гуран. Основано
в 1907 г. и названо в честь военного губернатора Приамурья А. Б. Сычевского, занимавшего этот пост в 1906–1910 гг. и в годы правления которого и было основано село.
Слайд 10Село Сычёвка стоит в верховьях реки Гуран (левый приток Амура).
Село Сычёвка
расположено к юго-западу от районного центра города Свободный.
Расстояние до города Свободный (через сёла Малый Эргель, Костюковка, Серебрянка, Новоивановка) около 63 км.
От окрестностей села Сычёвка на юго-запад идёт дорога к селу Гуран; на запад — к селу Загорная Селитьба, затем далее на левый берег Амура.
Слайд 11Распределите данные слова на четыре группы:
1) имя существительное; 2) имя
прилагательное;
3) имя числительное; 4) глагол.
Двойной, тройка, удвоить, второй пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, утроить.
Слайд 12Распределите данные слова
на четыре группы:
1) имя существительное; 2) имя
прилагательное;
3) имя числительное; 4) глагол.
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, утроить.
Слайд 13Распределите данные слова на четыре группы:
1) имя существительное; 2) имя
прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол.
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, утроить.
Слайд 14Распределите данные слова на четыре группы:
1) имя существительное; 2) имя
прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол.
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой,
сто, утроить
Слайд 15Распределите данные слова на четыре группы:
1) имя существительное; 2) имя
прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол.
Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, утроить
Слайд 16К 150 километрам пути прибавилось еще два.
Речка находилась в 1,5
километрах от деревни.
До цели осталось около 1,5 километров.
Полтора, полтораста
Слайд 171. По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.
2. Двое подруг ехали
на велосипеде.
3. У семерых нянек – дитя без глазу.
Лингвистическая разминка
Слайд 18Один в поле не воин.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
За
двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У умной головы сто рук.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
Пословицы и поговорки, в которых употребляются имена числительные.
Слайд 19Фразеологизмы
(Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому
фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным.)
Слайд 20 “От горшка два вершка, а уже указчик”
“Семь пядей во
лбу”
“На аршин борода, да ума на пядь”
“Косая сажень в плечах”
Фразеологизмы
Слайд 21 “От горшка два вершка, а уже указчик” – молодой человек, не
имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
“Семь пядей во лбу” –
об очень умном человеке.
“На аршин борода, да ума на пядь” –
о взрослом, но глупом человеке
“Косая сажень в плечах” –
широкоплечий, высокого роста человек.
Фразеологизмы
Слайд 23Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного
и среднего). = 4,5 см
Пядь - Название происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кулак или кисть руки.
Локоть - Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба.
Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11 – 16 вершков.
Аршин - Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. = 71,1 см.
Понятийно-терминологические карты
Слайд 24Сажень - происходит от слова “сягать”, т.е. доставать до чего-либо. Различали
три вида: простая, маховая и косая.
Дюйм - Он равен длине фаланги большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм = 2,54 см.
Фут - (от английского foot - буквально - ступня). Единица длины русской системы мер, отмененной в 1918. 1фут = 30,48 см.
Ярд - единица длины в английской системе мер
1 ярд= 91,44 см.
Эта единица длины появилась почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
Понятийно-терминологические карты
Слайд 25Сколько вершков до соседа по парте?
Сколько пядей высота парты?
Сколько дюймов диагональ
стула?
Покажите косую сажень?
Маховую сажень?
Аршин?
Сколько локтей длина парты?
Спасибо!
Физминутка
Слайд 27
Критерии оценивания:
Количество использованных понятий, вошедших в понятийно-терминологическую карту;
Точность
в употреблении понятия;
Занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрации;
Лингвистическая сказка
Слайд 28Каждый из вас сумел оценить себя.
– Что удалось?
– Что не получилось?
–
Каковы возможные причины?
– Каковы ваши следующие цели?
Рефлексия
Слайд 29 714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615,
18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
Рефлексия
Слайд 30Определи свой уровень и выполни задание одно на выбор или все
предложенные
1. Составить текст с именами числительными.
2. Составить кроссворд по теме “Имя числительное”
3. упр.637
Домашнее задание