Слайд 1Гжель
Выполнила Маскаева Злата,
ученица 6А МБОУ «СОШ №27г.Владивостока»
Слайд 2Как появилась гжель
Гжель – старинный гончарный район, в который входят 27
деревень. Он находится в 60 км от Москвы на берегу реки Гжелки. Там обнаружены богатейшие залежи глин, поэтому с давних времен жили гончары. Изумительно красивая, сине-белая керамика Гжели давно завоевала мировую славу.
Слайд 3Первые упоминания о Гжели обнаружены в письменных источниках за 1339 г.
Судя по найденной информации, Гжель входила в число прибыльных волостей и являлась собственностью великих московских князей и царей. Начиная с 16 века, гончары из Гжели стали привозить в Москву оставшиеся запасы керамической посуды, а также глину для гончаров из Яузской слободы. Захаживали они и на местные ярмарки, где знакомились с живописными изделиями мастеров из разных уголков России.
Слайд 4Большой популярностью по всей стране стали пользоваться изготовленные здесь кувшины, квасники
и кумганы. Некоторые изделия носили подчеркнуто декоративный характер. К примеру, кувшин мог быть выполнен в форме двуглавого орла, кружка для кваса – в виде льва с открытой пастью. Помимо посуды, мастера создавали забавные фигурки людей и животных. В росписи гжельской майолики использовались преимущественно 4 цвета: голубой, зеленый, желтый и коричневый. На изделиях изображались сказочные терема и волшебные травы, сельские пейзажи и сценки из повседневной жизни, птицы и звери.
Слайд 5Как делают гжель?
Начинается искусство гжели с создания эскиза будущего произведения. Согласно
ему, специальные мастера-модельщики лепят из пластилина модель, с которой уже отливают гипсовую форму. Когда она застывает, ее разрезают вдоль на две равные части, в каждую из которых через резиновые шланги заливают шликер – очищенную глину, разведенную водой. После высыхания из формы достают изделие с остаточными следами от разъемов, которые зачищаются оправщицами. Зачищенный предмет отправляется в печь с температурой в 900 *
Слайд 6Как расписывают гжель? После жаркой печки наступает время росписи, которая начинается
с перевода рисунка, придуманного художником, на изделие, поставленное на крутящуюся турнетку. У мастеров есть только один шанс точными движениями воссоздать задуманный узор, потому что пористый материал мгновенно впитывает краску. Шпатель, кисточки, стеклянная палитра и баночка с черного цвета окисью кобальта — вот и все инструменты. Кобальт — специальная краска, предназначенная для росписи по керамике. Во время нанесения он остается черным, меняя цвет на синий только после обжига. Краска одна-единственная, а вот оттенков ярко-синего на готовых предметах — множество! Подобное разнообразие достигается особыми приемами гжельского письма. -
Слайд 7Особенности Искусство гжели относится к так называемым подглазурным росписям, то есть
выполняемым по обожженному черепку до нанесения на него глазури. После того как рисунок нанесен, его окунают в глазурь, после чего снова обжигают, но уже при температуре в +1350 0С. Основными приемами росписи являются широкий мазок, позволяющий создать плавный переход от темного синего к слегка голубому. Узор образует сплошной мазок, как широкий, так и узкий, переходящий в тонкую линию. Сегодня можно говорить о сформировавшейся системе гжельского письма и о том, что создан особый и неповторимый стиль –
Слайд 8Виды
Все многообразие гжельской росписи сводится к творческому использованию трех основных ее
видов:
Растительной, изображающей стилизованные и обобщенные травы, ягоды, злаки, листья, гирлянды и букеты. Наиболее часто мастера рисуют розы и ромашки, лилии и гвоздики, маки и георгины, астры и пионы.
Орнаментальной. К ней относятся разнообразные «шашечки», «усики», «капельки», «жемчужинки» и «гребенки» — сеточки, используемые для заполнения внутреннего пространства больших элементов, например, круга или звезды.
Сюжетной. Это герои и сцены из сказок, подмеченные художником ситуации в повседневной городской и деревенской жизни, различные состояния природы и пейзажи