Слайд 1Роль эпитетов и сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова“Демон”
Автор: Шалаев Фёдор,
ученик 9
класса
Руководитель: Варенцова С.А.
Слайд 2Содержание.
Введение
Сравнения,эпитеты, помогающие создать образ природы в поэме Лермонтова «Демон»
Сравнения, эпитеты, помогающие
создать образ Демона
Сравнения, эпитеты, помогающие создать образ Тамары
Сравнения, эпитеты, помогающие создать образ Ангела
Выводы
Список литературы
Слайд 3Введение.
Цель проекта — определить роль эпитетов
и сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова
«Демон».
Задачи:
- изучить вопрос о роли эпитетов и сравнений в художественном тексте;
- определить роль эпитетов и сравнений для создания картин природы в поэме;
- определить роль эпитетов и сравнений для создания образа Демона;
- определить роль эпитетов и сравнений для создания образа Тамары;
- определить роль эпитетов и сравнений для создания образа Ангела;
Материал исследования:
сравнения и эпитеты в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Слайд 4Сравнение
Среди изобразительно-выразительных средств языка существует специальный прием, основанный
на сопоставлении двух явлений. При этом он позволяет пояснить одно явление через другое. Наиболее часто это выразительное средство языка оформляется в форме сравнительных оборотов, обогащенных союзами что, как будто, точно, словно и как. Например: как спелые яблоки, сидят на ветке снегири.
Передача сравнения может быть осуществлена и другими средствами.
Например, существительным в творительном падеже с глаголом.
Например: багровым костром лежал закат.
Для сравнения может быть применено сочетание существительного со сравнительной формой прилагательного - правда дороже, чем золото.
Слайд 5Эпитет
Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь
свойство или качество понятия, явления, предмета.
Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки.Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: "бродяга-ветер", прилагательное – например: "деревянные часы", наречие или деепричастие: "ты жадно глядишь" или "самолеты несутся, сверкая".
Слайд 6История создания поэмы Демон
Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в
14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку.
В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.
Слайд 7Сравнения в описании природы.
Действие поэмы развёртывается на фоне кавказской природы.
Именно в
первой части появляется множество сравнений при описании восточного колорита:
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел,- и горный зверь и птица,
Создавая многогранный образ Демона, автор опирается на традиции романтизма: действие развёртывается на фоне экзотической обстановки.
Слайд 8Роль эпитетов в создании образа Демона
Эпитеты у М. Ю. Лермонтова несут
основную смысловую нагрузку, передают авторское отношение
к героям.
Так, в начале поэмы Демон вызывает сочувствие. Он «печальный», «давно отверженный», «дух изгнанья», с «немой душой», «померкшими глазами», «злой дух», «безотрадный» .
Слайд 9Демон и Тамара
Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного
героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям. Так, для Тамары Демон - «дух лукавый», «коварный друг».
Слайд 10Образ Демона
Любовь к Тамаре преображает героя, он надеется на свое перерождение:
Но
ты, ты можешь оживить
Своей любовью непритворной
Мою томительную лень
И жизни скучной и позорной
Непролетающую тень!
Слайд 11Демон отверженный
Демон терпит поражение в любви, в конце поэмы он побежденный,
отверженный, но по-прежнему гордый и непреклонный в своих помыслах, эта мысль подчеркивается эпитетами:
Тогда над синей глубиной
Дух гордости и отверженья
Без цели мчался с быстротой;
Но ни раскаянья, ни мщенья
Не изъявлял суровый лик
Слайд 12Образ Тамары
В противовес главному герою, Тамара окрашена светлыми, чистыми тонами.
Эпитеты и
сравнения помогают выразить отношение к героине автора, а вместе с тем и читателя:
Как звезды омраченной да́ли,
Глаза монахини сияли;
Ее лилейная рука,
Бела, как утром облака,
На черном платье отделялась.
Слайд 13Природа и Тамара
Даже природа, одухотворяясь, сочувствует героине:
Меж тем, как путник
любопытный,
В окно, участием полна,
На деву, жертву грусти скрытной,
Смотрела ясная луна!..
Слайд 14Образ Ангела
Антиподом Демону в поэме выступает Ангел, и М.Ю.Лермонтов с
помощью эпитетов подчеркивает антагонизм образов: «ангел мирный», « крылья легкие», «за белыми плечьми», «взор унылый», и даже в сравнении «Чиста, как мой ангел" выражено отношение к Ангелу поэта.
И природа заодно с небожителем, они гармонично дополняют друг друга.
И был небесный свод над ним
Украшен радугой цветистой,
И воды с пеной серебристой
С каким-то трепетом живым
К скалам теснились вековым.
Ангел и природа вместе молятся за душу Тамары:
Творцу молился он. И, мнилось,
Природа вместе с ним молилась.
Слайд 15М.Ю.Лермонтов использует такие выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, для создания
главных образов поэмы (Демона, Тамары, Ангела), отражения чувств, переживаний героев, создания романтического пейзажа, что способствует выражению авторской идеи поэтического текста.
ВЫВОДЫ!!
Слайд 16Литература
1. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982.
2. Коровин.
И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. — М., 2002.
3. Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. — М., 2002.
4. Лермонтовская энциклопедия. —Л., 1981
5. Лермонотов М. Ю. «Демон»
6. Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985
7. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. — Л., 1979
8. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988.