Слайд 1Учебно-исследовательский проект
«За чистоту русского языка в СМИ и разговорной речи»
Пономарева
Екатерина, 7 класс
МБОУ «Савинская школа»
Учитель русского языка и литературы Л.Н.Салиева
2018
Слайд 2«Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся
в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну»
Эмиль де Жирарден
Слайд 3Гипотеза
Словесная распущенность играет не последнюю роль в нашем
формировании, в нашем интеллектуальном развитии, для нашего здоровья. Жаргонизмы, сленг - обедняют нашу речь.
Слайд 4Тип проекта: социально-информационный
Предмет исследования: русский язык как явление современной жизни.
Объект исследования:
язык СМИ (наружная и телереклама, периодическая печать, телевизионные программы, разговорная речь).
Методы исследования:
swot-анализ, contents-анализ, лингвистический анализ языковых единиц, статистический отчет
Цели:
Создание условий для формирования устойчивого интереса к русскому языку, ответственности каждого за сохранение русского языка как национального достояния.
Активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности.
Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде
Задачи:
1. Закрепить навыки редактирования: уметь видеть ошибку, её классифицировать и исправлять.
2. Повысить уровень культуры общения в молодежной среде.
Учебно-практическая задача: произвести лингвистический анализ языковых средств текстов, встречающихся в СМИ, классифицировать и редактировать выявленные ошибки.
Слайд 5Значимость проекта
«От создания проекта -
к развитию личности» – так можно определить основное значение проекта.
Работа над проектом позволит сделать речь школьников более красивой и богатой, начнёт вырабатывать у них нетерпимость к «загрязнению» русской речи, повысит читательскую активность. В дальнейшем молодые люди получат возможность более легко общаться в любом обществе, не используя сленг и ненормативную лексику в своей речи.
Участвуя в исследовании, различных классных и школьных мероприятиях в рамках проекта, в конкурсах чтецов, обучающиеся обогатят речь, начнут ценить свой язык.
Слайд 6
Время работы над проектом:
С октября 2017года по январь 2018 года
Обзор
литературы
В статье учителя Людмилы Борисовны Шатохиной «Актуальность проблемы сохранения чистоты русского языка»рассматриваются вопросы, связанные с употреблением в речи современников, и в частности школьников, нецензурной лексики и неоправданных заимствований из других языков. В ней говорится о тех негативных изменениях, происходящих с языком, которые притягивают к себе пристальное внимание ученых и общественности из-за того, что подобные изменения влекут за собой изменения национального самосознания.
Слайд 7Обзор литературы
Валерий Мокиенко — доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Санкт-Петербургского
университета в своей статье «Сленг и жаргон: нужно ли бороться за чистоту русского языка?» пишет о том, как интернет влияет на речь молодежи и о новых языковых тенденциях.
Слайд 8Опрос среди обучающихся
7-9-х классов
- Употребляете ли вы сленг и ненормативную
лексику в своей речи?
- Как часто вы употребляете сленг и ненормативную лексику в своей речи?
- Для чего вы употребляете сленг и ненормативную лексику в вашей речи?
- Могли бы вы обойтись без этих слов?
Слайд 9Результаты исследования
Употребляете ли вы в своей речи сленг и ненормативную лексику?
Слайд 10Результаты исследования
Как часто вы употребляете сленг и ненормативную лексику в своей
речи?
Слайд 11Результаты исследования
Для чего вы употребляете мат и сленг?
Слайд 12Результаты исследования
Могли бы вы обойтись без этих слов?
Слайд 13
«Слова - ветер, а бранные слова - сквозняк, который вреден»
У.Шекспир
Сквернословие
очень быстро разрушает интеллект!!!
Слайд 14Факты нарушений норм литературного языка, которые носят регулярный массовый характер:
В средствах массовой информации иногда употребляется жаргонная, просторечная в том числе бранная и даже ненормативная лексика.
На телевидении и радио наблюдаются нарушения норм произношения слов, как самими ведущими программ, так и их героями, а также политиками, артистами и др.
На радио и молодёжных каналах телевидения (MTV, МУЗ ТВ и т. п.) и других каналах в программах, где целевая аудитория молодёжь и подростки, огромное количество заимствованной лексики из английского языка (его американского варианта), особенно большое количество слов, связанных с модой (тренд, лук, принт и др.) и современной музыкой (хит, демо, трек, саунд и т. д.).
Слайд 15Бой-френд
Микробологгинг
Аккаунт
Дедлайны
хайп
Зафрендились
МЧ
Хенд-мейд
зашквар
Леди Либерти
Депрессоведы
Нытикологи
Админушка
комменты
Слайд 21Абсолютное большинство людей сегодня образованные, учились в школах, оканчивали ВУЗы, но
есть слова, в которых очень часто продолжают делать ошибки:
ихний, евоный, еёный;
в общем;
компания и кампания;
Ложить;
одеть и надеть;
сколько время?;
занять и одолжить;
прийти и др.
Слайд 22Ошибки в ударении:
ТОРТЫ. Название десерта, состоящего из одного или нескольких коржей,
пропитанных кремом, не всегда произносят правильно
ХОДАТАЙСТВО. Типичная ошибка работников судебной системы и правоохранительных органов
СЛИВОВЫЙ. Например — пирог или джем
КУХОННЫЙ двор, уголок или комбайн
КАТАЛОГ
КРАСИВЕЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ и др.
Слайд 23 Язык СМИ играет главную роль не только в
распространении русского языка, но и в повышении грамотности населения
Слайд 24«Сегодня СМИ — творцы литературной нормы. Вот кто сегодня у языковой
власти».
Г.Я.Солганик, доктор филологических наук
Слайд 25Интеллектуальный марафон
«Говорим по-русски»
Слайд 27
«Следует класть на язык свой печать, чтоб слова не
вымолвить лишнего, — пуще богатства надо слова охранять».
Лукиан
Слайд 28Мы ЗА чистоту
русского языка
в СМИ
и в разговорной речи.
Начнем с себя!!!