Презентация, доклад Тютчевского урока Времена года в лирике Ф.И.Тютчева

Содержание

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Слайд 1ВРЕМЕНА ГОДА Ф.И. ТЮТЧЕВА
К дню рождения поэта
Веретехина Н.Н. – учитель русского

языка и литературы
ВРЕМЕНА ГОДА  Ф.И. ТЮТЧЕВАК дню рождения поэтаВеретехина Н.Н. – учитель русского языка и литературы

Слайд 2Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873)

Федор  Иванович Тютчев  (1803 – 1873)

Слайд 3
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся

и играя,
Грохочет в небе голубом… ?»

«Чародейкою - Зимою
Околдован лес стоит…»

«Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся  и играя,Грохочет в небе голубом… ?»«Чародейкою

Слайд 4




Познакомиться с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева




На примере стихотворений

показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.


Цели:

Познакомиться с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева  На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в

Слайд 5Усадьба Овстуг Брянского уезда Орловской губернии

Усадьба Овстуг Брянского уезда   Орловской губернии

Слайд 6
Родители Тютчева
Екатерина Львовна Тютчева,
мать поэта
(1776-1866)
Иван Николаевич Тютчев,
отец поэта
(1768-1846)

Родители ТютчеваЕкатерина Львовна Тютчева, мать поэта(1776-1866)Иван Николаевич Тютчев, отец поэта(1768-1846)

Слайд 7Детство
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки

Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына
Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился

Слайд 8Юность
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности

к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.
Юность   Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым

Слайд 9
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей

поэт вошёл прежде всего как певец природы.









Весна

Лето

Осень

Зима

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец

Слайд 10
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Слайд 11Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Не то, что мните вы, природа:

Слайд 12Времена года Ф.И. Тютчева

Времена года  Ф.И. Тютчева

Слайд 13ВЕСНА
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний,

первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.  
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы
дождевые,
И солнце нити золотит.  
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.  
Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.
1828; начало 1850-х гг.
ВЕСНА   Весенняя грозаЛюблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и

Слайд 14ЛЕТО

Полдень
Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, В

лазури пламенной и чистой Лениво тают облака.
И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет, И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно
дремлет.
1829

ЛЕТО     ПолденьЛениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река, В лазури пламенной и чистой

Слайд 15ОСЕНЬ
* *

*
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы
хрустальный,
И лучезарны вечера...  
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.  
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
22 августа 1857  

ОСЕНЬ        * *  *Есть в осени первоначальной Короткая, но

Слайд 16 ЗИМА
* * *
Чародейкою Зимою
Околдован, лес

стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
 
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
 
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
31 декабря 1852

ЗИМА      * * *Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит- И под снежной

Слайд 17ВРЕМЕНА ГОДА Ф.И. ТЮТЧЕВА

ВРЕМЕНА ГОДА Ф.И. ТЮТЧЕВА

Слайд 18Декабрьское утро
На небе месяц - и ночная Еше не тронулася тень, Царит себе,

не сознавая, Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом, А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех
мгновений, Ночь испарится над землей, И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир
дневной...
Декабрь. 8 часов утра. 1859

Декабрьское утроНа небе месяц - и ночная Еше не тронулася тень, Царит себе, не сознавая, Что вот

Слайд 19* * *
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась

земля. 
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой. 
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей. 
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сияньи потонула
Вся смятенная земля.

6 июня 1849
* * *Неохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы,Дальний гром и дождь

Слайд 20Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по

принципу сходства.
(«Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).)
Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением.
Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа.
(«О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).)
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно».
(«Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).)
Сравнение может быть выражено формой Т.п.
(«В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)
Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков.
(«Под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят». (А.А. Фет))

Словарь терминов

Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса»

Слайд 21Неохотно и несмело солнце смотрит на поля…
1) Какие картины природы
возникают

перед нами
при чтении этого стихотворения?

2) По каким признакам можно определить, что это ранняя весна?

3) Какими художественными приёмами пользуется поэт при описании весенней грозы?
Неохотно и несмело  солнце смотрит на поля…1) Какие картины природы возникают перед нами при чтении этого

Слайд 22Изобразительно-выразительные приёмы в стихотворении:
А) эпитеты:

Б) олицетворения:

В) сравнение:

- Выпишите их из текста

стихотворения.
Изобразительно-выразительные приёмы в стихотворении:А) эпитеты:Б) олицетворения:В) сравнение:- Выпишите их из текста стихотворения.

Слайд 23 Проверьте себя!
Эпитеты: зеленеющие (нивы), (пламень)

белый и летучий, сердитей и смелей, смятенная.
Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз ещё взглянуло исподлобья».
Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».
Проверьте себя!Эпитеты: зеленеющие (нивы), (пламень) белый и летучий, сердитей и смелей,

Слайд 24«Такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и

мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных...» М.П. Погодин
«Такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду

Слайд 25Закончите предложение:
«Сегодня на уроке я узнал…

научился…
понял…
почувствовал…

Закончите предложение:«Сегодня на уроке я узнал…

Слайд 26 Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть