Презентация, доклад Творческий проект по литературе Произведения А.С. Пушкина в творчестве русских композиторов

Содержание

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась

Слайд 1
Проект по литературе
«Произведения А.С. Пушкина
в творчестве русских композиторов»
МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 48»

Курск - 2014

Выполнила: Лукина Виктория, 7А класс
Руководитель: Беляева Т.Н., учитель русского языка и литературы

Проект

Слайд 2 Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от

юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

Многие русские композиторы обращались к творчеству поэта. По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:
1. М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.
2. А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость»,
1868 г. (оперы)
3. М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)
4. Н. Римский - Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900
(опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на
музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)
5.П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама»,
1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)
6. Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)


Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до

Слайд 37. С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903г. (оперы)
8. Ц.

Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909г. (опера)
9. Р. Глиэр «Медный всадник», 1949г. (балет)
10. Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867г. (балет)
11. Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934г. (балет), «Барышня-
крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г.
(балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник»
(опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943г.
(балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)
12. К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)
13. А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)
14 М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940г.
(балет)
15. А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949г.
(балет)
16. Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)
17. А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф
Нулин», 1983 г. (опера)
18. В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)
19. Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г.
(опера)
Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.
7. С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903г. (оперы)8. Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во

Слайд 4Музыкальных произведений на сюжеты А.С. Пушкина очень много, в нашем проекте

мы остановимся на некоторых из них.
Музыкальных произведений на сюжеты А.С. Пушкина очень много, в нашем проекте мы остановимся на некоторых из них.

Слайд 5 М.И Глинка
Опера «Руслан и Людмила»


В опере воспеваются героизм, благородство чувств,

верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба, жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни.
Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав галерею человеческих типов. Среди них -рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, мудрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.
М.И ГлинкаОпера «Руслан и Людмила» 				В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются

Слайд 6 Н.А. Римский-Корсаков
Опера «Золотой петушок»

Начало работы над оперой относится к осени

1906 года. Решение сочинять оперу на этот сюжет пришло очень быстро. Еще в июле 1906 года Римский-Корсаков писал в письме Кругликову, что у него «нет охоты думать о каких-либо планах», а уже в октябре записывает шуточный стишок:
Сочинять хочу не в шутку "Золотого петуха" Хи, хи, хи, да ха, ха, ха.
Сочинение оперы происходило в стремительном темпе. В сентябре 1907 года партитура была завершена и отдана в печать. В январе 1908 года директор императорских театров В. А. Теляковский отдал либретто оперы в драматическую цензуру. Первоначально пропустив текст либретто без изменений, на другой день цензура взяла его обратно и потребовала множественных изменений, причем вымарывались даже пушкинские стихи. В итоге Римский-Корсаков был вынужден согласиться с некоторыми цензурными изменениями, впрочем, он потребовал, чтобы на спектакле продавались отдельно книжечки с полным текстом либретто в оригинальной версии. Однако при жизни композитора постановку оперы осуществить не удалось, она была поставлена лишь после его смерти.

Н.А. Римский-Корсаков 		Опера «Золотой петушок»				Начало работы над оперой относится к осени 1906 года. Решение сочинять оперу на

Слайд 7 Н.А. Римский-Корсаков

Опера «Сказка о царе Салтане»

Мысль о написании оперы на сюжет сказки Пушкина пришла к композитору вскоре после окончания «Царской невесты», и разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Дирижёр — Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик — Михаил Врубель.
Сам композитор эту оперу особенно любил. После драматической «Царской невесты» она стала воплощением светлого, легкого юмора. В 1901 году Римский-Корсаков, просматривая корректуру «Салтана» писал Забеле-Врубель:
Иногда, как вчера вечером, когда... дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь, какой я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки.«Салтан» стал последней оперой, в сценической истории которой ведущую роль сыграла Московская частная опера. Впоследствии Римский-Корсаков отдавал премьеры своих опер императорским театрам.

Н.А. Римский-Корсаков        Опера «Сказка

Слайд 8«Русалка» — опера А.С.Даргомыжского.
Жанр оперы — психологическая бытовая музыкальная драма.
В основу сюжета легла

неоконченная драма А.С. Пушкина, опубликованная после смерти поэта под названием «Русалка».
Либретто написал сам композитор.
А. С. Даргомыжский начал работать над оперой со второй половины 40-х годов. Параллельно пишет множество романсов («И скучно, и грустно», «Мне грустно»), народно-комедийную сценку «Мельник», монолог «Бог в помощь вам» (у Пушкина это — обращение к декабристам, сосланным в сибирские рудники). Опера «Русалка» была окончена в 1855 г.
Премьера состоялась в мае 1856 года в Петербурге. Опера ставилась со значительными купюрами, в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из драмы «Русская свадьба», выдержавшей уже свыше 60 представлений. Постановку спасла отличная игра Петрова (Мельник).

А. Даргомыжский
Опера «Русалка»

«Русалка» — опера А.С.Даргомыжского.Жанр оперы — психологическая бытовая музыкальная драма.В основу сюжета легла неоконченная драма А.С. Пушкина, опубликованная после

Слайд 9П.И. Чайковский
Опера «Евгений Онегин»

Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали

длительные поиски оперного сюжета. Опера создавалась достаточно быстро, композитор работал над ней в Москве, в Сан-Ремо, а также в Каменке и в Глебово. Либретто ему помогал создавать поэт К. С. Шиловский. 30 января (11 февраля) 1878 года опера была вполне завершена и Чайковский сообщает Н. Г. Рубинштейну: «Я кончил оперу совершенно. Теперь только переписываю либретто и, как только все будет готово, отправлю в Москву».Произведение оказалось очень дорого Чайковскому, он вложил в него много душевных сил и ему жалко было отдавать его на сцену императорских театров. Почти сразу к опере пришел триумфальный успех. Публика была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского "романа в стихах" с ее выразительнейшей музыкой.
Опера оказалась новым словом для оперного жанра, она утвердила в правах целую жанровую ветвь лирической оперы. К этому же направлению принадлежит последняя опера Чайковского - "Иоланта".

П.И. ЧайковскийОпера «Евгений Онегин»				Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. Опера создавалась

Слайд 10М.П. Мусоргский
Опера «Борис Годунов»

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868,

используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Тема — период правления царя Бориса Годунова, c 1598 по 1605, непосредственно перед началом «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли.
Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 на сцене Мариинского театра. Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.
М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»				Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868, используя для написания либретто текст Пушкина

Слайд 11 С.В. Рахманинов
Опера «Алеко»


Одноактная опера

«Алеко» была написана на либретто Владимира Немировича-Данченко за три с небольшим недели и представлена ранее установленного срока.
Премьера оперы состоялась 27 апреля 1893 года в Большом театре, дирижировал оперой Ипполит Альтани. Спектакль прошёл с успехом и был доброжелательно встречен критикой.
После исполнения оперы Пётр Чайковский аплодировал так, что чуть из ложи не выпал. Опера композитору очень понравилась, к тому же он демонстрировал своё отношение к молодому автору[1].
Повторная премьера прошла 18 октября 1893 года в Киеве. Здесь Рахманинов впервые выступил в качестве дирижёра, дав два первых представления. В последующие годы опера не входила в постоянный репертуар театров, но ее разовые постановки пользовались неизменным успехом, тем более, что в них принимали участие виднейшие оперные певцы, включая Фёдора Шаляпина в роли Алеко.
В отличие от более поздних и более камерных опер, опера «Алеко» имеет сложную, насыщенную событиями драматургию и близка к веризму.

С.В. Рахманинов    Опера «Алеко» 				Одноактная опера «Алеко» была написана на либретто Владимира Немировича-Данченко за три

Слайд 12 А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он оставил богатое наследие

- стихи, романы - для всего человечества.
Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен, фраза богата содержанием. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у Пушкина родное, близкое своей индивидуальности, зажигаться его поэтическим вдохновением. Произведения поэта отличает стройность, их язык звучен и гармоничен.
Композиторы постарались в своих произведениях приблизиться к пушкинскому тексту, они попытались передать все чувства, настроения, которые передал поэт. Всем композиторам удалось это сделать, потому что эти произведения любят и восхищаются ими во всём мире. Таким образом, музыкальная пушкиниана составляет животворную ветвь мощного древа отечественной культуры.
Прав Фёдор Михайлович Достоевский, говоря о «некой великой тайне, которую поэт унес с собой и которую мы теперь разгадываем». По-своему эту тайну Пушкина разгадывали и продолжают разгадывать русские композиторы разных поколений и художественных устремлений, ибо, как тонко отметил Дмитрий Мережковский, «Пушкин - воздух, которым мы дышим, белый цвет, в котором мы видим все другие цвета, он - русская мера всего, наш собственный взгляд на все. Он - мы сами в нашей последней, еще для нас самих не открывшейся глубине, и вот почему узнать его нам так же трудно, как узнать себя, и, может быть, разгадать Пушкина - это именно и значит найти себя в нем».
А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он оставил богатое наследие - стихи, романы - для всего

Слайд 13 Спасибо
за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 14https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Оперы_по_произведениям_Пушкина
http://www.classic-musik.com/opera/40-operi-na-suzheti-a-s-pushkina
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/22/muzykalnye-proizvedeniya-sozdannye-na-stikhi-aspushkina

Литература
Ресурсы сети Интернет:
1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь

для учащихся. – Л.: Музыка, 1988.
2. Музыкальный энциклопедический словарь /Гл.ред Г.В.Келдыш – М.: Советская энциклопедия, 1991.
3.Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1976г.
4. Сто великих музыкантов./ Авт.-сост. Д.К. Самин. – М.: Вече, 2004.
5.Энциклопедия для юных музыкантов. Авт.-сост. И.Ю. Куберский, Е.В. Минина. – СПб.: Диамант, Золотой век, 1996.


https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Оперы_по_произведениям_Пушкинаhttp://www.classic-musik.com/opera/40-operi-na-suzheti-a-s-pushkina http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/01/22/muzykalnye-proizvedeniya-sozdannye-na-stikhi-aspushkinaЛитератураРесурсы сети Интернет:1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. –  Л.: Музыка,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть