Слайд 1Презентация
Способы цитирования
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русской литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар
Слайд 8
Цитаты способны украсить текст, подтверждая или шире раскрывая мысль, высказанную автором,
поэтому их охотно используют и в публицистике, и в научных работах.
Но иногда введение в текст цитаты может вызвать затруднения с точки зрения пунктуации.
Слайд 9
Цитата – это дословное воспроизведение сказанного, при этом неразрывно связанное по
смыслу с текстом, куда данный отрывок включается.
Пожилой возраст – это, прежде всего, опыт, накопленный в течение жизни. Как говорила в свое время великая Фаина Раневская: «Воспоминания – это богатство старости».
Слайд 10
Объединение нескольких отрывков из разных мест произведения в одной цитате не
допускается.
Их следует оформлять как разные цитаты.
Обязательным требованием является и наличие указания на ее источник.
Слайд 11
Если приводящееся вами место начинается не с начала предложения оригинала, то
в цитате там ставится многоточие.
На месте всех пропущенных слов в отрывке также ставится этот знак.
Слайд 12
«… Умный человек знает, как выйти из трудного положения, а
мудрый никогда в него не попадает», – подчеркивала Раневская.
Слайд 19
Если ссылку на источник или упоминание фамилии автора вы хотите поставить
сразу же после цитаты, то их принято заключать в скобки.
«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (Дэвид Даннинг).
Слайд 20
Обратите внимание!
Точка после цитаты в таком варианте не ставится,
ее ставят лишь после ссылки!
Если первое слово в скобках, указывающее на источник, не имя собственное, то пишется оно с маленькой буквы.
«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (из статьи психолога Дэвида Даннинга).
Слайд 21Если же оформление цитат в тексте требует вынести имя автора или
их источник на другую строку, то они пишутся уже без скобок и иных знаков препинания. А после самой цитаты ставится точка или любой необходимый знак.
У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам. Дэвид Даннинг
Это же правило распространяется и на эпиграфы.
Слайд 22Выделения внутри цитат
Если в приведенном в качестве цитаты отрывке имеются авторские
выделения, их сохраняют в том же виде, как и в первоисточнике.
Оформление цитат не требует специально подчеркивать, что данные отметки принадлежат автору.
В случаях же, когда выделить что-то хочет цитирующий, он должен сделать соответственную сноску.
Для этого в скобках указывают: «курсив мой» или «выделено мной» - и ставят инициалы.
Слайд 23А. Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким
даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать (курсив мой – И.И.)».
Инициалы автор ставит и в случае, когда есть необходимость дополнительно ввести пояснения в цитату.
«Литературное предание, соединившее их имена (Гоголя и Островского – И.И.), знаменательно. Ведь Островского поначалу восприняли как прямого продолжателя дела Гоголя…»
Слайд 35Способы,
которыми цитаты вводятся в контекст
Цитаты могут вводиться в предложение как
прямая речь.
В этих случаях и знаки препинания в русском языке ставятся так же, как при выделении прямой речи.
И. Захаров подчеркивает: «Раневская выносила другим жестокие определения, смахивающие на решения судебных инстанций. Но и себя не щадила».
Слайд 36
Если перед цитатой идут слова цитирующего, предупреждающие, что далее будет цитата,
то ставится двоеточие.
Верно заметил Э. Хемингуэй: "Мы становимся крепче там, где ломаемся".
Если после цитаты (или внутри) есть слова цитирующего, вводящие цитату в текст, то ставится точка.
Точно сказал об этом Мария фон Эбнер-Эшенбах. "Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей", — писал он.
Слайд 40
В случаях же если цитата должна быть разделена словами автора, это
выглядит так:
«Его величество совершенно остается уверенным, – писал А.С. Пушкину
А.Х. Бенкендорф, – что вы употребите отличные способности ваши на передание потомству славы нашего Отечества…»
Слайд 41
Если цитата – это дополнение, или же она входит в придаточную
часть сложного предложения, то никаких знаков, кроме кавычек, не ставится, а саму цитату начинают с маленькой буквы, даже если в источнике она писалась с большой:
В свое время философ Дж. Локк говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».
Слайд 49
Знаки препинания в конце цитаты
Если цитируемая фраза заканчивается многоточием, вопросительным или
восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками:
Кэтрин Хепберн восклицала: «Подчиняясь всем правилам, лишаешь себя множества удовольствий!»
Станислав Ежи Лец остроумно заметил: "Вот ты и пробил головой стену. Что будешь делать в соседней камере?"
Слайд 50
А в ситуации, когда в цитате перед кавычками знаков нет, в
конце предложения ставится точка, но только после кавычек:
Раневская сокрушалась: «85 лет при диабете – не сахар».
Джордж Бернард Шоу говорил: "Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей".
Слайд 51Если же цитата – это часть придаточного предложения, то точку после
кавычек следует ставить, даже если перед ними уже имеется либо восклицательный, либо вопросительный знак или многоточие:
Марлен Дитрих справедливо полагала, что «нежность является лучшим доказательством любви, чем самые страстные клятвы…».
Брюс Ли как-то сказал, что "правда жива, следовательно, изменчива".
Б. Л. Пастернак подчеркивал, что "самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье…".
Слайд 52Строчная или заглавная буква
стоит в начале цитаты?
Если цитата помещается
после двоеточия, то необходимо обратить внимание на то, с какой буквы она начиналась в первоисточнике. Если со строчной буквы – то цитата пишется с маленькой, только перед текстом ставится многоточие:
Описывая А.С. Пушкина, И.А. Гончаров подчеркивал: «…в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».
Слайд 53
Если же приводимый отрывок начинается с прописной буквы, то оформление цитат
происходит так же, как и при прямой речи – с большой буквы после двоеточия.
В. Лакшин писал об А.Н. Островском: «Много продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе».
Слайд 54Еще некоторые нюансы обозначения цитат
А как обозначить цитату, если необходимо привести
только одно слово или словосочетание?
В таких случаях приводимое слово заключается в кавычки и вводится в предложение с маленькой буквы:
В. Лакшин подчеркивал, что лица в комедиях Островского точны исторически и «этнографически ярки».
В ситуациях, когда первоисточника цитаты нет в свободном доступе (нет перевода на русский или же это редкое издание), то при цитировании следует указать: «цит. по».
Слайд 55Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
Оформление цитат требует не только
соблюдения правил пунктуации, но и корректного отношения к цитируемому тексту.
Со стороны автора статьи, в которой приводятся эти отрывки, допускается только несколько отклонений от их исходного состояния:
Слайд 56
- употребление современной орфографии и пунктуации, если манера написания и расстановка
знаков не признак индивидуального стиля автора;
- восстановление сокращенных слов, но с обязательным заключением дописанной части в квадратные скобки, например, св-во - св[ойст]во;
Слайд 57- оформление цитат допускает и пропуск отдельных слов в них, с
обозначением места пропуска многоточием, если это не исказит общий смысл приводимого отрывка;
- при включении отдельных словосочетаний или слов можно изменять их падеж, чтобы не нарушить синтаксический строй фразы, в которую они включены.
Слайд 58
Если же автору требуется дополнительно выразить свое отношение к цитируемому отрывку
или к некоторым его словам, он, как правило, ставит после цитаты заключенный в круглые скобки вопросительный или восклицательный знак.
Слайд 59С какой буквы начинать цитату?
Если цитируется предложение с самого начала, то цитата,
естественно, начинается с большой буквы.
Если начало предложение опущено, то цитата начинается с маленькой буквы.
Дейл Карнеги отмечает: "… человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве".
Слайд 60
Если цитатой мы начинается новое предложение, то она пишется с большой буквы
независимо от того, полностью мы цитируем предложение или вырезаем есть часть.
"… Человек, который счастлив в браке, намного счастливее гения, живущего в одиночестве", — отмечает Дейл Карнеги.
Слайд 63
В ненаучных текстах цитата часто является средством эмоционального воздействия.
Приводимый отрывок
должен передаваться точно. Ведь даже в определении понятия «цитата» подчеркивается, что это дословно переданная выдержка из какого-либо текста.
А из этого следует, что не только сам текст, но и знаки препинания, имеющиеся у автора, а также выделения, которые есть у него, должны быть воспроизведены без искажений.
Слайд 64И это в равной мере можно отнести как к официальным документам,
так и к эмоциональным выдержкам из художественной литературы.
Пример бережного отношения к цитируемому материалу – это прежде всего уважение к автору, написавшему приводимые вами строки.
Слайд 65
Для пишущего научный или литературный труд автора, цитата – это убедительный
и экономный прием, который позволяет
представить факты читателю,
-провести их обобщение
и
- подтвердить свою мысль ссылкой на авторитетные источники.
Слайд 77
Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.
1.
В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».
2. «Труд будит в человеке творческие силы»,— писал Л. Н. Толстой
Слайд 78
Укажите неправильный вариант оформления цитаты.
1. Ф. Искандер говорил, что «мудрость —
это ум, настоянный на совести».
2. М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».
3. Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».
Слайд 79
Закончите высказывание.
При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк.
1. ставятся кавычки;
2.
кавычки не ставятся;
3. цитата пишется с новой строки;
4. цитата пишется на той же строке, что и слова автора.
Слайд 80- Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами,
сопровождая их словами автора.
- Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.
1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. ...Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость — сестра таланта (Чехов).
Слайд 81
- Спишите предложения, правильно вставив буквы и расставив знаки препинания.
1. Я
считаю, что в истории ру(с, сс)кой живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест писал В. В. Стасов. 2. Я лучше человека говорил художник Н. Н. Ге ничего (не)знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей. 3. Суриков просто гениальный человек утверждал Стасов Подобной исторической картины у нас (не)бывало во всей нашей школе… тут и трагедия и к..медия и глубина истории, какой (ни) один наш живописец (н..)когда (не)трогал. 4. Максим Горький восторже(н, нн)о писал о художнике В. М. Васнецове Все больше я люблю и уважаю этого огромного поэта…а сколько у него ещ.. живых, красивых сюжетов для картин! Желаю ему бе(с, сс)мертия.
Слайд 82
- Составьте предложения, в которые в качестве цитат входили бы приведенные
изречения русских деятелей культуры.
1. Нет у нас пейзажиста-поэта, в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев (И. Н. Крамской). 2. Серов был реалистом в лучшем значении этого слова. Он видел безошибочно тайную правду жизни (В. Брюсов). 3. Живопись Коровина — образное воплощение счастья живописца и радости жизни. его м..нили и ему улыбались все краски мира (К. Ф. Юон). 4. Левитан любил природу как (то) особенно. Это была даже и не любовь, а какая (то) влюбленность… (М. П. Чехова).
Слайд 83
Предлагаем вам несколько изречений выдающихся людей.
- Запишите их, используя различные
способы цитирования.
Расставьте знаки препинания.
1. Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос (А.Эйнштейн). 2. Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе (Талейран). 3. Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке (Цицерон). 4. Как мы можем требовать чтобы кто-то сохранил нашу тайну если мы сами не умеем ее сохранить (Ларошфуко). 5. Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе (Софья Ковалевская). 6. Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье (Даниэль Дефо). 7. Дураки больше всего говорят о мудрости а негодяи о добродетели (Пауль Эрнст).
Слайд 84Предлагаем вам несколько интересных высказываний.
- Запишите их как цитаты, дополнив от
себя словами автора.
- Расставьте знаки препинания.
1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).
-Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.
Слайд 85
-Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования.
- Спишите, расставив знаки препинания.
1.
Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2. Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3. Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4. Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5. Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.
Слайд 86- Прочитайте, укажите способы цитирования.
- Спишите, правильно расставив знаки препинания.
1. Греческому
врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2. Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3. Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4. По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5. Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6. Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.
Слайд 87- Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью.
В чём особенность их пунктуационного оформления?
1. В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово...» 2. По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...». 3. И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4. «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».
- Запишите понравившееся вам высказывание.
Слайд 88Какие из способов цитирования представлены в
данных предложениях? Назовите их.
1. Киевскую
Русь часто называли «страной городов». 2. Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда». 3. «Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче. 4. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».
Слайд 89
Укажите способ цитирования.
«Мудрость есть дочь опыта»,— любил говорить великий итальянский художник,
учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
1. прямая речь;
2. косвенная речь;
3. предложение с вводными словами;
4. отдельные слова или словосочетание.
Слайд 90
Укажите способ цитирования.
О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую
лирику… психологическое богатство русского романа».
1. прямая речь;
2. косвенная речь;
3. предложение с вводными словами;
4. отдельные слова или словосочетание.
Слайд 91 В каком предложении чужая речь неправильно оформлена?
1. В письме А.
С. Суворину А. П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки всем правилам драматического искусства».
2. Как утверждал П. И. Чайковский, что «вдохновение рождается только из труда и во время труда».
3. По словам Л. Н. Толстого, «искусство — высочайшее проявление могущества в человеке».
4. Искусство, по мысли Ф. М. Достоевского, «есть такая же потребность для человека, как есть и пить».
Слайд 92
Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных
слов.
1. Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели». 2. В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека». 3. Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».
Слайд 93
Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при
цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?
1. Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2. «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3. Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4. По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5. Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».
Слайд 94
Укажите способ цитирования.
Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей
учёности».
1. прямая речь;
2. косвенная речь;
3. предложение с вводными словами;
4. отдельные слова или словосочетание.